Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Мир истории. Начальные века русской истории

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
29.04 Mб
Скачать

ББК 63.3(2)41 Р 93

Р0505010000-291 078(02)—87

СОДЕРЖАНИЕ

От автора . .

5

НАЧАЛО РУСИ

«ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСЬСКАЯ ЗЕМЛЯ?»....

 

9

Происхождение и древнейшие судьбы славян .

.

18

Происхождение Руси...................................................

31

 

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА РУСИ.............................

39

 

РУСЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ (IX — СЕРЕДИНА XВЕКА) .

.

69

Полюдье........................................................................

69

 

Сбыт полюдья.............................................................

85

 

УКРЕПЛЕНИЕ ДЕРЖАВЫ . .

 

100

РАСЦВЕТ КИЕВСКОМ РУСИ

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО . .

131

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И ЯРОСЛАВИЧИ............................

149

Феодальный замок XI—XII веков.......................

162

Народные массы. «Смерды» и «ремественники» . 172

Восстание в Киеве в 1068 году..................................

179

УСОБИЦЫ И ЕДИНСТВО (КОНЕЦ XI — НАЧАЛО

186

XII ВЕКА).........................................................................................

Князья «Гориславичи» и киевское восстание

 

1113 года...............................................................................

186

Владимир Мономах — боярский князь (1053 —

 

1113—1125 годы)..............................................................

196

РОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ

СУВЕРЕННЫЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ....................................

217

 

Источники..........................................................................

231

ЮЖНОРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XII—НАЧАЛЕ

 

XIII

ВЕКА.........................................................................................

236

 

Киевское княжество.........................................................

236

 

Черниговское и Северское княжества..........................

246

 

Галицко-Волынские земли...............................................

256

СЕВЕРОРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XII — НАЧАЛЕ

267

XIII

ВЕКА.........................................................................................

 

Полоцкое княжество.........................................................

267

 

Смоленское княжество....................................................

270

 

Новгород Великий...............................................................

273

 

Владимиро-Суздальскоекняжество..............................

292

КУЛЬТУРА РУСИ IX — XIII ВЕКОВ...................................

311

Хронологическая таблица

349

Литература по истории Руси и русской культуры IX—XIII

 

веков.........................................................................................................

 

351

рбъявд.

© Издательство «Молодая гвардия», 1984 г., 1987 г.

ОТ АВТОРА

Киевская Русь

IX—XII веков — это, во-первых, колыбель

 

государственности

трех братских народов — русских, укра­

инцев и белорусов,— а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историче­ скую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья (истоки этого союза уходят во време­ на Геродота) Русь выросла до огромной державы, объеди­ нившей как все восточнославянские племена, так и ряд ли­ товско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы.

Сложение русской государственности не сопровождалось оттеснением или истреблением тех лесных племен, с которы­ ми соприкасались в своих походах за данью дружинники киевских князей тысячу лет тому назад: литовцы и карелы, мордва и латыши, эстонцы и чуваши — все они являются рав­ ноправными членами нашей советской семьи народов, и все они в свое время были вовлечены в важный процесс первич­ ной феодализации в системе Киевской Руси.

Молодое государство Русь, обозначившееся в начале IX века, очень скоро стало известным во всех концах Старого Света: английские, норвежские и французские короли стре­ мились завязать брачные связи с великими князьями Киева; Византийская империя была постоянным торговым контр­ агентом Руси, а на Востоке русские купцы плавали по всему «Хорезмийскому» (Каспийскому) морю и с верблюжьими ка­ раванами доходили до Багдада и Балха (современный Афга­ нистан).

Шведские искатели приключений — варяги — стремились проникнуть на Русь и примкнуть к русским заморским экспе­ дициям или наняться на службу к киевскому князю.

Русский летописец Нестор в своем бессмертном истори­ ческом труде «Повесть временных лет» показал хорошее знание тогдашнего мира от Британии на западе до Китая на востоке, упоминая и индийских брахманов, и далекую Индо­ незию («Островницы»), находящуюся «на краю земли».

Люди Киевской Руси очень быстро овладели византий­ ской и западноевропейской культурой, и русские города явились соучастниками создания общеевропейского роман­ ского художественного стиля.

