Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
5.19 Mб
Скачать

то есть той категорией населения, где наиболее высок уровень безработицы. По мнению главы ведомства

Ахмеда аль-Хатыба (Ahmеd al-Khatib), к 2030 году ко-

личество новых рабочих мест в сфере культуры, развлечений и спорта значительно превысит целевые показатели «Видения 2030», а расходы населения на досуг и развлечения утроятся и достигнут 8–9% от общей суммы расходов среднего саудовца. Кроме того, по мере создания собственной индустрии развлечений все большая часть из $20–30 млрд, которые сегодня тратят саудовские подданные на досуг в зарубежных поездках, будет оставаться в королевстве. Важно и то, что в работе по созданию новой отрасли активное участие принимают частный сектор, волонтеры и неправительственные организации.

Входе реализации реформ выяснилось, что такая

свиду не самая серьезная деятельность, как проведение развлекательных мероприятий, оказалась одним из рекордсменов по скорости создания новых рабочих мест и генерированию доходов. Причем доходы поступают не только от продажи билетов на мероприятия, но и от продажи разного рода символики и атрибутов, еды и напитков, билетов на различные виды транспорта и т.д.. Таким образом, к удивлению самих его создателей новое «идеологическое» ведомство стало играть важную роль в решении и экономических задач.

Оправдывает себя ставка авторов «Видения» на объ-

ективные факторы: демографический – преобладание в составе саудовского населения молодежи в качестве основного потребителя развлечений, а также экономический – высокая платежеспособность подданных.

Пожалуй, еще большее значение имеет духовнорелигиозный фактор, связанный со специфическими особенностями королевства, где исторически сильно влияние на умы людей консервативного мусульманского духовенства. На протяжении столетий культуру, спорт и развлечения верующим заменяли обязательные пятикратные молитвы, во время которых им иногда внушались не самые

81

светлые и прогрессивные идеи. Сегодня же в интересах государства и общества необходимо избавиться от косности и обскурантизма, раскрепостить умы людей, направив их на творческие, созидательные цели. В ходе концертов, спектаклей, фестивалей, конкурсов, тематических встреч активизируются связи между людьми, происходит сплочение общества не на религиозной, как раньше, а на общечеловеческой основе. Благодаря этому постепенно исчезает питательная среда для религиозного фанатизма и экстремизма. Видимо, с учетом этого и других обстоятельств власти взяли курс на приобщение людей к культуре, художественному творчеству, созданию условий для развития их способностей и талантов в разных сферах. Эти меры сужают возможности для распространения фанатичных убеждений и по сути направлены на искоренение религиозного экстремизма.

Неудивительно поэтому, что Генеральное управление по развлечениям намерено расширять свою деятельность. В 2020 году оно провело в год уже более 3000 мероприятий, к организации которых широко привлекались местные и иностранные инвесторы, а также иностранные компании, специализирующиеся на организации досуга. Для массового распространения культуры планируется строительство библиотек и музеев, культурных центров в провинции типа советских «Домов культуры», где местное население могло бы удовлетворять потребности в занятии теми или иными видами творчества. Уникальный культурно-развлекательно-спортивный парк Киддия создается в саудовской столице. Его площадь – около 300 квдратных километров. Наиболее значимыми объектами – символами саудовской «культурной революции» –

станут Оперный театр мирового класса в Джидде и

упомянутый почти целый город развлечений по типу «Диснейленда» Киддия в Эр-Рияде. Чтобы сделать жизнь саудовцев более разнообразной и насыщенной, говорит Ахмед аль-Хатыб, в Эр-Рияде будет создана

инфраструктура развлечений, которая на 99% будет

82

соответствовать той, которая имеется сегодня в Лондоне или Нью-Йорке!

Особое место в создании индустрии развлечений занимает такой массовый вид искусства, как кино. Имевшиеся ранее в Эр-Рияде кинотеатры были закрыты в 70-е годы прошлого века после победы Исламской революции в Иране, которая привела к укреплению и ужесточению позиций мусульманского духовенства и на родине пророка. Учитывая большое влияние кино на сознание массового зрителя, вопрос об открытии кинотеатров до определенного времени оставался нерешенным. Сомнения были связаны с тем, не вызовет ли этот шаг открытого сопротивления со стороны клерикалов и консервативной части населения? Не нарушит ли он стабильность в обществе, и без того сталкивающемся со многими вызовами?

