Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Миграционные проблемы современных российских городов

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
919.76 Кб
Скачать

2) установление взаимосвязей между численностью мигрантов и выбранными показателями с помощью коэффициента парной корреляции.

Для анализа миграционных процессов были создана корреляционная матрица социально-экономических показателей, в которой рассматривалось15 показателей изтрехблоковфакторов.

1.Демографический блок представлен численностью населения в трудоспособном возрасте.

2.Экономический блок включает в себя следующие показатели численности безработных: уровень зарегистрированной безработицы, заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках и среднемесячная заработная плата работников (без субъектов малого предпринимательства).

3.Социальный блок состоит из 10 показателей: общая площадь жилых помещений, площадь на одного жителя, число детей, приходящихся на 100 мест в ДДУ, выпуск специалистов вузами, число учреждений культурно-досугового типа, число зарегистрированных преступлений на 10 000 человек населения, ввод в действие жилых домов, в том числе индивидуальными застройщиками, оборот розничной торговли на душу населения, оборот предприятий общественного питания, стоимость минимального набора продуктов питания.

Полученные коэффициенты корреляции в полной мере не раскрывают причинно-следственных связей. В связи с этим дополнительно проводился экспертный анализ.

Факторы, определяющие внутрирегиональную миграцию

Для прибывших в Пермь с территории Пермского края наибольшая положительная теснота связи наблюдалась с потребностью в работниках (Rxy = 0,49), т.е. чем больше требуется работников, тем больше прибывает мигрантов. Но связь эта слабая. Обратная слабая зависимость – с выпуском специалистов с высшим образованием (Rxy = –0,52), уровнем безработицы (Rxy = –0,36) и численностью населения в трудоспособном возрасте (Rxy = –0,32). Чем

51

выше уровень безработицы в г. Перми, тем меньше населения из других территорий Пермского края приезжает в город в поисках работы и, наоборот, чем ниже уровень безработицы, тем легче иногородним найти здесь работу, и они будут приезжать в Пермь. Аналогичная ситуация с количеством трудоспособного населения: чем его меньше, тем больше может появиться вакантных мест на рынке труда, что будет привлекать иногороднее население с территорийПермского края.

Все остальные показатели практически не оказывают влияния на приток мигрантов с территории Пермского края, так как значение коэффициентов корреляции меньше 0,2. Так, теснота связи миграционных потоков в Пермь и уровень заработной платы имеют коэффициент корреляции –0,05. Отсюда вывод – приезжающим людям в принципе нужна работа. Сдерживающим фактором для приезда будет рост в городе специалистов с высшим образованием, что может составить конкуренцию на рынке труда.

Была отмечена еще одна особенность: чем больше выпускается специалистов с высшим образованием, тем меньше отток населения из города (Rxy = –0,94). Получившие образование молодые люди не спешат уехать из города в родные населенные пункты Пермского края. На уменьшение оттока населения влияет развитие социальной и экономической сфер (практически все показатели имеют значимую обратную связь). Так, чем выше становится заработная плата, чем больше общей площади жилых помещений приходится на одного жителя, тем меньше отток населения из Перми (Rxy = –0,8; –0,82 соответственно. Это сильная связь). Увеличение ввода в действие жилых домов также способствует, хотя и в меньшей степени, уменьшению оттока населения из Перми (Rxy = –0,46 – слабая вязь). А вот увеличение ввода в действие жилых домов индивидуальными застройщиками будет больше влиять на уменьшение оттока населения из Перми (Rxy = –0,66 – средняя связь). Уменьшению оттока населения способствуют также увеличение оборота розничной торговлииувеличениеоборотаобщественногопитания(Rxy = –0,73 и–0,78 соответственно– связьсильная).

