Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хар-ка Конвенции ООН о межд купле-продаже.docx
Скачиваний:
73
Добавлен:
16.03.2015
Размер:
32.86 Кб
Скачать

Отличие дмкп от договора подряда.

Конвенция 1980 г. отграничивает международную куплю-продажу от иных видов договоров, и прежде всего от договора подряда: договор на поставку товаров, подлежащих изготовлению или производству считается договором купли-продажи, если только сторона, заказываю­щая товары, не берет на себя обязательства поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров. Если обязательства стороны, поставляющей товары, за­ключаются по договору в основном в выполнении работы или предо­ставлении услуг, Конвенция к такому договору не применяется. При этом понятие «существенная часть» подлежит толкованию в каждом случае судом или арбитражем, разрешающим спор.

Способ регулирования.

Положения Конвенции основываются на признании договорной свободы сторон. Стороны могут исключить применение Конвенции, отступить от любого из ее положений или изменить его действие (но это надо сделать прямо и недвусмысленно, записать в контракте, что к нему не применяются положения Конвенции, ссылка на национальное право автоматически НЕ свидетельствует о том, что К. не применяется!!). Единственное исключение из правила о диспозитивности норм Конвенции составляют требования ст. 12. Они позволяют Договари­вающемуся государству, законодательство которого устанавливает письменную форму для заключаемых или подтверждаемых договоров купли-продажи, сделать в любое время заявление о неприменимости положений Конвенций, допускающих устную форму международной купли-продажи товаров, если хотя бы одна из сторон имеет свое ком­мерческое предприятие в этом государстве. Соответствующее заявле­ние, как уже было отмечено, было сделано СССР при присоединении к Конвенции; правовое значение заявления сохраняется и для Россий­ской Федерации.

Заключение договора. Конвенция регламентирует процесс заклю­чения договора между «отсутствующими сторонами», то есть в ситуа­циях, когда продавец и покупатель находятся в различных государствах, а договор заключается путем направления одной стороной - оферты и акцепта оферты - другой стороной. В случае, если контракт заклю­чается между присутствующими сторонами (за столом переговоров), то нормы ч. II Конвенции («Заключение договора») не применяются и в случае необходимости надлежит руководствоваться применимым национальным правом. В части заключения договора положения Конвенции (ч. II) и соответствующие положения ГК РФ (гл. 28) по своим принципиальным моментам совпадают. Имеются, однако, отличия. Например, акцепт в силу ст. 438 ГК РФ должен быть пол­ным и безоговорочным, в то время как согласно п. 2 ст. 19 Конвен­ции акцепт может содержать дополнительные или отличные условия, не меняющие существенно условий оферты.

Согласно ст. 14 Конвенции предложение о заключении договора (оферта) должно быть достаточно определенным, то есть в оферте должен быть обозначен товар и прямо или косвенно установлены его цена и количество или порядок их определения. Причем при отсутствии указания на цену она может быть определена, исходя из средних показателей (ст. 55 Конвенции). В то же время отсутствие в оферте указания на количество товара или порядок его определения делают контракт незаключенным.

Подобно Конвенции, ГК РФ определяет условие о наименовании товара и его количестве как единственное существенное условие договора (п. 3 ст. 455), в то время как условие о цене может отсут­ствовать в договоре (ст. 485). В последнем случае товар будет опла­чен по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 3 ст. 424).

Форма договора. Венская конвенция допускает заключение кон­тракта международной купли-продажи в любой форме, в том числе и в устной (ст. 11). Факт заключения контракта может доказываться любыми средствами, включая и свидетельские показания. Однако при присоединении к Конвенции государство может сделать специаль­ное заявление об обязательности письменной формы контракта, если коммерческое предприятие одной из сторон контракта находится в нем (ст. 12). Такое заявление при присоединении к Конвенции сделал СССР. Следовательно, в отношениях с российскими лицами контракт, регулируемый Конвенцией, должен заключаться только в письменной форме. В письменной же форме должны совершаться также оферта, акцепт или иное выражение намерения.