В ходе развернувшейся в СМИ дискуссии сторонники возврата кино напоминали, что в 60-е годы прошлого века были люди, возражавшие против открытия школ для девочек и женского образования в целом. Что было бы со страной, говорят они, если бы тогда король Фейсал не принял правильного решения?

Власти осознают, что радикальные перемены в образе жизни людей могут вызывать недовольство. Однако, говорит Ахмед аль-Хатыб, расчет делается на поддержку умеренной части населения, которая, согласно опросам, составляет около 80% саудовцев. Что касается консерваторов, то они могут просто оставаться дома, если не хотят участвовать в мероприятиях… Хотя и для этой категории жителей ведомство старается проводить мероприятия, учитывающие специфику их восприятия мира.

И все-таки, хотя и с некоторой задержкой, вопрос был решен в пользу одного из самых важных видов искусства. В марте 2019 года Министерство культуры и информации Саудовской Аравии начало выдавать лицензии на управление кинотеатрами, которые открывались в стране после более 30 лет запрета. Введено три вида лицензий:

83

на создание и работу кинотеатра, а также на управление им. Глава Министерства культуры Авад бин Салех альАллад отмечал, что сектор кино «имеет важное значение для культурного и творческого богатства, а также является катализатором для сектора услуг и отдыха». В королевстве возникла и быстро развивается собственная кинематография. Снимаются и демонстрируются первые саудовские кинофильмы. Уже появились даже собственные саудовские кинозвезды.

Транзитный потенциал

Одна из важнейших задач новой стратегии КСА состоит в максимальном использовании в интересах развития экономики как природно-климатических условий, так и особенностей географического расположения королевства. Например, строительство курортов позволяет раскрыть туристический потенциал саудовского побережья Красного моря. Другой пример: благодаря тому, что Саудовская Аравия находится на стыке трех континентов – Азии, Африки и Европы, – она имеет большой транзитный потенциал, который также можно более эффективно использовать, в частности, путем установления сухопутной транспортной связи между саудовским и египетским побережьями Красного моря. В результате возникло предложение о строительстве автомобильного и железнодорожного моста, который свяжет две крупнейшие страны арабского мира в северной части Красного моря – над Тиранским проливом, соединив мыс Рас-Хумайд на севе- ро-западе Саудовской Аравии через остров Тиран с хорошо известным многим россиянам курортным городом Шарм аш-Шейх на юге Синайского полуострова. Эр-Рияд и Каир договорились, что мост будет носить имя короля Сальмана.

Соглашение о строительстве 10-километрового объекта было подписано в апреле 2016 года в ходе знакового

84

визита короля Сальмана в Египет. После завершения работ по мосту высотой около 80 метров преодолеть расстояние между двумя странами на автомобиле можно будет всего за 20 минут! Он станет крупной транспортной артерией, которая будет способствовать экономическому

развитию Синая,

всего Египта и Саудовской Аравии,

в том числе и

развитию туризма на обоих берегах.

Со строительством моста для саудовских туристов и товаров откроется сухопутный маршрут в страны Африки и Европы. Не менее важно, что благодаря мосту через Красное море появится возможность соединить железнодорожные сети, создаваемые сегодня на Аравийском полуострове, с египетскими, африканскими, возможно, и европейскими железными дорогами. К сожалению, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в сроки возведения этого объекта.

«Умные города» будущего

Амбициозные планы диверсификации экономики и развития западных районов королевства, конечно, не ограничиваются созданием курортов и расширением транспортной инфраструктуры при всей важности этих проектов для реализации реформ. Если в нефтяную эпоху с 30-х годов прошлого века по середину 2010-х годов основной акцент в хозяйственном развитии страны делался на восточные районы, где находятся месторождения нефти, то сегодня становится ясно, что в начавшейся «постнефтяной эпохе» главное внимание уделяется и будет уделяться в дальнейшем «раскупориванию» богатого потенциала западных территорий на побережье Красного моря. При этом задача ставится так: не просто застроить пустующие территории, а создать города нового типа с учетом новейших тенденций в мировом градостроительстве, а также высших достижений мировой науки и техники во всех областях. При этом надо отметить, что

85

амбициозность отдельных проектов вполне соответствует смелости и амбициозности самой стратегии «Видение 2030». В предисловии к этому программному документу король Сальман отмечает, что одна из главных целей новой стратегии состоит в том, чтобы сделать страну

«примером для всего мира на всех уровнях».