52

Факторы, определяющие межрегиональную миграцию

Для прибывающих из других регионов России может иметь значение развитость социальной сферы. Так, прямую зависимость выявил показатель количества учреждений культуры (Rxy = 0,7 – связь средняя), т.е. чем больше в городе культурно-досуговых центров, тем более он привлекателен для мигрантов из других областей России, тем больше приток мигрантов. Обратную очень сильную зависимость имеет показатель числа детей на 100 мест в детских дошкольных учреждениях (Rxy= –0,91). Он означает, чем меньше детей приходится на 100 мест в детских дошкольных учреждениях, тем больше возможность устройства ребенка в детский сад, тем привлекательнее переезд в Пермь. Тесную обратную связь с прибывшим населением из других регионов имеет показатель выпуска специалистов с высшим образованием (Rxy = –0,95), т.е. чем больше выпуск специалистов с высшим образованием в краевой столице, тем меньше вероятность того, что в Пермь будут приезжать высококвалифицированные кадры. Скорее всего это связано с тем, что ежегодно на рынок труда выходят выпускники вузов. И даже в том случае, если в действительности борьба за высокооплачиваемые рабочие места не слишком остра, те, кто хотел бы приехать в поисках высокооплачиваемой, интеллектуальной работы, могут опасаться высокой конкуренции на рынке труда в краевом центре. Поэтому потенциальные мигранты будут искать работу там, где проживают.

Интересно, что показатель заработной платы имеет тесную обратную связь с количеством прибывающего населения из других регионов России: чем выше заработная плата в Перми, тем меньше прибывает населения в г. Пермь (Rxy = –0,79). Объяснением может служить незнание ситуации потенциальных межрегиональных мигрантов по увеличению заработной платы в г. Перми и незнание, как соотносится этот рост с ростом заработной платы в других городах России.

Важно также понимать, за счет каких отраслей экономики формируется рост заработной платы. Если будет повышаться оплата труда в низкоквалифицированных сегментах экономики, то ни-

53

ши в них будут заняты в первую очередь коренным населением. Это положение подтверждается (хотя и слабо – Rxy = 0,29) прямой зависимостью между численностью безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, и притоком мигрантов из других регионов. Чем больше количество безработных в г. Перми, тем больше сюда прибывает мигрантов, которых будут удовлетворять предоставляемые условия оплаты труда (а это представители более бедных регионов, а следовательно, и квалифицированных кадров среди нихбудетнемного).

В то же время рост заработной платы сдерживает отток населения из г. Перми. Чем выше заработная плата, тем меньше отток населения (Rxy = –0,85 – сильная связь).

Чем больше общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя (а этот показатель характеризует рост качества жизни), тем меньше отток населения (Rxy = –0,87 – сильная связь).

Рост качества жизни характеризуется и ростом показателей оборота розничной торговли, и оборотом общественного питания. Чем выше эти показатели, тем меньше отток населения.

Вновь тесную обратную связь имеет показатель выпуска специалистов с высшим образованием (Rxy = –0,9). Выпускники вузов г. Перми не уезжают массово за пределы края. Это связано с гипертрофией центра в Пермском крае, когда около 40 % всего населения сосредоточено в одном городе – краевой столице. Здесь же располагаются и основные места приложения труда – крупнейшие предприятия, учреждения непроизводственной сферы. На периферии края, особенно к северу от г. Перми, города выступают центрами – ядрами, фокусами социальноэкономического развития, но они немногочисленны и имеют ограничения в экономической специализации (например, лесопромышленный комплекс не требует специалистов с высшим образованием в том количестве, как представителей рабочих специальностей). Таким образом, одним из главных факторов для сдерживания оттока населения из г. Перми является улучшение условий жизни населения (рост заработной платы, рас-

54

ширение площади жилья на душу населения, развитие торговли, возможность удовлетворить материальные потребности и т.п.), что полностью соответствует теоретическим основам миграции населения. Миграционная привлекательность на внутрирегиональном уровне определяется в большей мере экономическими факторами, на межрегиональном – социальными.

Особого внимания требует безработица среди высококвалифицированных специалистов, формирующая отток населения (пока слабый) в другие регионы. Особое значение для г. Перми имеет образовательный уровень населения: с одной стороны, он препятствует оттоку населения, с другой – не способствует въезду, особенно из других регионов. Таким образом, происходит замыкание миграционных потоков: Пермь – Пермский край.

Анализ качественного состава мигрантов, причин прибытия и выбытия, факторов миграционного движения свидетельствует о том, что город находится на пороге качественных изменений. Если специалисты с высшим образованием не смогут трудоустраиваться в городе и регионе, будут формироваться качественно другие потоки выбывающих мигрантов – представителей движения «утечка мозгов», что по инициативе Минобрнауки стимулируется и развитием академической и профессиональной мобильности внутри учреждений высшего образования.

