Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Konoplyanaya_Entsiklopedia

.pdf
Скачиваний:
204
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
9.42 Mб
Скачать

Пётр Первый

Peter the Great

Навряд ли найдётся растение, которое интересовало Петра больше, чем конопля. Именно она открывала путь к господству на море, и внимание российского гоударя к выращиванию конопли было вполне объяснимым.

К 1740 году Россия стала самым крупным производителем пеньки: она поставляет на Запад 80% всего такелажа. На внутреннем рынке России конопля занимает место более важное, чем меха, лес и железо, вместе взятые.

Весь английский флот того времени зависел от русской конопли.

На один корабль каждые два года уходило от 50 до 100 тонн

конопляной продукции.

Костомаров пишет: «Царь хотел, во что бы то ни стало, направить главный торговый путь на Петербург и в октябре 1713 года указал всем торговым людям во­ зить пеньку, юфть, икру, клей, смолу, ще­ тину, ревень, следуемые за границу, не в Во­ логду или в Архангельск, как ранее, а в Пе­ тербург. Такое распоряжение отозвалось тягостью на торговых людях, и они в по­ данной царю челобитной умоляли отме­ нить этот закон и дозволить по-прежнему возить­ товары в Архангельск; у них, пред­ ставляли они, с иноземцами были там прежние долговые обязательства, которых нельзя было иначе покончить, как выруч­ кой с товара.

Так, в Вологде жили три иноземные куп­ ца, занимавшиеся очищением привозимой в Архангельск пеньки, и содержали для этой цели до 25 000 русских рабочих, кото­ рые должны были остаться без работы, если торговый путь для пеньки изменит­

ся. Притом пенька, шедшая за границу, ро­ дилась преимущественно в областях, бо­ лее близких к Архангельску, чем к Петер­ бургу; вдобавок местность Петербурга была такого свойства, что пенька, проле­ жавши там несколько месяцев, легко под­ вергалась порче».

Только через год Петр согласился немного смягчить свои указы и разрешил половину указанных товаров вести в Архангельск, но вторую часть — непременно в Петербург.

Пётр I увеличил число государственных монополий: частным лицам теперь разрешалось подвозить пеньку, конопляное масло, деготь, икру и другие ценные товары только к речным, озёрным или морским причалам, где эти товары закупались государственными уполномоченными. Шутить с ними не рекомендовалось — указ от 13 марта 1706 года карал смертной казнью купцов, которые примешивали к кипам предназначенной для экспорта пеньки испорченное волокно или камни для увеличения веса.

Сбор пушнины в колониях российско-американской компании. Художник Игорь Пшеничный

 

 

 

71

Oleg Weedy © 2001-2010

 

 

 

 

Плетение лаптей из пенькового волокна было источником хорошего заработка. Художник Анна Скалдина

Вводя карательные меры для нечистых на руку дельцов, государство оберегало честных купцов. По особому распоряжению царя к коммерческим операциям по закупке пеньки и пеньковых продуктов для вывоза за границу не допускались иностранные подданные.

Вся торговая монополия принадлежала исключительно русским купцам, закупавшим товар по деревням и весям великой России. Иностранцы вынуждены были покупать сырьё через посредника по установленной цене.

Многолетней торговлей, организацией производств по обработке конопли создали солидный капитал многие купеческие семьи.

О масштабах поставок можно судить по сохранившимся отчётным книгам:

–  купец Яков Якимов в период 1701– 1702 гг. ввёз в Архангельск более 20 000 пудов;

–  болховский посадский человек Г. Бого­ молов вез через Курск на Украину 5 тысяч аршин хряща (грубого холста), 1720 год;

–  при пожаре в мае 1848 года в Орле сго­ рели Гостиные ряды и 100 тысяч пудов пеньки.

После смерти Петра заложенная им схема государственной монополии на экспорт конопли мало в чём изменилась. Государство закупало пеньку у помещиков и крупным оптом продавало за рубеж.

Данные за 1768 год свидетельствуют о том, что конопля по-прежнему оставалась важнейшим из предметов русского экспорта. В год вывозилось около 2,25 млн. пудов пеньки и 19 тыс. пудов каната, 120 тыс. пудов конопляного и льняного семени и 166 тыс. пудов конопляного и льняного масла.