Осуществление именно такого сверхамбициозного ме- га-проекта по созданию гигантского «умного города» будущего под названием Neom, управляемого искусственным интеллектом, с широким применением роботов, беспилотных транспортных средств и других новейших технологий ведется на северо-западе королевства. Необычное название города состоит из греческого слова «нео» – «новый» с добавлением первой буквы арабского слова «мустакбаль» – «будущее». Презентация проекта состоялась в октябре 2017 года на международном форуме «Инвестиционная инициатива будущего» в Эр-Рияде. Представляя проект, наследный принц Мухаммед бин Сальман подчеркнул, что город Neom будет работать независимо от «существующей государственной системы», с собственным налоговым и трудовым законодательством и «автономной судебной системой». Это объявление имело важное значение для зарубежных инвесторов – крупнейших высокотехнологичных компаний, так как означало, что в случае участия в проекте их интересы будут защищены.

Наследный принц:

мы не копируем ни Дубай, ни Америку

В ходе пространного и откровенного интервью американскому изданию «The Atlantic», во время которого интервьюер сказал, что Саудовская Аравия «все больше напоминает ему Дубай или даже Америку», наследный принц Мухаммед бин Сальман дал такой ответ: «Мы не пытаемся быть похожими на Дубай или на Америку. Мы пытаемся развиваться на основе того, что у нас

86

есть, экономических активов и использования потенциала народа Саудовской Аравии, культуры Саудовской Аравии, нашего происхождения, и мы пытаемся развиваться таким образом. Мы не копируем, мы пытаемся

быть инновационными. Мы хотим добавить в мир что-то новое… Мы пытаемся использовать капитал, который у нас есть в Публичном инвестиционном фонде (ПИФ), капитал, который у нас есть в государственном бюджете, инновационным образом, на основе нашей культуры или саудовских инноваций. Так, например, если вы посмотрите на Аль-Улю (древнее поселение на северо-западе королевства – К.Д.), это однозначно саудовское поселение Другой такой модели нет. Если вы посмотрите, например, на проект в Диръийе (древняя столица Аравии – К.Д.), который является одним из крупнейших культурных проектов в мире, он уникален. Это тематический проект культурного наследия Нежда (центральная часть КСА, где находится столица Эр-Рияд – К.Д.). Если вы посмотрите, например, на старый город в Джидде и застройку вокруг него, то увидите, что он основан на традициях Хиджаза (сред-

няя часть красноморского побережья КСА – К.Д.).

«Если же вы посмотрите, например, на Неом и на Линию, главный город Неома, они уникальны, созданы и сделаны Саудовской Аравией. Это не копия чего-либо в другом месте. Они развиваются и создают решения, которых раньше никто не создавал. А если посмотреть, например, на Киддию в Эр-Рияде, то это один из крупнейших развлекательных и культурноспортивных проектов в мире площадью около 300 квадратных километров, что больше, чем размер некоторых небольших стран. И у вас есть огромные проекты тематических парков, культурных и спортивных объектов, объектов недвижимости. Но у нас все это было синхронизировано так, как это никогда не делалось, например, в Орландо или где-либо еще в мире... Многие наши проекты уникальны. Это Саудовская Аравия».

87

Проект «второго возрождения» Саудовской Аравии

Инженеры предлагают превратить пустыню Руб эль-Хали в «цветущий сад» с… атомными станциями

В поисках ответа на вопрос о том, как обеспечить свое благосостояние в «постнефтяную эру», саудовские «архитекторы реформ» рассматривают самые экзотические проекты.

Среди наиболее смелых инфраструктурных планов, на которые «замахнулись» саудовские инженеры, привлекает внимание идея строительства искусственного водного пути, который рассечет надвое Аравийский полуостров и соединит воды Персидского залива с акваторией Аравийского или Красного морей. Правда, в отличие от проекта Neom, который утвержден правительством и уже начал осуществляться, этот проект пока находится в стадии первичного рассмотрения различными ведомствами королевства.