К середине XII века необъятное государство Русь созрело настолько, что породило полтора десятка самостоятельных княжеств, равнявшихся каждое крупному западноевропей­ скому королевству. Этот процесс можно сравнить с развити­ ем многодетной семьи, в которой к известному сроку под­ росли выхоженные семьею взрослые сыновья, готовые к са­ мостоятельной жизни. Киев остался номинально «матерью городов русских», как называли его летописцы, но наряду с

5

ним поднялись такие города-столицы, как Чернигов, Влади­ мир Волынский, Галич, Новгород, Смоленск, Владимир Суз­ дальский, Ростов, Полоцк, Рязань, Туров и др.

Вгородах развивалось ремесло, создавались свои худо­ жественные и литературные школы, воздвигались велико­ лепные здания, построенные с таким умелым расчетом, что, простояв 700—800 лет и выдержав испытание временем, они вошли и в нашу советскую эпоху как образцы древнего зодческого искусства, овеянные романтикой родной ста­ рины.

Кначалу XIII века русские земли находились на одном уровне с передовыми странами Европы, и только порабоще­ ние их Золотой Ордой, длительное иноземное иго оттеснило Русь и задержало ее развитие на два-три столетия.

Важность и необходимость изучения Киевской Руси как первого государственного образования, сплотившего мно­ гие десятки племен и народов и поднявшего их от примитив­ ной первобытности к высокоорганизованной феодальной державе, вполне осознавалась уже нашими предками: «По­ весть временных лет» Нестора, созданная в начале XII века, копировалась и размножалась переписчиками на протяжении более 500 лет. Грамотная часть царской России изучала и хорошо знала историю княжеских династий, войны князей, деятельность епископов и патриархов, царские законы и ус­ тановления... А знал ли неграмотный народ о существовании

вдалеком тысячелетнем прошлом какой-то Киевской Руси?

В1860 году сосланный царским правительством на Север П. Н. Рыбников сделал открытие мирового значения, равное открытию исландских саг или финно-карельской «Калевалы»: оказалось, что на далекой северной окраине России, под Архангельском, на Северной Двине и на берегах «Студеного моря» (Ледовитого океана), еще сохранились в живой памя­ ти поэтические сказания о делах и подвигах людей Киевской Руси. Неграмотные сказители былин-«старин» бережно пе­ редавали из поколения в поколение торжественные, как гимны, сказания о Владимире Красное Солнышко, о борьбе

спеченегами и половцами, о Добрыне Никитиче и крестьян­ ском сыне Илье Муромце, о мужественной обороне родной земли, о смелости и благородстве русских богатырей... Перед крестьянами и рыбаками времен Достоевского и Льва Тол­ стого, жившими «за тридевять земель» от Киева и южнорус­

ских степей, вставали картины цветущего государства X—XI веков, его сложной напряженной жизни, когда прихо­ дилось и целинную пашню поднимать, и плыть на кораблях в заморские края, и прокладывать «дороги прямоезжие» через девственные леса, и всегда быть готовым покинуть пиршественный стол ради смертного боя со внезапно, как Змей Горыныч, налетевшим врагом...

Память простого народа, сохранившего в устной переда­ че почти до наших дней былины о важнейших делах Киевской Руси, является для нас мудрым наказом изучать это славное эпическое прошлое нашей Родины во всей полноте и много­ образии доступных нам исторических источников.

шает в нашей памяти блестящие страницы истории русской культуры: киевские летописи и «Слово о полку Игоревен, владимиро-суздальское белокаменное зод­ чество с его резным узорочьем, новгородские бере­ стяные грамоты и сокровища софийской ризницы. Нашествие Батыя и ордынское иго обескровили рус­ скую культуру, нарушили единство древнерусской на­ родности, но успехи, достигнутые в эпоху Киевской Руси, позволили сохранить здоровую основу культуры и преодолеть последствия завоевания.