В соответствии со ст. 13 Конвенции под «письменной формой» контракта понимаются также сообщения по телеграфу и телетайпу. Таким образом, факсимильная связь в соответствии с буквальным толкованием Конвенции не относится к письменной форме. Обычно в качестве аргумента против такой позиции выдвигается тезис о том, что во времена создания Конвенции факсимильная связь еще не была столь распространена, как в настоящее время, и поэтому не была упомянута в ст. 13 Конвенции, хотя она полностью удовлетворяет требованиям письменного документа. Очевидно, что с таким подходом можно согласиться, сославшись на общие принципы, на которых основана Конвенция (ст.7).

Обязательства продавца. В соответствии с Конвенцией (ст. 30) продавец обязан: 1) поставить товар; 2) передать покупателю относя­щиеся к товару документы; 3) передать право собственности на товар.

Товар должен быть поставлен в согласованную дату или срок, а при отсутствии согласования даты поставки - в разумный срок (ст. 33). Таким образом, срок по Конвенции не является существенным условием договора. Если обязанность по перевозке лежит на продавце, он должен заключить договоры перевозки на обычных условиях (ст. 32). Обязательство продавца по поставке товара считается исполненным, когда товар предоставлен покупателю в месте, обусловленном в до­говоре. Если данное место в договоре не определено, то поставка считается выполненной с момента сдачи товара первому перевозчи­ку, а если предметом является товар, определяемый индивидуальны­ми признаками, то обязательство считается выполненным с момента предоставления товара в распоряжение покупателя в месте, которое было известно сторонам при заключении договора как место нахожде­ния товара. В остальных случаях продавец выполняет свои обязанности по поставке путем предоставления товара в своем коммерческом предприятии (ст. 32).

Если применяются Инкотермс, то срок поставки и соответ­ственно момент исполнения продавцом обязанности по поставке определяются соответствующим термином. В этом случае место исполнения зависит от базиса поставки: ExW - место нахождения коммерческого предприятия (склада) продавца; FCA - место пе­редачи товара перевозчику в стране продавца; FAS - место раз­мещения товара вдоль борта судна, FOB, CFR, CIF - на судне в порту отгрузки в стране продавца.

Обязательства покупателя. На покупателе лежат две обязан­ности: 1) принять товар и 2) оплатить его (ст. 53). Принятие поставки заключается в совершении покупателем необходимых для этого действий, которые от него разумно ожидаются (ст. 60). Кроме того, в соответствии со ст. 38 покупатель должен осмотреть товар в максимально короткий срок. Покупатель также должен вступить во вла­дение товаром (ст. 60).

Обязанность уплаты цены включает в себя принятие покупателем таких мер, которые могут требоваться для того, чтобы сделать возмож­ным осуществление платежа (ст. 54). Например, покупатель должен обратиться в банк с заявлением об открытии аккредитива, а также осуществить меры по получению разрешений государственных орга­нов, например, на производство валютных операций.

Если в договоре не указаны цена или порядок ее определения, цена будет определяться, исходя из цены, которая обычно взималась за такие товары при сравнимых обстоятельствах в момент заключения договора. В этом есть определенное противоречие со ст. 14 Конвенции, согласно которой предложение является офертой, если в нем прямо или косвенно указана цена. Здесь также имеется некоторое отличие от аналогичного правила ГК РФ (п. 3 ст. 424), где цена определяется на момент исполнения договора: «Исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары».

В настоящее время государства придерживаются принципа но­минализма, согласно которому изменение курса валюты цены к валюте платежа не влияет на расчеты между сторонами контрак­та: плательщик обязан уплатить ту денежную сумму, которая с него номинально причитается по контракту в соответствующей валюте. Изменение стоимости валют в сторону повышения или понижения во внимание не принимается.

Для того чтобы избежать потерь, связанных с инфляцией и изменением курса валют, стороны внешнеэкономических сде­лок прибегают к включению в контракт так называемых «защит­ных оговорок», посредством которых цена контракта, выраженная в определенной валюте, «привязывается» к определенному экви­валенту, как правило, более стабильной валюте (доллар, евро и др.), валютной корзине или международной расчетной единице (СПЗ). Включение защитных оговорок допускается гражданским законо­дательством.

