Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ЕНКМ_3 часть

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
7.89 Mб
Скачать

Обращение к истории названия позволяет восстановить обстоятельства присвоения имени, историко-культурный фон того времени и уровень развития научно-технического потенциала человечества.

В настоящее время на поверхности 37 тел Солнечной системы насчитывается около 7 300 названий деталей рельефа.

Постепенно сложилась традиция, согласно которой топонимия каждого из тел строится по определенным правилам. Так, объектам рельефа поверхности Меркурия присваиваются имена видных деятелей культуры (литературы, изобразительного искусства, музыки), названия исследовательских кораблей, названия Меркурия на разных языках, названия земных радиоастрономических обсерваторий. На Венере объекты называются в честь выдающихся женщин, личными женскими именами, именами богинь и героинь мифов, а также названиями Венеры на разных языках. Детали рельефа Марса называются в память знаменитых исследователей этой планеты, авторов научной фантастики о полетах на Марс, названиями из древней географии Средиземноморья и названиями Марса на разных языках.

Многочисленными мифологическими именами из фольклорных источников разных народов земного шара называются объекты на поверхностях спутников планет-гигантов и тех астероидов и ядер комет, изображения которых получены с высоким разрешением космическими аппаратами.

Вскоре после образования Международного астрономического союза (МАС) это содружество астрономов приняло на себя

31

обязанность в создании и упорядочивании планетной топонимики. В 1935 г. МАС одобрил первый список из почти 600 названий объектов на видимой стороне Луны, впервые получивших официальный международный статус.

Развитие космических исследований потребовало новых усилий. В 1973 г. МАС образовал уже шесть рабочих групп экспертов, которые работали над развитием топонимики Луны, Меркурия, Венеры, Марса, спутников планет-гигантов, астероидов и комет. С 1978 г. по 2010 г. экспертную группу по топонимике Луны возглавлял автор данной статьи (проф. В.В. Шевченко). Председатели экспертных групп и еще несколько специалистов по названиям из разных стран образуют Рабочую группу по номенклатуре планетной системы МАС. Рабочая группа принимает окончательное решение по всем поступившим предложениям и выносит соответствующие списки на утверждение Генеральной ассамблеей Международного астрономического союза. Принятые латинские названия считаются официальными международными обозначениями объектов и содержатся в Gazetteer of Planetary Nomenclature на сайте http://planetarynames.wr.usgs.gov. Этот ресурс содержит полную номенклатуру названий на планетах, спутниках, астероидах и кометах, карты размещения объектов, а также сведения о происхождении каждого из нескольких тысяч имен.

Наиболее продолжительную историю имеет топонимия Луны, на примере которой можно проследить процесс эволюции планетной топонимики и типичные проблемы, с которыми встречались исследователи при создании системы наименований (номенклатуры)

32

на поверхности планет. Современная номенклатура лунных образований насчитывает сотни названий, обозначающих 18 морфологических типов объектов. Основная часть названий относится к кратерам, включая 1 521 индивидуальных имен и 7 056 имен, повторяющих основное название с добавлением одной из букв латинского алфавита. В целом приходится одно кратерное название (включая буквенные обозначения) на каждые 61 км2.

Согласно установившейся традиции лунным кратерам присваиваются имена астрономов, в первую очередь исследователей Луны, имена выдающихся ученых и путешественников. Названия таких морфологических типов, как моря и озера конструируются из названий явлений, связанных с погодой, или эмоциональными состояниями. Некоторые образования, такие как горные хребты, имеют названия аналогичные таким же формам рельефа на Земле.

1.2.2. История топонимии Луны

Поскольку появление названий отдельных форм рельефа неразрывно связано с процессом создания карт поверхности небесного тела, следует обратиться к истории лунной картографии. Как выяснилось в последствие, первую карту видимого полушария Луны еще в дотелескопическую эпоху создал известный британский физик, первооткрыватель земного магнетизма У. Гилберт. Этот документ увидел свет только в 1651 г., хотя по оценкам историков, был составлен незадолго до смерти ученого в 1603 г. Рисунок представлял собой схематические очертания темных и светлых

33

областей Луны, наблюдаемых невооруженным глазом. Карта У. Гилберта содержала всего немногим более десяти названий, не сохранившихся в последствие. Однако этот первый опыт создания системы лунных названий заложил некоторые традиционные основы топонимии. Прежде всего, очертания крупных деталей лунной поверхности У. Гилберт разделил на моря и континенты, по аналогии с устройством земной поверхности. Правда, к категории материков он отнес темные области, которые в дальнейшем лунные картографы стали именовать морями. Но в целом эта традиция была сохранена и продолжена. На карте У. Гилберта впервые появились такие термины, как мыс и залив. И, наконец, в духе того времени все названия были даны на латинском языке. Эта традиция также сохранилась до наших дней.

Первые изображения видимого полушария Луны, построенные с применением телескопа, появились практически одновременно в 1609 г. в Англии и в Италии. Более подробную и с современной точки зрения более достоверную схему видимого полушария Луны выполнил английский астроном Т. Харриот. Рисунки Г. Галилея носят более условный характер. Но эти изображения не содержат никаких названий форм рельефа, также как и некоторые последующие рисунки, построенные разными авторами в первой половине XVII в.

Подробные и по-своему стройные системы названий лунных объектов появились на картах М. Лангрена (1645 г.), Я. Гевелия (1647 г.) и Ф. Гримальди (1651 г.). Карта, построенная Ф. Гримальди была опубликована в обширном труде Джованни Батиста Риччоли (Риччиоли), профессора философии, теологии и астрономии из

34

Болоньи, авторству которого традиционно приписывается первая, досконально разработанная лунная топонимия.

