Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
36-40.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
203.24 Кб
Скачать

39. Жанр святочного рассказа в творчестве н.С. Лескова.

Они представлены в одной сказовой форме (рассказ в рассказе) и имеют сложную субъектную организацию. Рождественские истории передаются из уст в уста; это события народной жизни, которые не чужды каждой отдельной семье, каждому отдельному человеку.

Все рассказы начинаются с предыстории, которая вводит читателя в ситуацию повествования. Эти увертюры дают возможность увидеть, в какой обстановке будет происходить основное действие произведения. Для святочных рассказов Лескова характерна одна основная сюжетная линия и наличие двух кульминаций. Первая кульминация чаще всего является “предзнаменованием” второй, духовной кульминации. Вторая кульминационная точка, апогей произведения, логично вытекает из первой, но по значению она гораздо выше, важнее для понимания рассказа. Она характеризуется несколькими особенностями: первая — слияние онтологического и эмпирического времён в одной точке, в момент свершения чуда, когда вечность входит в жизнь человека и прошлое претворяется в настоящее. Второй особенностью является подробно разработанная категория чуда — чуда преображения души человека, возвышение “от образа к подобию Божьему” — смысл человеческого существования, по Библии. Центральным в рассказе становится мотив встречи: с Богом, с самим собой и ближним. Встречи с Богом в рассказах Лескова можно выстроить по принципу градации: в одном из рассказов Христос является опосредовано через время и таинство — православный обряд (венчание); в другом — через поступок (прощение); в третьем Бог материализуется через слово (согласно христианской символике Христос — это “Логос”: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1, 1). Слово становится онтологической категорией («Зверь»). И в последнем рассказе образ Господа материализуется, и люди видят воплощённого Христа в конкретной точке пространства — дома у Тимофея Осипова («Христос в гостях у мужика»).

Итак, главным является мотив встречи, который можно трактовать как мотив Явления, прежде всего встречи с Богом, который “настигает” человека тогда, когда человек Его совсем не ищет, не ждёт. О Боге ничего нельзя сказать на словах, Его бытие нельзя доказать, но Его можно встретить, и в этом величайшее чудо христианства. Встреча с Богом означает суд, и потому часто Господь ждёт того времени, когда человек созреет, чтобы произвести суд над самим собой, станет способным внять Божественному призыву вырасти в полную меру “человеческого достоинства”. Явление Бога служит “толчком” для совершения двух других встреч.

Второй уровень этого мотива — встреча человека с самим собой. В человеке есть глубины, куда он боится заглянуть, разлад, которого он страшится. Встречаясь с Богом, человек неизбежно выходит в новое измерение, перед ним открываются собственные греховные глубины, о которых он раньше не знал. И последний этап духовного преображения — это встреча человека с человеком, с тем ближним, которого послал к нему Бог. Ответ на вопрос “Кто мой ближний?” мы можем найти в Библии: “Ближний — это тот, кому ты сейчас можешь помочь, кто нуждается в тебе” (притча о милосердном самаритянине). Поэтому цель каждого христианина заключается в том, чтобы выйти “из скорлупы безразличья”, увидеть и услышать другого человека.

На сопряжении духовного возрождения с добродетелью рассказ не заканчивается: после кульминации во всех лесковских рассказах описываются события, подтверждающие чудо преображения души героев и причастность Бога к человеческим судьбам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]