Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Finogenov_i_drugie_protiv_Rossii_rassmatrivaet_ESPCh.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
15.97 Кб
Скачать

Европейский Суд заключает, что применение газа во время штурма не было при данных обстоятельствах непропорциональной мерой и в качестве таковой не нарушало статью 2 Конвенции.

Была ли спасательная операция эффективной?

Приняли ли власти все необходимые меры предосторожности, чтобы свести к минимуму действие газа на заложников, скорейшим образом эвакуировать их и оказать им необходимую медицинскую помощь.

Возвращаясь к настоящему делу, Европейский Суд, во-первых, отмечает, что расследование в части халатности властей было прекращено и не привело к судебному разбирательству в полном объеме.

Во-вторых, Европейский Суд принимает к сведению отчеты Департамента здравоохранения, Центра медицины катастроф и свидетельские показания нескольких высокопоставленных чиновников в сфере здравоохранения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти отчеты и свидетельские показания характеризуют спасательную операцию как в целом успешную, быструю и хорошо скоординированную.

Европейский Суд полагает, что планирование спасательной операции и управление ею, в частности организация медицинской помощи потерпевшим и их эвакуация, могут быть подвергнуты более тщательному рассмотрению, нежели "политические" и военные аспекты операции. Европейский Суд отмечает, прежде всего, что спасательная операция не была неподготовленной: власти имели два дня, чтобы отреагировать на ситуацию и произвести особые приготовления. Во-вторых, в этом аспекте (эвакуация и медицинская помощь) властям следовало руководствоваться заранее составленным планом преодоления чрезвычайной ситуации, не связанной с конкретным кризисом. В-третьих, они имели некоторый контроль над ситуацией снаружи здания, где разворачивались основные действия по спасению (в отличие от ситуации внутри здания, которое находилось в руках террористов). Наконец, чем более предсказуемой является опасность, тем больше обязательство защищать от нее: ясно, что власти в этом случае всегда действовали исходя из того, что заложники, возможно, были серьезно травмированы (взрывом или газом) и, таким образом, большое число людей, нуждающихся в медицинской помощи, не стало неожиданным.

Европейский Суд полагает, что при таких обстоятельствах он может подвергнуть спасательную операцию, в части, в которой она касалась эвакуации и медицинской помощи заложникам, более подробному исследованию.

Европейский Суд признает, что некоторая степень хаоса неизбежна в ситуациях такого рода. Он также признает необходимость сохранения в тайне некоторых аспектов специальных операций. Тем не менее при данных обстоятельствах спасательная операция, имевшая место 26 октября 2002 г., не была надлежащим образом подготовлена, в частности, вследствие недостаточного обмена информацией между различными службами, запоздалого начала эвакуации, отсутствия надлежащей координации деятельности различных служб на месте событий, отсутствия надлежащей медицинской помощи и медицинской техники на месте событий, а также неудовлетворительного обеспечения. Европейский Суд приходит к выводу, что государство нарушило свои позитивные обязательства, предусмотренные статьей 2 Конвенции.

Являлось ли официальное расследование "эффективным"?

Европейский Суд признает, что следствие не оставалось пассивным и все-таки рассмотрело некоторые вопросы, связанные с подготовкой и проведением спасательной операции. Доказательства, собранные в этой связи, будут проанализированы ниже. При этом по целому ряду других вопросов расследование было явно неполным.

Окончательное решение:

Соседние файлы в папке Экзамен зачет учебный год 2023