Историческое значение Киевской Руси явствует из того, что летопись жизни Киевского государства, кото­ рую вело несколько поколений хронистов, а завершил знаменитый Нестор, переписывалась в русских горо­ дах на протяжении пяти столетий! В тяжелые времена иноземного владычества «Повесть временных лет» была не только воспоминанием о минувшем могуще­ стве, но и примером государственного единства, пат­ риотического противостояния тысячеверстной полосе воинственных степняков.

Вконце XV века, когда десятки русских княжеств, преодолевая феодальную раздробленность, объеди­ нялись вокруг Москвы, великий князь московский Иван III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить шапку Мономаха, но­ вую корону российского царства, которая должна была воскрешать память о Киевской Руси, об апогее этого государства при киевском князе Владимире Всеволодиче, внуке византийского императора Константина Мономаха. Спустя полвека царь всея Руси Иван Гроз­ ный еще раз напомнил об исторических связях с Киев­ ской Русью: царский трон в кафедральном Успенском соборе Москвы был помещен под резной шатер, для которого скульптор изготовил барельефы с изображе­ нием деяний того же Владимира Мономаха. Но, пожа­ луй, самым главным доказательством живой связи с Киевской Русью являются русские народные «стари- ны»-былины.

Всередине XIX века на далеком архангельском севере были обнаружены исследователями сказители старинных эпических песнопений, знавшие по устной передаче и Владимира Святославича (980—1015 годы)

иВладимира Мономаха (1113—1125 годы), которых они объединяли в обобщенном эпическом образе «ласкова князя Володимира Красное Солнышко столь­ нокиевского». Богатырские былины знают тех князей, которые защищали народ от печенежских и половец­ ких набегов и «много поту утерли за землю Русскую».

Многие другие князья, прославленные придворными летописцами, в народной памяти не удержались. В бы­ линах нет имени Святослава, которого киевляне упре­ кали в том, что он «чужой земли ищет, а свою охабив»;

10

нет Ярослава Мудрого, зачинщика усобиц, нанимав­ шего буйных варягов для войны с родным отцом; нет Юрия Долгорукого, штурмовавшего Киев в борьбе с племянниками, нет и других князей, забывавших об­ щерусские интересы в пылу кровавых междоусобий. Историк Б. Д. Греков, создавший первый марксистский

труд по Киевской Руси, справедливо назвал былины устным учебником родной истории. В этом учебнике не просто повествуется о прошлом, но здесь отобрано важнейшее, прогрессивное, воспеты те герои-символы, которые обозначали строительство державы, оборону Руси от внешнего врага.

Крестьяне царской России, удаленные от Киева на тысячи верст, знали о Киевской Руси и из поколения в

поколение передавали торжественные, как гимны, напевы былин об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, о делах Руси тысячелетней давности.

Научное изучение Киевской Руси не отличалось та­ кой стройностью и логичностью, как народная память о тех отдаленных временах. Историки XVII—XVIII ве­ ков стремились связать историю славян с судьбами других народов, обитавших некогда в южной половине Восточной Европы, но у них было слишком мало данных для обрисовки истории скифов, сарматов и иных наро­ дов, вскользь упоминаемых авторами, доступными для наших первых историографов. А что касается проис­ хождения славян, то здесь историки оказывались перед средневековым представлением, почерпнутым из Библии: все народы происходят от тех «семидесяти двух язык», которые образовались после того, как рассердившийся на людей бог разрушил «столп вави­ лонский» и разделил строивших его людей на разные

народы.

Во времена бироновщины, когда отстаивать русское начало в чем бы то ни было оказалось очень трудно,

в Петербурге, в среде приглашенных из немецких княжеств ученых, родилась идея заимствования госу­ дарственности славянами у северогерманских племен. Славяне IX—X веков были признаны «живущими звериньским образом» (выражение летописи), а строите­ лями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшиеся на службу к разным властителям и дер­ жавшие в страхе Северную Европу. Так под пером Зигфрида Байера, Герарда Миллера и Августа Шлецера родилась идея норманизма, которую часто назы­ вают норманской теорией, хотя вся сумма норманисти-

ческих высказываний за два столетия не дает права не только на наименование норманизма теорией, но даже гипотезой, так как здесь нет ни анализа источников, ни

1 1