Год от года оборот увеличивался, и к концу XVIII века ежегодно вывозилось более 3 миллионов пудов пеньки.

72

 

Коноплянаяэнциклопедия| Россия| qqq

 

 

 

Если перевести эту цифру в тонны и железнодорожные вагоны, то образуется состав длиной в 80 тысяч вагонов, гружённых пенькой и паклей.

B XVIII веке Россия была мировым «пеньковым авторитетом».

Для ознакомления с российским опытом выращивания и

обработки приезжали из Европы и Америки.

Шестой президент США Квинси Адамс (1767–1848) был первым посланником Америки в Россию в период с 1809 по 1814 года. Он много ездил по стране и вёл очень подробный дневник, в который записывал всё новое и необычное.

Кроме всего прочего, там описан original russian процесс превращения конопли в волокно, пригодное для изготовления парусов. Автор подчёркивает, что цикл производства неукоснительно соблюдался и занимал не менее двух лет:

«Коноплю высеивали, выращивали и убирали. Сразу после уборки урожая рас­ тения на пару дней подвешивали на стой­ ках; потом сушили в печи; затем сбрасы­ вали в реку и приваливали тяжёлыми ра­ мами, чтоб ничего не уплыло. После этого трава вымачивалась (три недели в тёп­ лой воде летом и целых пять недель зи­ мой), вновь на денёк подвешивалась, день сушилась в печи и потом заново мокла на дне реки целую зиму».

Разница между русской и заморской технологией была в том, что американцы оставляли копны травы вымокать на поле, и конопля увлажнялась не водой, а всего-навсего росой. Оттого их продукт был непригоден к суровому морскому использованию и годился лишь на изготовление дешёвых и не особо прочных верёвок.

После отмены крепостного права некоторые предприимчивые крестьяне организовывали собственное производство. Выдающимся примером предпринимательства может служить В. Я. Шестаков, житель слободы Ездоцкой уездного города Старый Оскол.

Вымачивание конопли в пруду. Немецкий художник Theodor von Hörmann, Hanfeinlegen

 

 

 

73

Oleg Weedy © 2001-2010

 

 

 

 

В 1868 году в старом сарае под соломенной крышей разместился прядильный и канатный цех с конным приводом. Полукустарное производство обслуживали шесть человек, четверо из которых плели нити из конопляной пакли, а двое свивали нити в верёвки и канаты.

Через четверть века сын основателя Н. В. Шестаков расширил производство и установил два двигателя мощностью 25 и 30 лошадиных сил. Впоследствии предприятие переросло в полноценную канатно-верёвочную фабрику. Продукция продавалась на верфи СанктПетербурга, Архангельска и экспортировалась за рубеж.

Многие российские города были накрепко привязаны к коноплян­ нику и веками жили почти исключительно на доходы от торговли пенькой.

Поколениями купцы скупали пеньку, а ремесленники вили канаты. Многие города были полностью ориентированы на пеньковую промышленность. Иначе говоря, они располагались в центре огромных полей конопли.

Один из городков Курской губернии, Льгов, подробно описывает в своих воспоминаниях известный русский поэт Николай Асеев (1889–1963):

«Городок был совсем крохотный — всего в три тысячи жителей, в большинстве ме­ щан и ремесленников.… Город жил коно­ плёй. Густые заросли чёрно-зелёных мохна­ тых метёлок на длинных ломких стеблях окружали город, как море.

На выгоне располагались со своим нехитрым­ снаряжением свивальщики ве­ рёвок; за воротами побогаче видны были бунты пеньки…

Над городом стоял густой жирный за­ пах конопляного масла — это шумела мас­ лобойка, вращая решётчатое колесо».

Кроме Льгова, центрами конопляной индустрии были Серпухов, боль-

Льговский купец. Художник Анна Скалдина

76

 

Коноплянаяэнциклопедия| Россия| qqq

 

 

 

Некоторые российские города буквально утопали в конопляных полях. Художник Анна Скалдина

шое калужское село Сухиничи, Орёл,

Себестоимость хлопковой ткани

Болохов, Воронеж. В более поздние вре-

была намного ниже — везти и обраба-

мена коноплю начали высеивать в Вос-

тывать хлопок сырец было куда дешев-

точной Сибири.

