Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

10945

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
20.63 Mб
Скачать

психологией, философией. Особенно пестрая картина описываемых возможностей информпотоков приближенных к реальности в интернете. Яркий пример агрессивной рекламы: на выдуманном фоне низвергающихся потоков воды по откосам реального города с надписью: «Мы воплощаем даже бред».

Необходимость создания зримых карт, фиксирующих средствами визуального мышления организационную структуру проектной проблематики, только начало пути бесконечной конкретизации в обобщении иерархических «горизонталей» наук, теорий, концепций, идей, истин не только технического, но и гуманитарного знания. В данном случае речь пойдет о принципиальных подходах к решению сложных и сверхсложных проблем. Решение этих проблем напрямую связано с возможностями визуальной архитектоники гуманитарного знания, находящегося под прессингом технико-технологических достижений.

Оппоненты могут возразить или поставить под сомнение эффективность предлагаемого подхода в области гуманитарного знания. Попробуем встать на их точку зрения. Допустим, они могут предложить визуально изобразить такие группы понятий, как «вера – надежда – любовь», «свобода – равенство – братство», «логическое – чувственное – телесное», «страдание – вина – смерть», «свобода – необходимость – ответственность». Да, сегодня в однозначных картинках это невозможно в принципе по целому ряду причин. Они лежат за пределами конкретных возможностей современной интеллектуальной деятельности, в том числе и проектной. Однако, когда еще не было кино, люди придумывали иллюзионы движения в виде игрушек (движение лошади, бег человека, полет бабочки). Сейчас, в качестве одного из путей приближения к истине из прошлого можно назвать фильм «Собибор» режиссера и актера К. Хабенского (2018 г).

Попытаться все же ответить на предложенный вопрос о подвижном графомоделировании истины можно через допущение. Допустим, тысячу лет назад один человек предложил бы другому предоставить ему возможность поговорить с человеком, который находится далеко за видимым горизонтом, показать обратную сторону Луны и убедиться, что там не живут люди, увидеть органы человека, не делая ему операцию, и т.п. Тому мечтателю тогда ничего бы не оставалось сделать, как развести руками в знак неразрешимости проблем. Сегодня казавшееся некогда невозможным делается при помощи телефона, смартфона, космической аппаратуры, рентгена, тепловизора, компьютерного томографа. Причем подобного рода информация вполне может быть графически представлена, модифицирована, передана на огромные расстояния.

Этим отвлечением в сторону от прямого вопроса в какой-то мере можно и ответить оппонентам, сомневающимся в возможностях широкого применения графоинформационной визуальной архитектоники. Такой ответ справедлив

110

только частично, т.к. он мало что решает в отношении более конкретных проектных проблем. Но так ли это безнадежно отодвигает использование архитектонического подхода в визуально-начертательном плане? Попытаемся далее аргументированно показать неоспоримость преимуществ визуальной архитектоники в проектной деятельности, ориентированной на переустройство человеком пространства.

Проектирование – это многомерная полиуниверсальная интеллектуальная деятельность. Набирает силу тенденция включения в процесс проектирования компьютерной техники. Множества программ дают возможность проектирования виртуальных пространств. Этот процесс тотален не только в тотальном дизайне. Уже в самом прагматическом определении философии проектирования как универсальной интеллектуальной деятельности зреет ответ на вопрос об универсальности ее языка. Во-первых, искусство проекта может достаточно условно переводиться на тот или иной научно выверенный искусственный язык. Во-вторых, если даже делать проектные модели только на основе слов и графических связей между ними, то это уже качественно более высокий визуально-графический язык. В обозначении связей вполне естественно в нем привлекается и язык формальной логики. Последняя возможность напрямую связана с символикой математической логики, топологии и начертательной геометрии.

Количественная составляющая в диалектике меры проявляется относительно простой в компьютерную эру, где господствует 0 (ноль) и 1 (единица), но и одновременно абсолютно сложной. Это связано не только с языковыми обозначениями знаковых и реальных единиц знания, но и с выделением единичных составляющих бесконечных по модификациям пространств.

3.3.3. Синтез знаний для проектирования

Известно, что человек, как правило, находится в центре проектной деятельности, а следовательно, он и функционирование людских потоков требуют графических представлений, применимых в проектировании. В ряде гуманитарных направлений, теорий, концепций уже потенциально задан синтез текстов с формально-логическими построениями графо-геометрического типа: «антропоцентризм», «антропометрия», «антропоморфология», «морфология человека», «антропономия».

Необходимым средством фиксирования изменений в области проектных знаний об архитектоническом взаимодействии человека с пространством может стать комплекс наук и современные научные подходы: моделирование,

111

квалиметрия, квалитология, медицинская статистика, прикладная демография, психометрия, криминальная статистика, теория качеств жизни (см. Азгальдов Г. Г., Ванд Л. Э., Яргина З. Н.). Архитектоника философских и научных знаний о сферно структурированном взаимодействии человека с пространством в какой-то мере сформирована в уже имеющихся текстах. Проблема в значительной мере связана с синтезом знаний, выведением информации на дисплей и эффективной работой с ней.