Его первоочередная цель – создание надежного пути для транспортировки нефти в обход узкого Ормузского пролива, который в любой момент может быть перекрыт Ираном – основным геополитическим соперником Саудовской Аравии за влияние в регионе. Угрозы закрытия пролива не раз звучали из уст иранских руководителей

вмоменты обострения обстановки в регионе. Транспортировка нефти танкерами через внутреннее пространство Аравийского полуострова не только повысит его безопасность, но и серьезно сократит протяженность «западного маршрута» по сравнению с морским путем вокруг полуострова, а следовательно, уменьшит расходы. Учитывая нынешнее, да и будущее значение экспорта нефти для судеб экономики Саудовской Аравии, новая водная артерия позволит королевству избавиться от «Дамоклова меча»

ввиде возможности перекрытия весьма уязвимого для судоходства Ормузского пролива.

88

Однако если бы речь шла только о транспортировке нефти, то проблему было бы гораздо проще решить, добавив к уже существующим новые нефтепроводы с восточного побережья «Острова арабов» на западное. Все дело в том, что планы саудовских инженеров выходят далеко за транспортно-логистические рамки. По их замыслам, реализация проекта должна создать условия для не больше и не меньше «второго возрождения» Саудовской Аравии…

Прокладку 1000-километрового водного пути предлагается начать на побережье Аравийского моря и продолжить по территории Султаната Оман и Йемена. Наиболее сложным этапом могут стать работы в самой большой в мире песчаной пустыне Руб эль-Хали (араб. «Пустая четверть»), общая площадь которой составляет 600 тыс. квадратных километров. Залитые солнцем живописные дюны из красно-рыжего песка достигают высоты в несколько десятков метров и под воздействием ветров постоянно меняют свои очертания и местоположение. Идеально подходя для катания на песчаных лыжах, эти дюны создают серьезные проблемы для строителей. Во время работ по прокладке нефтепровода автору довелось самому увидеть как от траншей, вырытых в этих местах накануне, на следующее утро пропадал и след. Никем не контролируемая миграция огромных масс песка крайне затрудняет строительство любых объектов – трубопроводов, железных дорог и тем более водного пути. Она требует нестандартных инженерных решений с целью надежно и на постоянной основе предотвратить занесение песком строящихся и уже построенных сооружений.

Предполагается, что на берегах целого ряда более мелких каналов, соединенных в единую водосистему, будут располагаться энергетические центры с атомными реакторами, которые будут производить около 50 гигаватт электроэнергии, а также миллионы кубометров опресненной воды. Оба ценнейших продукта

89

будут использоваться в масштабах всей страны, в том числе и для снабжения будущих населенных пунктов

исельскохозяйственных ферм в безжизненной пока пустыне.

Предусматривается также строительство целых городов и поселков со всей необходимой инфраструктурой – школами, больницами, спортивными сооружениями, магазинами и т.д. для строителей канала, сотрудников энергетических центров, аграрных и животноводческих ферм

иирригационных сооружений.

«Строительство канала, которое с полным правом можно считать «проектом века», – сказал, заглядывая

вбудущее, инженер Эсмат аль-Хаким (Esmat Al-Hakeem)

винтервью саудовской газете «Оказ», – будет способствовать превращению королевства из страны, которая на протяжении всей своей истории закупала за рубежом большую часть продовольствия, в производителя и экспортера продуктов питания». Что касается ядерной энергетики, то королевство, по его словам, намеревается стать «одним из лидеров мирного использования атома в регионе». Сама же пустыня Руб эль-Хали превратится «в край зеленых полей, рек и рукотворных каналов»…

Вслучае, если королевству по тем или иным причинам не удастся договориться с соседями по «Острову арабов», канал может быть проложен на территории одной только Саудовской Аравии – между побережьями Персидского залива и Красного моря.

Впервые проект прокладки рукотворного канала был опубликован в саудовском журнале «Аль-Мухандис» («Инженер») более десяти лет назад. Однако в то время, когда страна получала сверхприбыли от экспорта углеводородного сырья, он не привлек особого внимания и казался похожим на утопию. Иное звучание проект получает в наши дни, когда королевство встало на путь реа-

лизации «Видения 2030» – плана избавления страны от сырьевой зависимости.

90