Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
160.35 Кб
Скачать

2. Монетная реформа 1654—1663 гг.

Широко задуманная пра­вительством Алексея Михайловича (1645—1676) денежная рефор­ма была призвана решить несколько важнейших задач. Сложивший­ся к середине XVII в. всероссийский рынок обслуживался фактичес­ки только одним денежным номиналом — серебряной копейкой, ко­торая была крайне неудобной при крупных платежах, но, с другой стороны, все еще очень дорогой для нормального обеспечения каж­додневных мелких рыночных связей. Ввод в обращение крупных номиналов монет, прежде всего серебряных рублевиков по образцу западноевропейских талеров, был остро необходим. Политические события середины века, а именно начавшаяся борьба за Украину, делали неотложной задачу приведения в соответствие украинской денежной системы, основанной в это время на свободном обраще­нии западноевропейских талеров и разменной польской монеты, с общерусской. На Руси же талеры являлись исключительно монет­ным сырьем, и попытка превратить их сначала в рубли, а затем в «ефимки с признаком», приравненным в цене к 64 копейкам, пре­следовала далеко идущие цели очищения денежного обращения Ук­раины от иностранных монет.

Реформа началась с чеканки и ввода в обращение серебряных руб­лей и полуполтин, а также медных полтин. Вес рубля приравнивал­ся к весу талера (28—29 г). Рубли чеканились на талерах, с которых предварительно сбивались изображения, полуполтины — на разруб­ленных на четыре части талерах, также предварительно лишенных изображений. Таким образом, в обращение вводились сразу два не­полноценных номинала — рубль, равный фактически 64 копейкам (счетный рубль старыми копейками, которые оставались в обраще­нии, весил около 45 г), и полуполтина, равная 16 копейкам при но­минале 25 копеек. В том же году начали чеканку медных полтин, равных по весу новому рублю. Следует подчеркнуть, что новая сис­тема вводившихся в обращение монетных единиц не отменяла ста­рую — серебряные проволочные копейки оставались в денежном об­ращении и чеканка их не прекращалась. Таким образом, в обраще­ние вводились монеты с принудительным курсом — медные полти­ны и серебряные рубли и полуполтины, следовательно, медные мо­неты не могли стать разменными по отношению к серебряным.

Выпуск монет крупных номиналов потребовал перехода от ручной к машинной чеканке, что явилось непреодолимой трудностью на пути реформы. Для их чеканки был открыт специальный денежный двор, называвшийся Новым Московским Английским де­нежным двором (название «английский» объясняется его местона­хождением на бывшем подворье английских купцов). Специальные машины для чеканки новых монет — «молотовые снаряды» — часто ломались, монетные штемпели быстро изнашивались, остро ощу­щалась нехватка квалифицированных мастеров денежного дела. Уже в начале следующего года чеканку монет новых крупных номина­лов пришлось прекратить. Медные алтыны, после того как была отчеканена их пробная партия на круглых заготовках, стали опять чеканить на обрезках расплющенной проволоки, вернувшись к ручной технике чеканки. Документы сообщают также о чеканке по­луполтинников (четвертаков) и гривенников, которые, однако, до нашего времени не сохранились. Рублевиков было отчеканено очень немного — их известно немногим более 50 экземпляров. История сохранила имя резчика-маточника для изготовления рабочих штем­пелей рублевиков — Федора Байкова. На одной стороне рублеви­ков помещалось традиционное изображение царя, скачущего на коне и держащего в правой руке скипетр. Характерной чертой изображе­ния является рукав царского одеяния, накинутого на плечи, разве­вающийся над крупом коня сзади. Эта деталь позволяет предпола­гать в качестве прототипа изображения золотой червонец царя Федо­ра Ивановича. Круговая надпись по краю монеты содержит новую титулатуру царя: «Божиею милостию великий государь, царь и ве­ликий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя России». На другой стороне в центре монеты изображен двуглавый орел, увенчанный короной. Вверху надпись «Лета 7162», внизу — «Рубль». Изображения на медных полтинах почти не отличаются от поме­щенных на рублевиках. Следует подчеркнуть, что именно на моне­тах впервые зафиксирован новый царский титул «царь и великий князь всея Великия и Малыя России», отразивший воссоединение Украины с Россией.

