Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Региональная геология СССР. Азиатская часть

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.11.2023
Размер:
25.29 Mб
Скачать

и другие с площадью выходов до нескольких тысяч квадратных километров. Массивы эти характеризуются крутыми боковыми контактами, пологой кровлей и сложным многофазным строением. Среди слагающих пород резко преобладают граниты и гранодиориты, но в краевых зонах находятся относительно более ранние основные разности — сиенит-диориты, габбро-диориты и габбро; наиболее поздними являются лейкократовые граниты Жильная серия представлена гранит-порфирами и кварцевыми порфирами, пегматитами, аплитами и лампрофирами. Для этого комплекса имеется много определений абсолютного возраста, на основании которых можно говорить о его формировании в интервале 370— 420 млн. лет.

Особое значение имеют очень широко развитые и многообразно представленные в разных структурпо-фациальных зонах магма­ тические породы с р е д н е - п о з д н е п а л е о з о й с к о г о тектоно-магматического э т а п а .

В Северном Тянь-Шане с концом девонского и началом камен­ ноугольного периода связано накопление в наземных условиях основных, средних и особенно кислых вулканитов. Интрузивная деятельность была значительно более интенсивной. По геологиче­ ским данным четко устанавливается существование двух гипабпссалышх интрузивных комплексов — раннекаменноугольного и позднепалеозойского/ Интрузивы невелики и располагаются в пре­ делах узких линейно вытянутых зон северо-западного и северовосточного простираний. Положение отдельных массивов контро­ лируется разрывными нарушениями. В составе первого из назван­ ных возрастных комплексов участвуют диориты, диорпт-сненпты, гранодиориты, граниты и кварцевые порфиры, слагающие тела величиной до 100—200 км2, обычно же площади их значительно меньше. Второй комплекс представлен малыми интрузиями в виде небольших штоков, даек и некков. Они имеют многофазное строе­ ние и сложены щелочными сиенитами, трахитами, трахиандезптами, гранитами и жильными породами сиенитовой группы. Опре­ деления абсолютного возраста показывают значения от 240 до 280 млн. лет, находящиеся в полном соответствии с геологическими данными.

Особенно широко распространены средне- и позднепалеозой­ ские магматические проявления в Южном Тянь-Шане. В началь­ ном этапе развития, охватывающем весь средний палеозой, харак­ терно развитие эффузивных и интрузивных пород основного со­ става. Эффузивы представлены спилитами и диабазами, отчасти порфиритами, а интрузивные породы — ограниченно развитыми габбро-диабазами силурийского или раннедевонского возраста и более поздним, по-видимому, ранне-среднекаменноугольным габбро-перидотитовым комплексом. В состав последнего входят мелкие тела перидотитов, пироксенптов, серпентинитов и не­ сколько более крупные тела габбро и габбро-диабазов. Все эти породы образуют офиолитовый пояс огромной протяжешюстн,

281

прослеживающийся от Нуратау до восточных хребтов Кокшаальскоп системы.

В течение позднего палеозоя в разных районах Южного ТяньШаня происходит внедрение гранитоидов двух возрастных групп —- каменноугольных и пермских. Относительно более ранний много­ фазный комплекс первой группы (гранитоиды Нуратау) был сфор­ мирован в конце среднего карбона. В его составе участвуют дио­ риты, кварцевые диориты и граниты, образующие массивы вели­ чиной до нескольких сотен квадратных километров. Гранитоиды несколько более позднего комплекса этой же группы (позднекамен­ ноугольные) распространены наиболее широко. К ним относятся крупные массивы, в том числе огромный Гиссарский плутон, пло­

щадь которого

измеряется тысячами квадратных

километров,

и более мелкие

интрузивы многофазного строения,

состоящие из

порфировидных гранитов и подчиненных гранодиоритов и кварце­ вых диоритов. В составе жильной серии находятся гранит-пор­ фиры и гранодиорит-порфиры, пегматиты, аплиты и лампрофиры.

В группе пермских гранитоидов также выделяется два ком­ плекса. Первый из них (вероятно, раннепермский) представлен мелкими, не более нескольких десятков квадратных километров, гипабиссальными массивами, вытягивающимися в виде широтных цепочек в Алайском, Гиссарском и Кокшаальском хребтах и свя­ занными с разрывными нарушениями. В составе их преобладают гранодиориты и монцониты, другие породы — сиенит-диориты, кварцевые диориты и особенно граниты — встречаются реже. Второй комплекс — алайский состоит из щелочных и субщелочных пород — нефелиновых, содалитовых, капкринитовых и щелочно­ земельных сиенитов, щелочных и нормальных гранитов, изредка гранодиоритов. Размеры интрузивов — от нескольких километ­ ров до 100 км2. Они известны в Туркестано-Алайской горной системе, в Зеравшанском и Гиссарском хребтах и в ряде мест прорывают нижнюю пермь. Одни исследователи считают их ранпепермскими, другие — позднепермскими. Формационный тип этого интрузивного комплекса и определения абсолютного возраста, дающие цифры от 180 до 237 млн. лет, свидетельствуют в пользу того, что он скорее всего завершает герцинский тектоио-магмати- ческий этап.