Всякие ассоциативные и смысловые аналогии имеют пределы своих возможностей использования. Это тем более справедливо, если они переносятся на картографирование архитектоники знаний о таком сложном объекте проектирования, как человек и его предметно-функциональное окружение. Множество практически необходимых в деятельности людей слоев, срезов, локальных моделей – вот ближайшие ориентиры данного научного направления в графическом представлении и проектировании информационных карт – моделей. В системе проектирования той или иной предметно-пространственной среды – это ключ к ее гуманному формированию, например, концептуальный проект центра творческих индустрий в Нижнем Новгороде (рис. 47 а, б).

Решение проблем пространственного развития предметных образований предполагает многомерный системный подход, включение разнообразных гносеологических планов, проекций, срезов. Пространственные модели различных типов объектов часто являются исходными для проектирования параметров создаваемых комплексных объектов: архитектурноградостроительных, городского дизайна, архитектурного ландшафта. Обобщая критерии визуально-архитектонического подхода применительно к проблеме пространственного развития территорий, могут быть сформулированы принципы иерархичности, многоплановости, организованности, упорядоченности, интегрированности.

Множественность углов зрения, под которыми раскрывается единый процесс развития организованных пространств, затрудняет развертывание классификации его проектных метаморфоз. Они обладают разной степенью и глубиной преобразовательных воздействий на объект, конкретную территорию. Описание моделей развития, как развития «по спирали, а не по прямой линии», богато представлено в многочисленных интерпретациях предшествующим опытом человечества. В отличие от простейших моделей развития, многомерные пространственные модели полнее отражают реальные переходы. Они обладают вариативной гибкостью, которая весьма существенна для разных видов проектной деятельности. Проекты как результаты проектирования доводят моделирование до реализации, и почти весь современный предметно-пространственный мир, создаваемый человеком, так или иначе в своем становлении проходит через

112

проектные формы, этапы становления (Гропиус В. «Круг тотальной архитектуры»).

Возможности визуально-графических и модельно-начертательных направлений в отражении проектной информации могут быть значительно увеличены, если они смогут совмещаться с достижениями науки и развитием компьютеризации. Особое значение для крупных концептуальных проектов приобретают философские и математические науки, поскольку именно они отражают многомерную сторону архитектоники пространства подвластного человеку. Однако если концептуальные философские идеи не будут соединяться с реальными проблемами, они окажутся не востребованными. Философия математики и математика философии еще не развернуты во всей своей структурной глубине применительно к проектированию.

Утверждаясь в центре всех усилий по преобразованию мира, человек в своей универсальности стремится пространственно универсализировать предметный мир по своей мере. Закономерные тенденции таких совокупных действий людей приводят к необходимости универсальной интеграции всех знаний. В проектной деятельности эти знания снимаются в специфических формах, в том числе и в визуальных. В них нет ничего такого, что не могло бы быть заимствовано из всех областей знаний. В этих процессах архитектоника выступает гармонизатором и регулятором организационных усилий в творчестве человека. Отсюда архитектоника – это теория и практика созидания человеком гуманного предметных пространств. В своем высшем проявлении она превращается в идеологию возвышения человеческого начала.

Внимательное отношение к мудрости поколений и богатые возможности соединения их с аппаратом математической логики таят в себе неограниченные возможности общественного развитии. На весах проектной культуры культурфилософская сторона деятельности не уступит информационнокомпьютерному обеспечению. Проектирование, подкрепленное научнотехническими достижениями и соединенное с математическим аппаратом, обеспечивает взлет потенциальных возможностей гуманизации городов и сел.

Перестройка и нашем государстве, начатая в 1985 году, шла неимоверно трудным путем. Постперестройка с 2000-х годов тоже идет не просто. Возможно, это происходило и происходит так потому, что ее посменные организаторы не смогли использовать те знания, которые уже были известны. Не вдаваясь в анализ политических, социальных, экономических, культурных, экологических и прочих аспектов этих сверхсложных, а зачастую катастрофических преобразований, можно высказать следующее: значительные изменения не были задуманы и спроектированы, исходя из целостной архитектоники предстоящих шагов созидания. Синтез знаний в системе проектирования может способствовать

113

возможности открыть новое разнообразие отражения человека в его окружении и воображении (рис. 15 – 23).

Рис. 15. Объемная модель культуры в иерархии цивилизационного, эстетического и художественного

114

Рис. 16. Архитектоническое искусство в единстве архитектуры, градостроительства, дизайна

115

Рис. 17. Модель интеграции ведущих компонентов архитектонического искусства в синтезе искусств пространства городского ансамбля

116

Рис. 18. Матрешечно-стволовая модель приращения практических и научных знаний

117

Рис. 19. Архитектоника дизайн-структуры (не)решаемых проблем архитектурноградостроительной науки (аналог решения – 7 мудрецов и междисциплинарный «слон»)

118

Рис. 20 Общая архитектоника архитектурного ансамбля иерархическом единстве компонентов

119

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]