Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
16
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
2.35 Mб
Скачать

3.4.3. Международное частное право и форма документов по операциям с реквизитами банковских карт через Интернет

Представляет определенный интерес тот факт, что к сделкам покуп­ки товаров или оказания услуг, совершаемых российскими держателями банковских карт с иностранными торговыми организациями через Ин­тернет с использованием реквизитов банковских карт, не применяются требования российского законодательства к форме сделок. Действую­щее российское международное частное право2 предусматривает, что «форма сделки подчиняется праву места ее совершения», «место совер­шения сделки определяется по советскому (российскому — СИ.) пра­ву». Местом совершения указанных сделок не является Российская Фе­дерация.

В соответствии со статьей 444 ГК «если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту».

При покупке товаров через Интернет с использованием реквизитов банковских карт иностранная торговая организация направляет россий-

1 Анализ Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов приводит к выводу о том, что письменные доказательства должны быть в первую очередь документами (в гражданском процессе отдельными видами письменных доказательств считаются акты и письма). АПК прямо устанавливает, что документ может быть получен посредством электронной связи способом, позволяющим установить его достоверность, — см. п. 1 ст. 60 АПК РФ и ст. 63 ГПК РСФСР.

1 Однако следует учитывать, что подобные технологии входят в предмет законода­тельства о лицензировании. См.: Спиранов И. Правовые проблемы использования систем «Банк-Клиент» // Банки и технологии, 1999, № 1. С. 53-57, 75.

1 Пп. 1 и 2 ст. 165 Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

кии

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ

ским держателям карт предложение о заключении договора (оферту), которое они могут принять и направить акцепт в электронной форме. Договор будет считаться заключенным в месте нахождения иностранно­го лица, то есть за границей, и не подчиняться требованиям российско­го права к форме сделок. Также по соответствующему иностранному праву определяются права и обязанности сторон такого договора, если они не договорились об ином1.

Глава IV

Налогообложение и валютное

регулирование операций

с банковскими картами в России

4.1. Налог на добавленную стоимость

Как отмечалось в пункте 3.3.4., логично рассматривать операции с банковскими картами в качестве банковских операций. При данном подходе операции с банковскими картами не входят в объект обложения налогом на добавленную стоимость (НДС)'. Автор отдает себе отчет в том, что такой в принципе правильный подход может быть не сразу вос­принят практикой. Поэтому ниже предлагается анализ ситуации, при котором предложенная квалификация операций с банковскими карта­ми не принимается во внимание.

Операции с банковскими картами состоят из операций по ведению счетов, осуществлению расчетов, кассовых операций, в ряде случаев они также включают прием депозитов и кредитование. Все приведенные операции являются банковскими (ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности) и в этом качестве не подлежат обложению НДС. Опера­ции с банковскими картами также включают в себя специальное техни­ческое обеспечение этих операций. Вопрос об НДС в этой части будет решаться в зависимости от того, можно ли данное техническое обеспе­чение включить в состав той или иной банковской операции. Рассмот­рим подробнее последний тезис на основе действующего налогового за­конодательства.

Вопросам применения НДС к операциям с банковскими картами посвящено Письмо Госналогслужбы РФ от 18 ноября 1996 г. № 03-4-09/39 «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Письмо о НДС, см. Приложения). В данном документе банковские карты называются «смарт-картами», однако из его контекста следует, что речь идет и о бан­ковских картах с микропроцессором, и о банковских картах с магнитной полосой.

Письмо о НДС констатирует, что плата за ведение счетов и осуще­ствление расчетов по операциям с банковскими картами НДС не обла-

1 П. 2 ст. 165 Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

1 См. подп. «е» п. 1 ст. 5 Закона РСФСР отб декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на до­бавленную стоимость».

101

L

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ В РОССИИ

J 103

г ается. Вместе с тем «дополнительная плата, взимаемая банком со своих клиентов за изготовление смарт-карт, их реализацию, не подпадает под вышеуказанную льготу и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (4 абз. Письма о НДС).

Последнее положение представляется спорным. НДС не может на­числяться на «реализацию» банковской карты, поскольку ее реализа­ция, то есть купля-продажа, не происходит. Как указано в большинстве договоров о выдаче и использовании банковской карты и даже на них самих, карта является собственностью эмитента и продолжает оставать­ся его собственностью при ее использовании держателем.

В отношении «изготовления» следует отметить, что если за него эмитент взимает с клиента отдельную плату, то вопрос о НДС, безуслов­но, возникает. Однако будет правомерным и другой подход. Согласно Положению № 23-П банковская карта является средством для составле­ния расчетных и иных (кассовых) документов, то есть техническим средством для совершения расчетных и кассовых операций. Плата за их совершение НДС не облагается. Но поскольку банковская карта являет­ся средством технического обеспечения этих операций, то расходы на ее изготовление могут быть заложены в плату за совершение расчетных и кассовых операций с использованием банковской карты и в этом каче­стве не облагаться НДС.

Представляет интерес квалификация такой операции, как блоки­ровка карты, проводимая, как правило, в случае утраты карты ее держа­телем. После получения сообщения держателя о потере или о краже кар­ты эмитент и его процессинговый центр делают невозможным автори­зацию и принимают другие меры для прекращения совершения операций с использованием утраченной карты не уполномоченными на это лицами. Иными словами, эмитент приостанавливает осуществление расчетных и кассовых операций с данной картой. За совершение указан­ных действий эмитент может взимать плату с держателя, которая, как следует из вышеизложенного, не подлежит обложению НДС. Во избе­жание возможных недоразумений в отношениях с налоговыми органа­ми эмитентам рекомендуется использовать понятие «приостановление расчетных и кассовых операций с картой» вместо неоднозначного тер­мина «блокировка карты». Таким же образом следует квалифицировать «разблокировку» карты, которая является возобновлением совершения расчетных и кассовых операций с банковской картой.

Из определения процессинга, приведенного в Положении № 23-П («деятельность, включающая в себя сбор, обработку и рассылку участ­никам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществляемых процессинговым центром»), следует, что услуги про-цессингового центра, не входящего в структуру эмитента, подлежат об­ложению НДС.

Абзац 5 Письма о НДС устанавливает, что «доходы, полученные банком от предприятий (организаций торговли и услуг. — СИ.) при осу­ществлении расчетов с применением пластиковых смарт-карт налогом на добавленную стоимость не облагаются».