Очень своеобразно проявлен средне-позднепалеозойский маг­ матизм в Чаткало-Нарынской зоне, особенно в Чаткальской гор­ ной системе. Вулканическая деятельность этого этапа началась в силуре и спорадически продолжалась до среднего девона. В тол­ щах соответствующего возраста участвуют альбитофиры и дацитовые порфириты, другие породы имеют ограниченное распро­ странение.

Эпохой особенно бурной вулканической деятельности и много­ кратных интрузивных проявлений был весь поздний палеозой. Вулканические извержения в Чаткальской горной системе нача­ лись в намюре и продолжались до начала раннего мезозоя, времс-

2 8 2

нами почти затухая, но затем вспыхивая с новой силой. В течениеэтого времени накопились вулканические толщи огромной мощ­ ности. В конце среднего палеозоя происходили преимущественно подводные излияния основных лав, позже ведущая роль перешла к наземным извержениям центрального типа. В среднем и начале позднего карбона резко преобладали дацитовые и андезитовые лавы, затем на первый план выдвинулись кислые эффузнвы и их туфы. В конце позднего карбона и начале перми кислые и средние, отчасти основные излияния чередовались, но позже постепенно начали преобладать средние и, наконец, основные лавы. Послед­ ний этап вулканической деятельности, охватывающий вторую по­ ловину поздней перми и, вероятно, пачало триаса, характеризо­ вался излияниями исключительно кислых лав. В восточных райо­ нах Чаткало-Нарынской зоны эффузивная деятельность была несравненно более слабой и проявилась только местами в виде излияний в среднем карбоне и перми.

Внедрение разных по составу и геологическим условиям обра­ зования интрузивных комплексов происходило в Чаткало-Нарын­ ской зоне многократно. Наиболее древний комплекс, сформиро­ ванный в конце среднего карбона, состоит из кварцевых диоритов, диоритов и гранодиоритов с подчиненными сиенитами и габбро. Массивы этого возраста известны как в Чаткальской горной системе, так и дальше к востоку. В их составе находятся крупные вытянутые интрузивы и мелкие изометрические тела в ядрах антиклинальных складок.

Вконце позднего карбона внедрился второй комплекс, состоя­ щий из порфировидных лейкократовых гранитов, изредка диоритов

идругих пород гибридного происхождения. Структурное их положерие такое же, как среднекаменноуголышх массивов, размеры довольно крупные — до нескольких сотен квадратных километров.

Вначале пермского периода в западной части Таласского Алатау был сформирован очень своеобразный интрузивно-эффузив­ ный комплекс щелочных пород. Эффузивы представлены лейцптовыми базальтовыми порфиритами и их пирокластами. К интрузив­ ным членам комплекса относятся мелкие гипабиссальные тела шонкинитов, монцонитов, пироксенитов и щелочных базальтоидов.

ВЧаткальской горной системе наиболее ранний пермский возраст имеют гибридизироваипые породы — гранодпориты, сие­ нит-диориты, кварцевые диориты, монцонпты, а более поздний — комплекс лейкократовых гранитов, граипт-порфиров и граподио- рит-порфиров. Интрузивные тела в форме штоков и даек имеют небольшие размеры и лишь изредка достигают несколько десятков квадратных километров. Наиболее молодой гранит-порфировый комплекс (кызылнуринский) представлен небольшими гипабис­ сальными штоками и дайками и характеризуется значительным разнообразием входящих в него пород. Это преимущественно

гранит-порфиры и

кварцевые порфиры, граносиеиит-порфпры

и сиепит-порфиры,

сопровождаемые жильной серией, состоящей

283

из фельзпт-порфиров, диабазовых порфиритов и разнообразных лампрофиров. Комплекс этот был сформирован, по-видимому, уже раннем триасе.

Тектоника

Как уже говорилось выше, Тянь-Шань отчетливо разделяется на две части, отличающиеся особенностями строения и истории геологического развития: северная относится к каледонским складчатым сооружениям, а южная — к гердинским. Граница между ними определяется положением системы разломов «линии Николаева».

Каледонские сооружения Северного Тянь-Шаня вместе с каледонидами западной части Центрального Казахстана образуют единую зону ранней консолидации внутри палеозойской Урало-Сибирской геосинклинальной области.