ле, чем конопляные стебли. Сотканная

Очень много конопли росло в Ом-

из него ткань была недорогой, и даже

ском регионе, откуда она отправля-

небогатые крестьяне могли позволить

лась в Петербург и Архангельск. Ом-

себе мягкую хлопковую рубаху.

ские купцы были известными постав-

Посевы конопли постепенно сжима-

щиками царского двора и очень горди-

лись, и в коммунистический XX век

лись своей надёжной конопляной ре-

Россия вступила всего с двумя десятка-

путацией.

ми пенькозаводов.

Медленный конец «золотой эры ко-

Один из последних конопляных ба-

нопли» в России начал надвигаться в

стионов — Орловщина. Тут конопля-

XIX веке. Постепенно, с развитием па-

ные традиции были настолько сильны,

ровых двигателей, пенька теряла своё

что в спад производства никто не ве-

значение сырья для парусов. Одновре-

рил. Более того, в ногу со временем,

менно с изобретением машин на рын-

местные купцы активно инвестирова-

ке стал появлятьсяся хлопок в про-

ли свой капитал в технологии.

мышленных масштабах. Росло количе-

В 1915 году в Орле на производстве

ство больше ткацких фабрик...

сложных машин для обработки коноп-

Если машины успешно заменяли па-

ли стал специализироваться завод, вла-

руса на судах, то хлопок не менее успеш-

дельцем которого был купец-

но соперничал со всеми ранее извест-

миллионщик Хрущов.

ными тканями, включая грубые пе-

Наряду с заводом конопляных ма-

стрядь и армячину.

шин, в городе была создана крупная

К концу XIX века

шпагатная фабрика с самым современ-

ным оборудованием.

хлопок перешёл

Примеры, подобные орловским, —

в наступление: в России

скорее, исключение, чем общая практи-

коноплю перерабатывали

ка. Во всём мире к началу нового XX сто-

139 фабрик, а хлопок —

летия конопляная отрасль переживала

не самые лучшие времена, и инвести-

уже более 400.

ции в эту отрасль быстро сокращались.

 

 

 

77

Oleg Weedy © 2001-2010

 

 

 

 

Конопля и коммунизм

Cannabis & Communism

Национализация и организация колхозов перекроили процесс выращивания и обработки конопли. После спада в 20-х годах коноплеводство пережило второе рождение в 30-х.

Были разработаны и поставлены на серийное производство специализированные машины для уборки и обработки растения. Некоторые колхозы за счет ее выращивания пошли в гору, стали миллионерами. В Герои Социалистического Труда конопля «вывела» почти два десятка колхозников.

Большая советская энциклопедия 1937 года сообщает:

«Социалистическая реконструкция сель­ ского хозяйства резко изменила лицо от­ сталого коноплеводства в СССР. Развернув­ шееся стахановское движение в сельском хозяйстве, в частности, среди коноплево­ дов, обеспечило более высокие урожаи ко­ нопли. В мае 1936 года было проведено спе­ циальное совещание руководителей пар­

Плакат образца тридцатых годов XX века. Фото: Интернет

тии и правительства с передовиками по льну и конопле. Ряд приглашённых на сове­ щание стахановцев-коноплеводов были на­ граждены Орденами Союза».

В1934 году посевная площадь советской конопли была 598 тыс. га, посевы

1936 года занимали

680 тыс. га, составляя 4/5 всей мировой площади под коноплей.

ВСССР в 1933–34 гг. заготовка пень-

кового волокна из конопли шла ударными темпами и достигала 39,4 тысячи тонн, в 1934–35 гг. — 44,9 тысяч тонн; производство конопляного масла (из семян конопли) в 1933 г. составило 5 миллионов литров, а в 1934 г. — 6,3 миллиона литров.

Вплоть до 30-х годов не существовало регламентов или ограничений в под-

78

 

Коноплянаяэнциклопедия| Россия| qqq

 

 

 

борке сортов. Впоследствии учёные за-

 

интересовались генетикой конопли, и в

 

1931 году с советским размахом был соз-

 

дан Институт лубяных культур. Именно

 

там родилась «индустриальная коно-

 

пля» — высокие, мощные растения с

 

крайне низким содержанием каннаби-

 

нола. Благодаря работе института, посе-

 

вы конопли в СССР стремительно росли.