Таким образом, Пермь создает условия для существования наиболее массового потока мигрантов – движения низкоквалифицированных кадров. В том случае, если места рабочих профессий не будут заниматься пермяками (горожанами и жителями края), то это может создать условия для притока мигрантов со стороны. А поскольку демографический кризис практически одинаково отразился на половозрастной структуре края и соседних регионов, можно ожидать притока мигрантов из стран за пределами России. Следовательно, подобного рода исследования необходимо проводить, во-первых, комплексно, учитывая специфику природно-ресурсного, экономического, социального потенциалов региона, особенности рынка труда, уровень соци-

55

альной напряженности и другие аспекты. Во-вторых, изучение и прогнозирование миграционных процессов надо проводить в контексте общенациональных и мировых тенденций с подробным анализом социально-экономической ситуации в сопредельных регионах. В-третьих, одной из острейших проблем являются несовершенство и «ущербность» информационной базы, отсутствие достоверной и полной статистики, дающей возможность научного анализа миграции как управляемого и регулируемого общественного явления.

56

Е.Б. Плотникова И.А. Германов К.А. Петухов

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПЕРМИ2

Интенсивные миграционные процессы являются характерной чертой современного общества. По мере развития рыночной экономики территориальная мобильность населения возрастает, становится нормой несколько раз менять место жительства в течение трудовой жизни. Однако миграционные процессы оказывают неравнозначное влияние на социально-экономическое развитие различных территорий. Регионы, предлагающие лучшие рабочие места, более комфортные условия жизни становятся центрами притяжения для наиболее образованного, активного и предприимчивого населения, выигрывая конкуренцию за население у более «слабых» территорий. В то же время современный бизнес предпочитает создавать рабочие места в местах концентрации человеческого потенциала, давая новый стимул миграционным процессам. Таким образом воспроизводится территориальное экономическое неравенство, влекущее за собой нарастание разрыва между регионами в развитии человеческого потенциала.

В статье представлен анализ результатов социологического исследования, проведенного в Перми, в 2010 году3. Эмпирическую базу исследования составили материалы трех основных источников: статистические данные по миграционным показателям (Пермьстат, Управление федеральной миграционной службы по Пермскому краю), результаты формализованного

2Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 11-03-00243а

3«Исследование миграционных потоков на территории города Перми» по заказу администрации г. Перми.

57

опроса «выездных» и «въездных» групп мигрантов, а также материалы глубинных интервью с приехавшими в Пермь мигрантами. Кроме того, использовались данные ПКГУП «Автовокзал»

иУправления ГИБДД по Пермскому краю, характеризующими объемы маятниковой миграции.

Современная миграционная ситуация в Перми отражает трудности российского общественного развития последних лет, поэтому носит в целом кризисный, проблемный характер. На протяжении всего анализируемого периода индекс миграционной подвижности населения в Перми был существенно ниже, чем в целом по России и в Приволжском федеральном округе. Логика изложенного в исследовании материала основана на традиционной классификации миграционных процессов. Исследованию подлежали: входящий, исходящий потоки, каждый из которых был рассмотрен через призму внутрирегиональных, межрегиональных, международных перемещений населения. Ключевые вопросы исследования заключались в следующем: кто мигрирует, почему мигрирует, куда мигрирует?

К2010 году на фоне сокращения общих объемов перемещений выделяется внутрирегиональный поток, который характеризуется положительным сальдо, краевой центр является точкой притяжения для жителей из других муниципальных образований Пермского края.

Для межрегиональных мигрантов столица Прикамья не является магнитом. Сальдо межрегионального обмена характеризуется отрицательными значениями. Прогноз показал, что данные тенденции сохранятся в среднесрочной перспективе. Структура исходящего межрегионального потока за последние годы остается довольно постоянной. Примерно пятую часть уезжающих жителей города Перми принимают регионы Приволжского и Уральского федеральных округов, каждого шестого – Центральный ФО. Около 10 % уезжают в Москву и в южные регионы. Санкт-Петербург, северо-западные территории

иСибирь привлекают около 5 % уезжающих из Перми. Наконец, на Дальний Восток мигрируют 2 % пермяков.