Важную роль в складчатых сооружениях Северного ТяньШаня играют крупные выступы нижнего докембрия в Каратау, Киргизском хребте и в районе оз. Иссык-Куль (рис. 67), имеющие характер срединных массивов внутри раннепалеозойской геосин­ клинали. Общая характеристика их строения была дана В. А. Ни­ колаевым. «Внутренняя структура докембрия, — пишет этот ис­ следователь, — отличается большой сложностью и нередко харак­ теризуется сильно сжатыми изоклинального типа складками, почти отвесными или несколько наклоненными то к северу, то к югу. Складки, различные по величине, вплоть до мелкой плойчатости, осложнены многочисленными разрывами и дифференциальными движениями неоднородных по составу и физическим свойствам пачек и пластов, т. е. различными проявлениями дисгармонич­ ности и будинажа, региональным развитием кливажа, складок волочения и т. п. Лишь в отдельных случаях внутренняя слож­ ность строения не затемняет проявления более крупных и простых форм складчатой структуры, т. е. антиклинальных и синклиналь­ ных складок первого порядка, таких, как Макбальская брахиантиклиналь в Киргизском хребте» [79].

План каледонских структур в главных чертах согласуется с планом строения докембрийских поднятий и характеризуется двумя преобладающими направлениями простираний: северозападным на западе и восток-северо-восточным на востоке. Весь комплекс отложений от верхнего протерозоя до ордовика смят в систему крупных антиклиналей и синклиналей линейного типа, частосильно сжатых, вплоть до изоклинальных, и нередко име­ ющих веерообразное строение. Они осложнены дополнительными складками, которые часто наклонены в сторону смежных поднятий, и многочисленными разломами, благодаря чему местами структура приобретает чешуйчатое или блоковое строение. Вверх по страти­ графической вертикали характер складчатости изменяется: уже. в верхнеордовикских отложениях крупные складки более пологи и часто приближаются к брахиформпым.

2 8 4

Еще более пологая складчатость (платформенного или полуплатформенного типа) характеризует верхнедевонские и нижне­ каменноугольные отложения. Они образуют очень простые пологие складки облекания и моноклинали; крутые складки довольно редки и всегда связаны с надвигами.

Герцинские сооружения Южного Тянь-Шаня по особенностям внутреннего строения и истории геологического развития резко отличаются от каледонид Северного Тянь-Шаня.

ED? ЕШ5т*ЕЭ® ЕЭ" В /2Е 3;з

Рис. 68. Схема тектонического

районирования Алайского

хребта

(по Д. П.

Резвому).

 

/ — погребенный Фергана-Кызылкумскпй срединный массив; геосинклпнальная система Южного Тянь-Шаня: 2 — Карачатырский приразломный сипкливорий; 3 — Ош-Ара- ванская тектоническая зона; 4 — зона Южноферганского глубинного разлома; 5 — Киргизайгинская вулканогенная зона; в — Кичикалайский аптиклинорий; 7 — СурметашГульчипский синклинорий; 8 — Ходжаачканский антиклинорий; 9 — Туркестанский прнрааломный синклинорий; Ю — Зеравшанский антиклинорий; 11 гранитоиды;

12 — офиолиты; 13 — разломы

Западная половина складчатой системы Южного Тянь-Шаня характеризуется симметричным строением относительно своей центральной *— Зеравшанской части (рис. 68), которая образова­ лась из прогиба геосинклинальной системы. Эта часть в виде вееро­ образного антиклинория явилась областью раннего (позднесилу­ рийского) поднятия. К северу и югу от Зеравшанского антиклино­ рия располагаются менее крупные антиклинории, также вергентного строения; они сложены среднепалеозойскими породами, среди которых большую роль играют мощные известняки и доломиты, образующие хорошо сформированные линейные складки.

Синклинорные зоны, разделяющие антиклинории, сложены терригепными отложениями верхнего палеозоя и связаны с зонами глубинных разломов [93]. Наиболее крупные зоны такого рода —

286

п системой Терскей Алатау — с другой, что нашло выражение в идее о гигантской «горизонтальной флексуре», или «сигмоиде», как он назвал всю совокупность структурных элементов палеозой­ ского и мезозойско-кайнозойского возраста. Эта идея в последнее время признана несостоятельной. Один из известных знатоков геологии Тянь-Шаня Н. М. Синицын убедительно доказал,, что палеозойские структуры Восточного Алая не являются непосред­ ственным продолжением структур Ферганского хребта, а образуют крутую выгнутую на север дугу, и поэтому их продолжение сле­ дует искать в юго-западных отрогах Кокшаальской системы — южнее оз. Чатыркёль. Конфигурация этой «Восточно-Алайской дуги», как и другие важные особенности строения области стыка хребтов Алайского, Ферганского, Кокшаалтау и Заалайского, в частности, резкие изменения здесь простираний, по мнению этого исследователя, нужно рассматривать в связи с историей развития северо-западной части Таримской платформы.