 

Постановлением СНК СССР и ЦК

 

ВКП(б) (март 1934 г.) за посевы конопли

 

на усадебных, приусадебных и поймен-

 

ных угодьях предоставлены специаль-

 

ные льготы и преимущества.

 

На сельхозвыставке

 

1954 года в павильоне

 

«Лен, конопля и другие

 

лубяные культуры» был

 

отдельный зал конопли.

 

На примере колхоза «Родина Хруще-

 

ва» Хомутовского района Курской обла-

 

сти там демонстрировался передовой

 

опыт возделывания среднерусской ко-

 

нопли на семена и волокно и южной

 

конопли на зеленец.

 

В 1954 году колхозные посевы зани-

 

мали 130 гектаров, из них 74 гектара

 

среднерусского сорта ЮС-1 и южно-

 

черкасского — 56 гектаров. Урожай ко-

 

нопли: с семеноводческих посевов се-

 

мян — 6,04 центнера, волокна — 3,7

 

центнера с гектара.

 

Денежный доход колхоза в 1954

 

году составил 3 101 600 рублей, в том

 

числе от конопли — 2 797 886 рублей,

 

каждый гектар конопли в среднем дал

 

доход 21 522 рубля. Такие колхозы на-

 

зывали «милионниками» и ставили

 

всем в пример.

 

Ключевая фигура советского коно-

 

пляного этапа — Геннадий Степанович

 

Степанов. Выдающийся российский ко-

 

ноплевод, автор первых среднерусских

 

сортов конопли посевной, практически

 

не содержащих ТГК, родился в 1937 году.

Селекционер-ударник. 60-е годы. Фото: Интернет

 

 

 

79

Oleg Weedy © 2001-2010

 

 

 

 

Наградной знак коммунистического периода. Фото: Интернет

Выпускник Чувашского сельскохозяйственного института, много лет проработал на опытных хозяйствах Института лубяных культур, где участвовал в выведении 8 сортов и гибридов, в том числе «Глуховская-1», а также ЮСО-16, 19 и 24 (с пониженным содержанием ТГК).

С1985 года Степанов — заведующий кафедрой ботаники, физиологии

иселекции растений Чувашской сельскохозяйственной академии; в 1995 году зарегистрировал первый среднерусский сорт безгашишной (ТГК не выше 0,04%) конопли «Диана».

С1995 года по настоящее время Г.С. Степановым выведено ещё несколько ценных среднерусских сортов, в том числе желтостебельная «Ингреда», «Антонио» и сорт масличного направления «Юлиана».

Выращивать коноплю было почётно

идоходно: государство всячески поощ­ ряло молодых специалистов. Стать коноплеводом хотелось не только взрослым, но и детям. Свидетельство тому — статья в «Огоньке» 1954 года.

Пионер-герой

Юный натуралист Шура Мещеряков, ученик седьмого класса Новосибирской средней школы, производил опыты по выращиванию дагестанской и обыкновенной конопли. Дагестанская конопля значительно более урожайна, чем обыкновенная, и дает более прочное, тонкое и крепкое волокно. Очень часто дагестанская конопля достигает трех с половиной метров в вышину.

При очень большом росте и высокой урожайности волокна дагестанская конопля в условиях Новосибирска не дает зрелых семян, так как ее цветение начинается слишком поздно.

Поэтому ежегодно Шуре приходилось выписывать семена дагестанской конопли из южных местностей. Он решил добиться получения гибрида дагестанской и обыкновенной конопли.

Шура хотел соединить прекрасные свойства волокна и высокую урожайность семян дагестанской конопли со скороспелостью обыкновенной.

«Поступил я очень просто, — рассказывает Шура. — Посеял дагестанскую коноплю рядом с обыкновенной. Матерками я оставил дагестанскую коноплю, а отцовскими растениями — обыкновенную. Для того чтобы между ними произошло скрещивание и чтобы посконь дагестанской конопли не напортила мне, я ее выдергивал и оставлял только матерки, которые должны были опыляться пыльцой обыкновенной конопли.

Дагестанская конопля с цветением сильно запаздывает. У нее в наших условиях нет еще даже и бутонов, в то вре-

80

 

Коноплянаяэнциклопедия| Россия| qqq

 

 

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]