Рис. 1.9: Карта Ф. Гримальди, опубликованная в труде Дж. Риччиоли Almagestum Novum (Новый Альмагест, Болонья, 1651 г.).

До наших дней сохранились многие отдельные названия, показанные на карте Ф. Гримальди (рис. 1.9), а также принципы построения лунной топонимии, использованные при этом. В частности, это относится к традиции называть лунные кратеры

35

именами выдающихся ученых. Дж. Риччиоли присваивал кратерам имена своих выдающихся современников. К настоящему времени эта традиция несколько видоизменилась и по правилам, принятых Международным астрономическим союзом, имена лунным образованиям даются в память уже умерших деятелей науки и техники. Более того, соответствующие структуры МАС не рассматривают предложения ранее, чем через три года после смерти человека, память о котором предполагается увековечить. Таким образом, обеспечивается высокая ответственность при принятии решения. Ведь сохранившиеся со времен Риччиоли названия просуществовали уже в течение веков. И те имена, которые помещаются на лунные карты в наши дни, также останутся в истории человечества навечно.

На современных картах сохранились некоторые названия, данные лунным формам рельефа Я. Гевелием. Это относится к горным массивам, обозначенным названиями земных гор, таких как Альпы, Кавказ, Алтай, Карпаты, Апеннины и Пиренеи.

Новая эпоха в развитии топонимии Луны началась практически одновременно с началом космической эры в истории человечества. Первые изображения обратной стороны Луны (рис. 1.10), полученные в результате полета автоматической станции «Луна-3» в 1959 г., на основании которых были созданы первая карта невидимого полушария и первый глобус Луны, потребовали расширения системы лунных названий. Генеральная ассамблея МАС, состоявшаяся в 1961 г. в г. Беркли утвердила первые 18 названий объектов на обратной стороне Луны.

36

Рис. 1.10: Первое изображение невидимого с Земли полушария Луны, полученное автоматической станцией «Луна-3» в 1959 г.

Обработка изображения проведена по современной методике.

Работы по обработке и интерпретации первых изображений обратной стороны проводились ведущими специалистами по луннопланетной тематике под руководством Ю.Н. Липского (ГАИШ МГУ) (рис. 1.12). Этой группой и был составлен первый список топонимов обратной стороны Луны. После утверждения специальной комиссией Академии наук под председательством М.В. Келдыша, в которую входили такие выдающиеся ученые нашей страны, как С.П. Королев и В.П. Глушко, список был направлен в Международный астрономический союз.

37

Рис. 1.11: Первая карта обратной стороны Луны, построенная в ГАИШ МГУ по результатам съемки автоматической станции «Луна-3». На карте даны первые названия лунных образований, относящихся к невидимому полушарию.

Рассмотрение и принятие этого списка новых лунных названий заложили ряд основ нового времени, по которым впоследствии формировались все другие предложения. В числе этих правил появилось положение, согласно которому, несмотря на национальную принадлежность конкретного космического достижения, список имен для увековечивания должен составляться на международной основе.

Таким образом, среди таких имен выдающихся отечественных деятелей науки и техники, как М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, К.Э. Циолковский и И.В. Курчатов, на обратной стороне Луны были

38

увековечены имена Дж. Бруно, Ф. Жолио-Кюри, Пастера, Цзу Чунчжи, Максвелла, Эдисона и др.

Рис. 1.12: Первый исследователь обратной стороны Луны Ю.Н. Липский. Справа – первый лунный глобус.

В процессе дальнейших исследований выявились и новые обстоятельства, которые неизбежно возникают при знакомстве с неизвестными ранее явлениями или фактами.

Так при интерпретации изображений светлая полоса в центре видимого с борта станции диска Луны (рис. 1.10) была истолкована как протяженный горный хребет. Эта деталь получила название Хребет Советский. В Международном астрономическом союзе такая интерпретация наблюдаемого образования не вызвала возражений и название было утверждено решением Генеральной ассамблеи 1961 г. Однако позднее, когда снимки с более высоким разрешением

39

показали, что на самом деле наблюдается протяженный светлый луч от кратера, МАС снял это название решением Генеральной ассамблеи 1970 г.

В другом случае проявилась излишняя осторожность исследователей, из-за которой открытие самой крупной кольцевой структуры в Солнечной системе было сделано несколько лет спустя. В юго-восточной части лимба видимого с автоматической станции диска Луны (рис. 1.10 и 1.11) обнаруживалась обширная область неравномерно темного альбедо. Интерпретаторы этих снимков приняли данную структуру за морское образование, присвоив ему название Море Мечты в соответствии с правилами МАС. Уже в наше время съемки обратного полушария показали, что эта гигантская депрессия, до сих пор условно называемая «бассейн Южный полюс – Эйткен», действительно имеет более низкое альбедо, чем окружающий материк (рис. 1.13). Внутри кольцевой структуры наблюдается сравнительно небольшое образование морского типа, к которому и перешло название Море Мечты.

После того как состоялись новые запуски космических аппаратов к Луне (автоматическая станция «Зонд-3» и серия лунных спутников «Лунар орбитер») МАС в 1970 г. утвердил список из почти 700 названий на обратной стороне Луны. Таким образом, общее число лунных топонимов стало приближаться к полутора тысячам.

40

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]