58

Уменьшение объемов прибытия в межрегиональном миграционном потоке в течение 2001–2009 годов наблюдается по всем территориям. Наиболее интенсивные и устойчивые изменения зафиксированы по приезжим из регионов Урала (–43 чел. в год), Сибири (–31), Центрального (–17), Северо-Западного (–17) федеральных округов, а также с Дальнего Востока (–15).

Структура входящего межрегионального миграционного потока в период 2001–2009 годов остается постоянной. Около четверти въезжающих в Пермь жителей из других субъектов РФ приехали из регионов Урала и Поволжья, каждый десятый – из Сибири, Центрального, Южного федеральных округов. С СевероЗападного округа и Дальнего Востока России в Пермь приезжают 6–7 % межрегиональных мигрантов, существенно меньше (2 %) приехавших раньшепроживалив столичных городах.

Пермь теряет привлекательность для мигрантов, все более превращаясь в транзитную территорию. В западном направлении основными точками притяжения становятся столичные центры России с прилегающими к ним территориями (Москва, Московская область, Санк-Петербург, Ленинградская область) и Нижегородская область. В восточном направлении мигранты из Перми уезжают в Свердловскую, Тюменскую области, Ханты-Ман- сийский АО. В южном направлении поток эмигрирующих направлен в Краснодарский край. Точками притяжения мигрантов за границей стали Германия, США, Израиль. Миграционные процессы характеризуются оттоком титульных народов республик БашкортостаниТатарстан, проживающихв настоящее времяв Перми.

В Пермь приезжают в первую очередь жители из менее развитых соседних территорий (Киров, Ижевск, Оренбург). Пополняется человеческий потенциал Перми и за счет мигрантов – жителей северных и восточных территорий страны (Красноярск, Владивосток, Иркутск). Иммигранты из этих территорий при переезде ориентируются на изменение климатических условий, большие возможности приобретения жилья с лучшими его характеристиками.

59

В незначительной степени миграционный прилив осуществляется за счет международных мигрантов – выходцев из стран Закавказья (Армения, Азербайджан) и Средней Азии (Таджикистан, Киргизия). В международном потоке более интенсивным является сокращение числа въезжающих из стран СНГ. За первую половину анализируемого периода этот показатель снизился в восемь раз: с 1722 (1997 г.) до 205 человек в год (2003 г.). Затем наблюдался постепенный рост до 406 человек (2009 г.). Поток мигрантов из стран дальнего зарубежья за все годы является небольшим (от 8 до 50 чел.), его динамика непостоянна.

Изменения объемов въездной международной миграции имеют выраженную территориальную и временную специфику. В течение последних 10 лет число приезжих из Белоруссии и Казахстана постепенно сокращалось (в среднем на 1 и 15 чел. соответственно). В то же время миграция из стран Закавказья и Средней Азии имеет неустойчивый волнообразный характер: с 2001 по 2004 год число приехавших оттуда ежегодно сокращалось (–23 и –31 чел. вгод соответственно). Затем объем прибытия из указанных стран начал увеличиваться (+24 и +20 чел. в год). При этом в 2007 году наблюдался резкий «наплыв» выходцев из Средней Азии, после чего численность мигрантов оттуда вернулась к значениям, близким к основному тренду. Динамика прибытия из Украины, Молдавии, стран Балтии и дальнего зарубежья в анализируемые годы не имеет четко выраженной тенденции.

Структура входящего международного потока в рассматриваемый период постоянно менялась. В то время как удельный вес выходцев из Белоруссии, Молдавии, стран Балтии на протяжении десяти лет оставался постоянным (2–4 % от всех международных мигрантов, приезжающих в Пермь), представительство бывших жителей Украины упало с 23 до 15 %, а Закавказья и Средней Азии, напротив, возросло: соответственно с 12 до 29 % и с 21 до 33 %. Изменение доли граждан, ранее проживавших в Казахстане, имело неустойчивый характер. В течение 2001–2004 годов она выросла с 28 до 41 %, а к 2009 году снова упала – до 8 %. Бывшие

60