Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

m1012

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
10.66 Mб
Скачать

если в сечении y = 1,25а они начинают уменьшаться при z < a, то в этой же зоне сечения y = 1,25а фиктивные деформации растут и при z < 0,5a они превышают деформации сечения z. Таким образом, при игнорировании влияния рефракции погрешности в определении z в этой зоне составят более 100 %.

Указанные обстоятельства должны учитываться на стадии планирования эксперимента, поскольку позволяют в некоторых случаях уменьшить погрешности определения напряженнодеформированного состояния рациональным выбором геометрии схемы регистрации.

Выводы

1.Рассмотрены особенности регистрации деформированного состояния внутренних сечений пространственных фазовых объектов интерференционно-голографическими методами.

2.Выявлено влияние рефракции света в неоднородно деформируемом объеме на формирование интерферограмм внутренних сечений. Показано, что при определении деформаций в пространственных задачах использование разрешающих уравнений, полученных для деформируемых поверхностей, не учитывает рефракцию и ведет к значительным погрешностям.

3.Получены разрешающие уравнения, учитывающие вклад рефракции в получаемую интерференционную картину в виде фиктивных деформаций, а также выражения для фиктивных деформаций, величина которых определяется распределением второй производной от первого инварианта тензора напряжений в исследуемом объеме.

4.На основе полученных результатов предложены методы, позволяющие определить деформированное состояние фазовых объектов. Все полученные результаты подтверждены данными тестовых экспериментов на квазиплоских объектах.

5.На основе выявленного механизма появления фиктивных деформаций проведены численные эксперименты для пространственных задач, позволившие проследить динамику роста фиктивных деформаций и выявить условия, наиболее значимо влияющие на формирование интерферограммы. Показано, что для некоторых положений исследуемых сечений соответствующим выбором геометриии схемы регистрации можно существенно снизить вклад

71

рефракции, а в некоторых случаях и вовсе им пренебречь. Показано, что величина фиктивных деформаций слабо зависит от пространственной частоты регистрируемой световой волны.

Глава 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ИЗОТРОПНЫХ ФАЗОВЫХ ОБЪЕКТОВ МЕТОДАМИ ГОЛОГРАФИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРОМЕТРИИ И ИНВЕРСИИ

Как было показано в предыдущей главе, при применении методов голографической интерферометрии для исследования деформированного состояния внутренних сечений прозрачных объектов можно определить лишь суммарные деформации этого сечения. Эти суммарные деформации отличаются от действительных на величину фиктивных деформаций, зависящих от рефракции света в неоднородно деформируемом объеме. Причем величина фиктивных деформаций может быть определена, если известно распределение первого инварианта тензора напряжений I1(x, y, z) внутри объекта.

Таким образом, определение I1(x, y, z) – ключевой момент в определении напряженно деформированного состояния. Нахождение распределения I1(x, y, z) может быть выполнено на основе экспериментальных данных, полученных методами голографической интерферометрии при многоракурсном просвечивании объекта, и последующей их обработки с использованием интеграль-

ного преобразования Радона [17, 58, 68, 73, 89, 120, 138, 148, 160, 195, 225].

Таким образом, общая процедура определения напряженнодеформированного состояния состоит из последовательного выполнения следующих этапов:

1. Получение интерферограммы исследуемого сечения по схеме рис. 3.1 с фильтрацией пространственных частот в плоскости zoy и xoy; определение по ним суммарных деформаций

 

( )

,

 

( )

.

z

x

 

 

 

 

 

 

 

2. Получение интерферограмм исследуемого объекта при его

многоракурсном просвечивании и получение на их основе с использованием преобразования Радона распределения первого инварианта тензора напряжений I1(x, y, z) (деформаций I(x, y, z)).

72

3. Расчет фиктивных деформаций

( R

z

I1(x, y, z) или (I(x, y, z)) на основе (3.15),

формаций z, x, y = I (z + x), xz.

)

( R)

по распределению

 

, x

(3.18) и определение де-

4. Использование обобщенного закона Гука для определения нормальных напряжений исследуемого сечения ( 0, – константы Ламе):

x

0

I

2x ,

(4.1)

 

 

 

 

y

0

I

2 y ,

(4.2)

 

z

0

I

2z .

(4.3)

 

 

 

 

Для определения касательных напряжений xz используется закон Гука при сдвиге.

Так как определение первого инварианта тензора напряжений (деформаций) является ключевым в данном методе, то рассмотрим процедуру его определения подробнее.

4.1. Определение первого инварианта тензора напряжений внутри фазовых объектов методами инверсии

При нагружении объекта первоначально изотропная среда становится анизотропной. Изменения главных значений ее показателя преломления nk для упругого материала связаны с главными напряжениями соотношениями Максвелла–Неймана [9, 199]:

nk

C1 k C2 i ,

k, i 1, 2, 3,

(4.4)

 

i k

 

 

где C1, C2 – пьезооптические постоянные (коэффициенты Макс- велла–Неймана).

Если материал изотропен (С1 С2), то показатель преломления – скалярная величина. Его изменения характеризуются единственной величиной n, линейно связанной с напряжениями:

n(x, y, z) = С(1 + 2 + 3) = СI1(x, y, z),

(4.5)

где С = С1 С2, а I1(x, y, z) = (1 + 2 + 3) – первый инвариант тензора напряжений.

Будем в дальнейшем использовать так называемую трансаксиальную схему с параллельным пучком [89] для получения интегральной информации об изменении показателя преломления

73

n(x, y, z) или, в соответствии с (4.5), первого инварианта тензора напряжений I1(x, y, z). При этом исследуемый объект просвечивается коллимированным лазерным излучением с длиной волны (рис. 4.1, а) перпендикулярно оси z по направлению, параллельному оси y' ( ) ( – параметр, определяющий направление просвечивания; при = 0: x' x, y' y). При фиксированом z задача становится двумерной. Тогда интегральная абсолютная разность хода F(x', ) = N(x', ) , регистрируемая методами голографической интерферометрии (рис. 4.1, б), является функцией двух переменных:

N (x , )

 

 

 

1

 

n(x, y)dy C

 

I (x, y)dy ,

 

y

 

y

 

(4.6)

где N – порядок интерференционной полосы; интегрирование ведется по направлению просвечивания. Если рассматривать I1(x, y) как функцию полярных координат I1(r, ), считая параметром ( [0; ]), то вся совокупность интегралов (4.6) для каждого может быть представлена в виде двумерного интеграла Радона:

 

 

1

N ( p, ) C

 

 

I (r, ) [ p r cos( )]dxdy,

 

 

 

(4.7)

где p – расстояние от начала координат до луча (прицельный параметр); – дельта-функция.

 

 

z

Лазерное

 

излучение

 

 

 

y

x

 

F(x , )

 

 

x

 

 

 

 

y

N(p, )

Рис. 4.1. Получение преобразования Радона

втрансаксиальной схеме регистрации проекций:

– угол, определяющий направление просвечивания, p – прицельный параметр, определяющий положение зондирующего луча

74

Таким образом, линейный интеграл относительно функции I1(r, ) вдоль луча, проходящего через объект, представляет собой двумерное преобразование Радона функции I1(r, ). В дальнейшем эту операцию будем обозначать как R . . Оператор Ра-

дона R ставит в соответствие функции I1 в пространстве (r, ) функцию F(p, ) = R I1(r, ) в пространстве (p, ). Одна точка в

пространстве (p, ) соответствует некоторой прямой L в пространстве (r, ), находящейся на расстоянии p от начала координат и образующей угол с положительным направлением оси х.

На рис. 4.2 в качестве примера представлено двумерное распределение некоторой функции, определенной в пространстве (r, ), и соответствующее этой функции преобразование Радона в пространстве (p, ). Число проекций К = 18 ( = 10 ), число отсчетов в проекции Np = 129.

Интерференционные полосы на интерферограмме абсолютной разности хода, полученной методами голографической интерферометрии, могут рассматриваться как контуры постоянных значений преобразования Радона функции I1(r, ) для любого фиксированного значения .

Поскольку в каждой точке функция I1(r, ) инвариантна относительно углов поворота , то сами значения этой функции могут быть получены в соответствии с [17, 89] инверсией (4.7):

 

 

 

 

 

 

( N / p)dp

 

1

 

 

d

 

.

2

 

 

I (r, )

2

C

 

 

r cos( ) p

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4.8)

Интеграл, стоящий в правой части (4.8), – так называемый оператор обратного преобразования Радона. В дальнейшем будем обо-

значать этот оператор как R-1: R-1{R{I1(r, )}} = I1(r, ). Его можно представить в виде последовательности четырех операторов [89]:

R 1

1

BH

 

D

,

(4.9)

 

p

 

2

p

 

 

 

 

 

 

 

где Dp – взятие частной производной по p; Hp – преобразование Гильберта для функции двух переменных p и ; B – обратное проецирование, нормировка – деление полученного результата на 2 :

75

D

{F ( p, )} lim

F ( p p, ) F ( p, )

q( p, ),

 

 

 

 

 

p

 

p 0

 

 

p

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

q( p, )

 

 

 

H p

{q( p , )}

 

dp,

 

 

 

p p

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B{g(r, )} g(r cos( ), )d

 

 

 

0

 

 

 

 

 

а)

б)

p

Рис. 4.2. Функция (а) и ее радоновский образ (б) в пространстве (p, ) (K = 18, Np = 129)

76

Последовательное выполнение указанных операций предполагает, что известны точные значения R{I1(r, )} во всем непрерывном диапазоне изменений значений p и , и что требуемые в (4.9) операции можно выполнить точно. Однако когда I1(r, ) определяется по экспериментальным данным, то ни одно из этих условий не выполняется. Поэтому значительные усилия были затрачены на разработку вычислительных алгоритмов для реализации на ЭВМ, которые позволяют получать эффективную оценку значений искомой функции по ее радоновскому образу для конечного числа исходных данных как по числу проекций K , так и по числу отсчетов в проекции Np [63, 68, 69, 89, 198].

В настоящее время широко используются при реконструкции по дискретному набору данных, получаемых в системах регистрации с параллельным пучком, алгоритмы, основанные на сверточном представлении внутреннего интеграла в инверсии Радона: численное дифференцирование и преобразование Гильберта заменяются простой сверткой исходных данных с фиксированной функцией ядра. Его основное преимущество – простота вычислений. Эффективные реконструкции получают при сравнительно небольших затратах, а качество реконструкции практически такое же, как и в других, более сложных алгоритмах, а часто даже превышает его [89]. В данной работе использован один из таких алгоритмов – модифицированный алгоритм Шеппа–Логана [68, 222].

При ограниченном числе ракурсов важное значение приобретают итерационные методы [68, 158], позволяющие при реконструкции последовательно вводить в алгоритм априорную информацию. Один из таких итерационных алгоритмов – алгоритм Гершберга–Папулиса [157, 203] – использован в последующем.

Точность реконструкции зависит от вида распределения, количества ракурсов (проекций) K и числа отсчетов в проекции Np. По своей физической сути функции, восстанавливаемые в задачах механики твердого тела, относятся к классу функций с ограниченным спектром. К таким функциям применима теорема отсчетов Шеннона–Котельникова [198]. Пусть номер высшей гармоники в спектре функции равен , тогда функция полностью определяется, если шаг проекций и число отсчетов в проекции Np удовлетворяют соотношениям [63, 198]:

77

 

 

,

N

 

 

 

.

 

p

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4.10)

Следует отметить, что приведенные соотношения носят весьма общий характер и не учитывают априорной информации о функции. Последнее обстоятельство при решении задач механики деформируемого твердого тела является существенным. В отличие от медицинской и промышленной томографии, где число проекций велико (K ~ 100–1 000), томография тензорных полей относится, как правило, к малоракурсной – обычно число проекций К ~ 6–15. Причин здесь несколько. Это отсутствие томографов, предназначенных для автоматизированной регистрации информации в задачах механики твердого тела, необходимость записи интерферограмм с последующей их фотообработкой, а также невозможность реализации схем просвечивания с достаточно большим числом ракурсов К из-за наличия связей и элементов нагрузочных устройств. Поэтому условия (4.10) зачастую не выполняются, причем чаще всего – первое из них.

В качестве иллюстрации на рис. 4.3 приведены результаты реконструкции функции при нарушении условий (4.10). Модельное распределение соответствует первому инварианту тензора напряжений I1(x, y, z) в задаче о действии плоского, круглого в плане штампа на четырехгранную призму в сечении z = 0,25a (a = 10 мм – радиус основания штампа). Размеры сечения призмы – 80 80 мм2. Реконструкция выполнена с использованием алгоритма Ерохина–Шнейдерова [31].

Хорошо видно, что недостаточное число отсчетов Np в проекциях ведет к потере высокочастотных составляющих в спектре функции, ее выглаживанию (рис. 4.3, б); малое число ракурсов K – к появлению артефактов (рис. 4.3, в), т.е. отличий реконструкции от функции, связанных с самим методом исследования. В данном случае они связаны с особенностями внешнего интеграла в (4.8) – оператора обратного проецирования. Благодаря специфическим свойствам этого оператора в восстановленном распределении появляются биения. Их период совпадает с угловым периодом регистрации проекций. Этот эффект проиллюстрирован на рис. 4.4. Реконструкция выполнена для того же образца и сечения, но при несимметричном нагружении; использован алгоритм Шеп-

78

па–Логана [222] – число проекций K = 3, 6, 9, 12; количество отсчетов во всех проекциях Np = 65. Хорошо видно, что с ростом числа проекций происходит не только уменьшение амплитуды артефактов, но и их вытеснение из зоны реконструкции.

а)

б)

К = 18, Np = 17

в)

К = 6, Np = 65

Рис. 4.3. Функция (а) и ее реконструкции при нарушении требований теоремы отсчетов: б – недостаточное количество отсчетов Np;

в – недостаточно проекций К

79

К = 3

К = 6

К = 9

К = 12

Рис. 4.4. Артефакты реконструкции при различном числе проекций К = 3, 6, 9, 12; число отсчетов во всех проекциях Np = 65

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]