Рассмотрим теперь вкратце тектоническое строение других регионов Южного Тянь-Шаня.

В северных хребтах Кокшаальской системы среднепалеозой­ ские отложения образуют несколько крупных складок с неясно выраженной вергентностыо, разбитых разломами на отдельные блоки. Крупные антиклинали и синклинали осложнены более мелкими. На южном склоне хр. Борколдой карбонатные отложе­ ния среднего палеозоя по серии крутых надвигов надвинуты на верхнепалеозойские песчано-сланцевые толщи Кокшаала, дисло­ цированные весьма интенсивно: они образуют сильно сжатые, часто изоклинальные складки, развивающиеся на фоне крупных структур более простого строения.

В хребтах Молдотау и Кавактау крупые складки простира­ ются широтно и разорваны многочисленными пологими на­ двигами, благодаря чему структура приобретает чешуйчатое строение.

Любопытными особенностями строения обладают Чаткальская горная система. Здесь отмечаются элементы древней структуры в виде Кассанской антиклинали, в строении которой принимает участие докембрий. По особенностям соотношения с более моло­ дыми породами и по своей морфологии она близка к упоминав­ шейся выше Макбальской антиклинали. Средний палеозой обра­ зует здесь ряд крупных брахиантиклинориев северо-восточного простирания со сложным внутренним строением. В крайней северо-западной части системы отмечается веерообразное расхо­ ждение шарниров складок. На юго-западе широко развитые здесь вулканогенные отложения верхнего палеоэоя смяты в довольно простые, но разбитые многочисленными разломами складки мери­ дионального простирания.

Основу палеозойской структуры Ферганского хребта также составляют крупные брахиантиклинории широтного и северовосточного простирания, осложненные разломами.

2 8 8

Тектоническое строение Большого Каратау по последним дан­ ным оказалось не таким сложным, как это предполагалось ранее.

Здесь выделяется несколь-

 

______________

 

 

ко крупных антиклинориев

 

 

 

 

 

 

 

 

и

синклинориев

северо-

 

 

 

 

 

 

 

 

западного

 

простирания,

 

 

 

 

 

 

 

 

имеющих

 

брахиформные

 

 

 

 

 

 

 

 

очертания (рис. 70). Они

 

 

 

 

 

 

 

 

состоят из

вытянутых па­

 

 

 

 

 

 

 

 

раллельных

антиклиналь­

 

 

 

 

 

 

 

 

ных

и

синклинальных

 

 

 

 

 

 

 

 

зон, в пределах

которых,

 

 

 

 

 

 

 

 

в

свою

очередь,,

выде­

 

 

 

 

 

 

 

 

ляются

антиклинали

и

 

 

 

 

 

 

 

 

горст-антиклинали,

синк­

 

 

 

 

 

 

 

 

линали И грабен-синкли-

Рис. 70. Схема

палеозойской структуры

нали,

осложненные

 

еще

Каратау' (по Н. И. Николаеву).

более мелкими складками

1 — области

доксмбрийско-калсдонскон

стаби­

и. многочисленными разло­

лизации;

2 — области

каледонско-гсрцинской

стабилизации;

3 — границы крупных антпклн-

мами

разной

 

величины

иорисв;

4 — границы

крупных

синклинориев;

и формы (рис.

71). В раз­

5 — границы

палеозойских мульд,

испытавших

значительные

прогибания в мезозое

и кайнозое;

личных

по

литологиче­

6— приподнятые' участки, антиклинориев с выхо­

дами пород протерозоя;

7 — то

же

с выходами

скому

составу

толщах

нижнего

палеозоя;

8 — Главный

Каратаускнй

резко

проявляется

дис­

разлом;

9 — главнейшие линии

наблюдаемых

и предполагаемых разломов. Антнклинорни: I —

гармония между

складча­

Северо-Западного

Каратау, И — Боролдайскнй,

III — Байджансайскнй;

синклннорнн:

IV —

тыми

структурами,

а

ме-

Центрального Каратау, V — Бугуиьскнй

стами

система

близко

обусловливает

сложное

чешуйчатое

расположенных

разломов

строение

ряда

участков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все описанные выше тектонические формы характеризуют вну­

треннюю структуру региона, дальнейшее преобразование которой

Рис. 71. ГеоЛоглческио разрезы хребта Большого Каратау (по В. В. Бропгулеову).

1 — мезозойско-кайнозойские комплексы; 2 — турнсйскнй ярус; з — амаисайская и кур­ кебайская свиты фамснского яруса; 4 — хотынкамальскал свита фаменского яруса; s — хантагинская свита того же яруса; 6 — тулькубашскал свита нсрасчлсисниых среднего п верхнего девона; 7 — додевонский комплекс; 8 — крупнейшие разрывные нарушении

установленные; 9 — разрывные нарушения предполагаемые

19 Заказ 253

2S9