Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на экзамен по заповедному делу.docx
Скачиваний:
59
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
2.41 Mб
Скачать

16. Основоположники теоретических и практических основ заповедной системы: ф.Э. Фальц-Фейн.

Фальц-Фейн Фридрих Эдуардович - Российский натуралист, крупный землевладелец и хозяйственник немецкого происхождения. Организовал в своем родовом поместье под Херсоном первый в Украине заповедник, дендропарк и зоопарк с мировым именем - Аскания-Нова, ставший общеевропейским центром научных и хозяйственных экспериментов. (род. в 1863 г. - ум. в 1920 г.)

Самым известным во всей Российской империи был созданный Ф. Э. Фальц - Фейном заповедник Аскания-Нова, который современники окрестили «земным раем».

Место, где со временем возник всемирно известный заповедник (43 тыс. десятин земли на юге России в Таврии), было передано в наследное владение немецкому герцогу Фридриху Фердинанду Ангальт-Кеттенскому российским императором Николаем I по символической цене - 8 копеек за десятину (га). Герцог купил огромное поголовье мериносовых овец и начал обживать земли с немецкими колонистами. Потом начались ссоры из-за доходов, хозяйство ушло в упадок. Когда же в 1856 г. герцог умер, наследники поспешили избавиться от проблемного российского «графства» и тут же продали его колонисту Фридриху Фейну за 1,5 млн золотых марок.

Новый хозяин быстро навел порядок в Аскании и превратил убыточное ранее хозяйство в богатейшее поместье.

Вскоре Фридрих Фейн выдал единственную дочь за своего незаменимого помощника саксонца Иоганна Готтлиба Фальца, и три сына от этого брака стали носить двойную фамилию Фальц-Фейн. Один из них, Эдуард Иванович, и стал отцом создателя первого российского заповедника.

Летом 1885 г. Фридрих приехал домой с учебы на каникулы и посадил первые деревья, давшие начало ботаническому парку, а через четыре года запретил распахивать первый заповедный участок. В 1898 г. он «заповедал» еще два громадных участка в 100 и 500 десятин, а затем три участка в имениях братьев и стал тратить ежегодно по 20-40 тыс. рублей на приобретение животных для зоопарка. Кроме того, на территории имения Фальц-Фейн создал крупный природоведческий музей. Вся эта бурная деятельность богатого землевладельца, не сулившая доходов в будущем, не вызывала понимания у окружающих и родных.

После смерти отца Фридрих получил в наследство Доренбург, а младшему брату Владимиру досталась Аскания. Однако, увидев огорчение старшего брата, тот легко согласился на обмен.

Очень скоро в его зоопарке уже обитало 58 видов млекопитающих и 154 вида птиц, добрая половина которых была доставлена с других континентов. Фальц-Фейн сохранил для человечества вымирающую лошадь Пржевальского, впервые давшую приплод в Аскании-Нова. Много сделал он и для спасения беловежского зубра, добившись разрешения на разведение этих животных в своем заповеднике.

Полет его фантазии и энергичность не знали пределов. Окрыленный первыми успехами, он решил вернуть в степь ее исконных обитателей и добился того, что на территории его заповедника появились сайгаки, степные орлы, дрофы и стрепеты, байбаки. Его дендропарк долго игнорировали лесные птицы. Тогда Фальц-Фейн приказал оборудовать в лесу гнездовья, а в жилых домах строить специальные ниши для скворцов. И вскоре парк наполнился птичьим гамом. Еще в начале 1890-х гг. Фридрих Эдуардович стал кольцевать птиц, став пионером и в этой области.

К 1900 году Фридрих Эдуардович превратил свое имение в настоящий научный институт. Он приобрел уникальное оборудование, выписывал специальную литературу, организовал обширную библиотеку и несколько лабораторий. В «Аскании-Нова» работали видные ученые: И. Пачоский, А. Браунер, И. Иванов, Н. Клепинин, М. Иванов, П. Козлов и др., заповедник посещали иностранцы, среди которых был всемирно известный немецкий пропагандист охраны природы Гуго Конвенц. Четвероногие питомцы Фальц-Фейна участвовали в различных всероссийских и всемирных выставках, торговых ярмарках и научных симпозиумах, принося славу Аскании и медали ее владельцу.

Однако во время Первой русской революции уникальный заповедник-зоопарк чуть было не погиб.

Ф. Э. Фальц-Фейн был избран членом Постоянной природоохранительной комиссии при Русском Географическом обществе, на содержание которой он жертвовал крупные суммы.

В начале 1917 г. он принял участие в создании в Москве Общества охраны природы, мечтал открыть лесной заповедник в своем белорусском имении Налибоки, где в то время еще водились бобры, практически исчезнувшие в России.