Убедившись в невозможности наладить чеканку и ввести в об­ращение рублевики, правительство в 1655 г. выпустило в обращение так называемые «ефимки с признаком». Название ефимок про­исходит от наименования первых талеров, чеканившихся в городе Иоахимсталь в Богемии. В Чехии они получили название иоахимсталеров или, сокращенно, талеров. На Руси же прижилась первая часть слова и талеры стали называть ефимками. Отметим, что от талера произошло еще одно название — доллар. Итак, «ефимок с признаком» — это талер, снабженный двумя надчеканками: одной в виде обычного круглого штемпеля копейки с изображением всад­ника, другой в виде прямоугольного клейма с датой «1655», обо­значенной арабскими цифрами. Среди «ефимков с признаком» встречаются талеры большинства европейских государств — Поль­ши, Швеции, Дании, Норвегии, Швейцарии и др. Исключительно полно представлены талеры различных немецких княжеств, архиепископств и городов.

Ефимок официально приравнивался к 64 копейкам, соответст­венно среднему числу копеечных монет, изготовлявшихся из одно­го талера. Так же стали цениться и рублевики 1654 г., т.е. была лик­видирована метрологическая двойственность находящихся в обра­щении монет. Надчеканка талеров осуществлялась только лишь в течение 1655 г., в крайнем случае еще в начале следующего года, но надчеканкой «1655». В течение этого времени надчеканки-«призна­ки» получили до одного миллиона талеров. В 1659 г. их обращение было запрещено вместе с рублями и полуполтинами и они были вы­куплены на медные деньги. В денежном обращении Украины они сохранились до XVIII в. наряду с талерами. Сейчас известно более 1700 экземпляров «ефимков с признаком», большинство из кото­рых обнаружено в монетных кладах на территории Украины и Бе­ларуси.

В 1655 г. начинается чеканка медных проволочных копеек, при­равненных в цене к серебряным. Они чеканились в громадных ко­личествах сразу на нескольких монетных дворах — в Москве, Нов­городе, Пскове и Кукенойсе (Царевичев Дмитриев городок). По оформлению они ничем не отличались от серебряных копеек. На копейках, отчеканенных в Москве, встречаются два знака денежных дворов — о/М («о» выносное) и МД. С первым знаком, традицион­ным для Московского денежного двора, монеты чеканились на Ста­ром денежном дворе, а со знаком «МД», вероятно, на Новом (Анг­лийском). Правительство торопилось с вводом в обращение мед­ных копеек, о чем убедительно свидетельствует одно из распоряже­ний Московскому денежному двору о чеканке «наспех днем и ночью».

Медные копейки, постепенно, но постоянно падая в цене в срав­нении с серебряными, находились в обращении до 1663 г. Разный курс серебряных и медных монет привел к тяжелейшему расстрой­ству денежно-рыночных отношений, которое самым негативным об­разом отразилось на положении населения. Результатом этого яви­лось московское восстание 1662 г. — «медный бунт», который по­ставил правительство перед необходимостью восстановить дорефор­менную денежную систему.

В правление царя Федора Алексеевича (1676—1682) вес копейки сохранялся неизменным, т.е. серебряный рубль по-прежнему содер­жал около 46 г серебра. Монеты этого царя отличаются особым изя­ществом выполнения штемпелей — четкостью рисунка и надписей.

Новое снижение веса копейки (до 0,38 г) было осуществлено, ве­роятно, в самом начале регентства царевны Софьи. В этот период серебряные монеты (копейки и деньги) чеканились раздельно от имени каждого из братьев-соправителей — Ивана и Петра Алексее­вичей, что объясняют сложившимся восприятием изображения всадника как образа определенного государя.

Изучение русской денежно-весовой системы XVI—XVII вв. пока­зывает, что она стала одним из важных рычагов в системе организации власти и управления единого государства. Поэтому представляется да­леко не случайным тот факт, что именно монетная реформа явилась одной из самых первых в преобразовательных мероприятиях Петра Великого.