Место исполнения покупателем своей обязанности по уплате цены определяется в договоре. Если оно в договоре не определено, то в соответствии со ст. 57 Конвенции этим местом признается место нахождения коммерческого предприятия продавца, а если платеж должен быть произведен против передачи товара или документов -в месте их передачи. Например, при аккредитивной форме расчетов местом передачи документов признается банк продавца, куда послед­ний предъявляет отгрузочные и иные документы.

Время исполнения покупателем своей обязанности по уплате цены также определяется договором. Если стороны в договоре не опреде­лили срок уплаты цены, то покупатель обязан платить в момент передачи товара или товарораспорядительных документов в его рас­поряжение. При этом покупатель не обязан платить до тех пор, пока у него не появилось возможности осмотреть товар, если только порядок поставки или платежа, как сказано в Конвенции, «не совме­стим с ожиданием такой возможности».

Ответственность продавца предусмотрена, в частности, для сле­дующих ситуаций:

1) за непоставку или просрочку в поставке товара;

2) за непередачу документов, относящихся к товару, или права соб­ственности на товар;

3) за любое несоответствие товара (ст. 36).

Покупатель приобретает право ссылаться на несоответствие товара только в случае, когда он известил продавца о несоответствии. Пре­тензия должна быть направлена в разумный срок, но не позднее двух лет со дня фактической передачи товара, если договором не установ­лен другой срок. Непредъявление претензии лишает покупателя права ссылаться на несоответствие товара условиям договора (ст. 39). Продавец отвечает также за поставку товара, не свободного от любых прав или притязаний третьих лиц.

Основная форма ответственности продавца - возмещение убыт­ков (ст. 45). Покупатель наряду с возмещением убытков вправе:

потребовать от продавца исполнения им своих обязанностей (принцип реального исполнения) (п. 1 ст. 46);

потребовать замены товара, если нарушение носит существен­ный характер, либо потребовать устранения несоответствия товара. Такие требования должны быть заявлены в разумный срок (пп. 2 и 3ст. 46);

установить дополнительный срок разумной продолжительности для исполнения продавцом его обязанностей (ст. 47). Данной норме корреспондирует право продавца после установленной даты постав­ки устранить за свой счет любой недостаток в исполнении им дого­вора (ст. 48);

расторгнуть договор в случае его существенного нарушения продавцом, а также в случае непоставки товара в установленный покупателем в соответствии со ст. 47 дополнительный срок (ст. 49);

в случае несоответствия товара (ст. 35,41,42) покупатель может снизить цену (ст. 50), а также взыскать убытки, которые не были компенсированы снижением цены (п. 2 ст. 45). В случае досрочной поставки покупатель может отказаться от принятия товара (ст. 52).

Ответственность покупателя предусмотрена для следующих ситуаций:

1) неоплата товара или просрочка в оплате;

2) непринятие поставки или просрочка в принятии поставки.

Основная форма ответственности покупателя - возмещение убытков (ст. 61).

Продавец наряду с возмещением убытков вправе:

1) требовать реаль­ного исполнения - уплаты цены и/или принятия поставки (ст. 62);

2) установить дополнительный срок разумной продолжительности для исполнения (ст. 63);

3) требовать расторжения договора при су­щественном нарушении договора (ст. 64), а также ввиду истечения дополнительно назначенного срока (п. 1 «Ь» ст. 64). В случае, когда покупатель уплатил цену, продавец может потребовать расторжения договора в течение определенных периодов времени после того, как он узнает о состоявшемся нарушении (п. 2 ст. 64).

Общие положения об ответственности. Ответственность по Конвенции наступает за сам факт нарушения договора, вина стороны при этом не учитывается (ст. 45,61). Исключают ответственность лишь «препятствия вне контроля» (ст. 79). Нетрудно заметить, что правилам Конвенции корреспондирует положение п. 3 ст. 401 ГК РФ, согласно которому лицо, осуществляющее предпринимательскую деятель­ность, освобождает от ответственности только непреодолимая сила.

Согласно ст. 79 Венской конвенции сторона не несет ответст­венности за неисполнение любого из своих обязательств, если дока­жет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий. При этом факт невозможности исполнения обязательства должником не принимается во внимание, если исполнение объективно было возможно. В данном случае оп­ределение «препятствия вне контроля» по своим принципиальным характеристикам совпадает с определением непреодолимой силы, которое содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ.