Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анучин.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2022
Размер:
44.65 Кб
Скачать

Глава 2 научная деятельнось великого учёного

Географию как науку Анучин понимал широко — как всестороннее изучение поверхности Земли, включая и неорганическую природу, и бесконечно разнообразный живой мир, и взаимоотношения между ними.

Анучин считал, что при изучении физико-географических явлений необходимо применять широкий комплексный подход. Сознавая, что применение его реально осуществимо лишь путем тесного сотрудничества географов с представителями многих других наук, Д. Н. Анучин подчеркнул это в своем докладе на съезде русских естествоиспытателей и врачей (в 1889—90 г.), где он говорил: «Если коллективный труд оказывается полезным и важным в науке, то особенно уместным он может быть в географии, имеющей дело с весьма сложным объектом изучения, и прогресс которой тесно связан с дружными усилиями разнородных специалистов, — геологов, топографов, физиков, биологов и др., как исследователей-путешественников, так и ученых кабинетных и лабораторных, как крупных научных сил, так и массы скромных местных наблюдателей».

В последствии, в 1902 году, он укажет на важность изучения в географии природных процессов. Приведенные взгляды Дмитрия Николаевича Анучина на географию свидетельствуют о том, что они совпадали с научными воззрениями В. В. Докучаева, рассматривавшего лито-атмо-гидро-биосферу как единое неразрывное целое, компоненты которого взаимно обусловлены, вечно изменяясь в своем развитии, — воззрениями, легшими в основу отечественного землеведения.

И так, в 1890 г. Анучин предпринимает вместе со студентом исследовательскую поездку в район верховий Днепра, Западной Двины и Верхневолжских озер и в следующем году публикуют описание этого интересного путешествия. Оно же и даст Анучину материал для работы — «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии представлений о нем» (1895), которая будет описана позже.

Научная школа часто формируется большим ученым вокруг журнала. Вместе с группой географов — членов географического отделения Общества любителей естествознания в 1894 г. Анучин основал журнал «Землеведение», который объединил разрозненные научные силы, учителей и любителей географии, воспитывая их в духе передовых традиций русской научной мысли. Анучину «удалось в своем журнале, — говорил А. А. Борзое, — соединить научную серьезность с большой доступностью, благодаря чему «Землеведение» так необходимо не только ученому работнику, но и преподавателю и всякому интересующемуся географией».

«Значение этого журнала для развития русской географии трудно переоценить», - писал А. А. Григорьев. Журнал приобрел колоссальную популярность, практически каждый географ считал его своим и мог с одобрения Д.Н. Анучина свободно публиковаться в нем. Украшением журнала были статьи А. И. Воейкова, Л. С. Берга.

Д. H. Анучин видел, что география сможет продвигаться вперед и приобретать авторитет в народе и в науке только через осуществление оригинальных и нужных практике конкретных работ. Поэтому продолжением указанных полевых исследований явились проведенные в 1894 и 1895 гг. отрядами студентов во главе с Д. Н. Анучиным важные для судоходства по Волге и для водоснабжения Центрального района России географические исследования верховьев Волги и Верхневолжских озер (и верховьев Западной Двины) в составе уже упоминавшийся большой экспедиции для исследований истоков главнейших рек Европейской России.

Из его работ в этом направлении надо отметить «Новейшее изучение озер в Европе и несколько новых данных об озерах Тверской, Псковской и Смоленской губерний» (1895), «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины» (1897), «Озера области истоков Волги и верховьев Западной Двины» (1898).

Д. Н. Анучин заложил основы русской лимнологии как комплексной географической науки и направил по этому пути своих учеников, из которых прежде всего надо выделить П. Г. Игнатова и Л. С. Берга. Озеро есть географическая целостность, система, зависящая от рельефа, речной сети, режима подземных вод, климата, распространения болот разного типа, от деятельности человека и от многих других условий. Группы озер, подобных тем, например, что расположены на Валдайской возвышенности, представляют собой сложные системы. На примере озер Д. Н. Анучин и особенно Л. С. Берг использовали впервые системный комплексный географический анализ.

Изучение возвышенностей (прежде всего Валдайской), на которых расположены большие группы озер, подвело Д. Н. Анучина к пересмотру многих устаревших представлений о рельефе Европейской России. Это нашло отражение в уже упомянутом труде «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нём представлений» (1895), который был напечатан в двух номерах «Землеведения».

Перечисленные исследования положили начало детальному изучению географии и, в частности, геоморфологии центральных районов Русской равнины.

Острую необходимость создания учебных пособий по географии для студентов университетов и учителей географии Анучин почувствовал, как только приступил к чтению первых географических курсов. Поэтому он решил написать учебные пособия для студентов, первоначально хотя бы по наиболее важным разделам курса общего землеведения. Так появились обобщающие труды «Озера», «Суша» и «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем». Этими работами в области морфологии суши Анучин заложил основы современной научной школы географов-геоморфологов.

Так Д. Н. Анучин создал учение о земной поверхности и разработал два главных направления, которые были изложены в его выше приведённом труде о рельефе суши, под кратким название «Суша», и в чрезвычайно интересной, не потерявшей своего исторического значения, работе о поверхности Русской равнины, которая также была упомянута выше и не раз. Эта работа, о поверхности Русской равнины, состояла из пяти глав, в двух первых скрупулезно проанализирована история изучения этого региона с VIII в. до н. э., дана объективная оценка представлениям древних географов. В ней Анучин показал, как исторически одни представления о рельефе Русской равнины сменялись другими и постепенно, по мере освоения территории страны, шел процесс ее познания.

Рельеф суши ученый рассматривал с прогрессивных (и ныне) научных позиций. В «Суше» Анучин говорит, что современный рельеф поверхности земли есть результат процесса борьбы эндогенных и экзогенных сил на протяжении длительного времени. «Противоположность между материковыми выступами и океаническими впадинами,— писал он, — стала слагаться еще в древние периоды развития земной коры, хотя пределы материков и океанов и подвергались в течение различных геологических эпох многообразным изменениям».

В процессе изучения рельефа суши Д. Н. Анучин высказал ряд серьезных положений:

  1. Суша состоит из нескольких ступеней - уровней, причем каждая часть света характеризуется собственным, свойственным только ей набором уровней;

  2. Уровни гор повышаются от экватора к тридцатым параллелям, после чего понижаются к полюсам;

  3. В зависимости от геологических структур и степени денудации горного рельефа он делил поверхность суши на три типа рельефа – горный, холмистый и равнинный – и в каждой из этих категорий выделяет генетически различные формы поверхности – гомотипные и гетеротипные, давая их стройную систему. Кроме того он составил первую классификацию речных долин, впадин и карстовых форм.

Классифицируя долины рек, он намечает все типы их, и ныне имеющиеся в классификациях этих форм рельефа. Более того, объяснение их происхождения и развития лежит в основе современных геоморфологических представлений, хотя во времена Анучина даже не было в науке установившегося понятия «геоморфология». На том же генетическом принципе он классифицирует впадины в рельефе, в частности — карстовые формы поверхности.

В области морфологии суши Д. Н. Анучиным заложены основы современной научной школы географов-геоморфологов. Более десяти работ посвящены Анучиным вопросам о землетрясениях и вулканических явлениях. Некоторые из них дают чрезвычайно яркую картину проявления этих, нередко грозных, катастрофических явлений природы. В предлагаемом томе трудов Дмитрия Николаевича всего две статьи по этой тематике; полный состав его работ о землетрясениях и вулканизме мог бы заполнить особую, самостоятельную и весьма интересную книгу. Из всего этого ясно, что именно Д. Н. Анучин первым в теории русской географии видел суть ее в выяснении многосложных и многообразных процессов, протекающих в природе, соотношениях и взаимодействиях, а равно и законов, управляющих вековыми изменениями между живой и мертвой природой, хотя и выразил это другими словами, нежели В. В. Докучаев.

Невольно встает вопрос: не Анучина ли, ведущего ученого в русской географии, своего современника и почти сверстника,— имел в виду В. В. Докучаев, говоря о формировании и обособлении в последнее время одной из интереснейших дисциплин в естествознании? А не немецкую ли он имел в виду географию? Есть все основания говорить об общности в единстве методологических основ научной школы Анучина — Докучаева, успешно развиваемой впоследствии академиком Л. С. Бергом.

Общие научные позиции географической науки Д. Н. Анучин сформулировал в известной статье «География» в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона. Из них к геоморфологии прямое отношение имеют две следующие (термин «геоморфология» в конце XIX в. в России еще не применялся):

  1. География, по всей совокупности ее отделов и вспомогательных дисциплин может быть рассматриваема в настоящее время, как комплекс наук, способный быть предметом изучения и преподавания в особом институте;

  2. Объект географии представляет Земля, или точнее - ее поверхность в настоящий современный момент, но т. к. Земля и все существующее на ней живет, т. е. подвергается изменению и преобразованию, то для более осмысленного понимания настоящего необходимо иметь представление об его эволюции, о ходе развития, о процессах и силах, которыми это развитие вызывалось и обусловливалось.

Продолжая работать главным образом в Московском университете, Д. Н. Анучин воспитал целую плеяду выдающихся ученых географов-геоморфологов, талантливых учеников.

Научная школа Д. Н. Анучина велика. Если взять круг его непосредственных учеников по Московскому университету и назвать из них тех, которые стали видными учеными-географами (без антропологов и этнографов), то это А. С. Барков, Л. С. Берг, В. В. Богданов, М. А. Боголепов, М. С. Боднарский, А. А. Борзов, С. Г. Григорьев, А. Н. Джавахишвили, Б. П. Дитмар, Б. Ф. Добрынин, А. А. Ивановский, П. Г. Игнатов, И. М. Крашенинников, А. А. Крубер, В. Ф. Пиотровский, В. Н. Сементовский, И. П. Силинич, С. В. Чефранов, И. С. Щукин. Среди учеников Анучина был и писатель Андрей Белый, который одно время специализировался в Московском университете по географии и описал свою Alma mater и своего учителя в книге «На рубеже двух столетий».

Ученики Д. Н. Анучина, как правило, специализировались но изучению какого-то компонента природы и одновременно выступали как страноведы или работали над решением других комплексных вопросов. Большинство из них наряду с изучением природы уделяло большое внимание «человеческому элементу», как это делал и основатель научной школы.