Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ekonomicheskiy_rost_v_stranakh_Vostoka_Kniga_1

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
4.48 Mб
Скачать

В обмен администрация генерала П. Мушаррафа получила значительную экономическую помощь, которая помогла решить хроническую проблему текущего платежного баланса и создала обстановку, благоприятную для притока прямых и портфельных инвестиций извне.

Следует отметить, что, как и предшествующие гражданские администрации, правительство Мушаррафа проводило экономическую политику, строго следуя советам МВФ, от которого оно уже в первые годы получило кредиты на общую сумму около 2 млрд долл.12 Эти кредиты рассматривались как спасительные для госфинансов, страдающих от бремени выплат по долгам. Помимо того, в декабре 2001 г. Парижский клуб государств-кредиторов Пакистана принял решение о реструктуризации (т.е. отсрочке) выплаты 12.5 млрд долл. по кредитам государства и гарантированным им частным займам 13. В 2003 г. президент США Дж. Буш-мл. включил Пакистан в привилегированную категорию стран не членов НАТО основных союзников США по борьбе с терроризмом. Главой правительства в 2004 г. был назначен министр финансов, а до 1999 г. вице-президент американского Ситибэнк Ш. Азиз. Зависимость пакистанской экономики от поддержки США с его назначением еще более усилилась.

Внешняя помощь, несомненно, помогла военно-бюрокра- тическому режиму справиться с трудностями начального этапа и добиться немалых успехов в экономике к середине 2000-х гг. Однако она не спасла режим от потрясений, вызванных как внутренними, так и внешними обстоятельствами. Среди последних на первое место надо поставить обострившуюся после 2006 г. военную обстановку в Афганистане – вследствие ожесточенного сопротивления талибов «Международным силам содействия безопасности», иными словами, американцам и их союзникам по НАТО.

12Pakistan. Moving the Economy Forward. Ed. R.Amjad and S.J.Burki. Delhi: Cambridge University Press.2015, P.51; Zaidi A.S. Issues in Pakistan’s Economy, P 365.

13Zaidi A.S. Issues in Pakistan’s Economy. P. 367.

131

Поскольку военно-политические круги Пакистана не желали терять влияние на талибов, они позволяли использовать им некоторые пограничные районы страны как тайное убежище. Двойственность пакистанской позиции закладывала мину под особые отношения с США, между тем как росла цена за участие в войне с террором.

Неблагоприятными оказались и природно-климатические условия при генерале П. Мушаррафе. В 2000-2002 гг. Пакистан страдал от небывалой по силе и продолжительности засухи, а осенью 2005 г. мощное землетрясение унесло жизни десятков тысяч людей главным образом на севере, в формально автономной области Азад (свободный) Джамму и Кашмир. Пакистану была оказана существенная гуманитарная помощь, но неповоротливость властей привела к тому, что наиболее эффективно использовали бедственную ситуацию в своих пропагандистских целях исламистские организации.

Очевидная зависимость пакистанского государства от США и стран Запада вызывала растущее отторжение у значительной части городского населения и радикализацию настроений среди сельских жителей севера страны. Результатом явился начавшийся весной 2007 г. кризис власти, который завершился в августе 2008 г. уходом с поста президента к тому времени уже отставного генерала Мушаррафа.

Стагнация 2009–2020 гг.

Последний из эпизодов стагнации – самый длительный, 12 финансовых лет. Первые четыре года (2009-2012) отличались крайне медленным ростом экономики – прирост ВВП в 2008-09 г.

равнялся 2,83%, в 2009-10 г. – 1,61, в 2010-11 г. – 2,75, в

2011-12 г. – 3,51%14. Согласно данным национальной статистики, этот ряд выглядит несколько иначе, но не противоречит тому же

14 Pakistan – GDP Growth (annual %).

132

представлению о динамике ВВП – 0,4%; 1,6%; 3,6%; 3,8%.15. Лучше выглядят те же показатели за следующие шесть лет. Согласно международной статистике, они поднялись в 2012-13 г. до

4,40%, затем 4,67% и 4,73%, в 2015-16 г. выросли до 5,53%, и со-

хранялись в 2016-17 и 2017-18 гг. на той же достаточно высокой ступени (5,55% и 5,83%). Национальная статистика (на базе расчета в рупиях в ценах базового года) приводит такой ряд – 3,7%; 4,0%; 4,1%; 4,5%; 5,3%; 5,8%.16 .

Два последних года эпизода стагнации ознаменованы крутым снижением – до 3,3% в 2018-19 и 3,5% (по некоторым расчетам, – 2,4%) в 2019-20 г. Первая из этих цифр – предварительная оценка, вторая – прикидка на базе итогов за первые пять месяцев финансового года17. Средний показатель прироста за 12 лет равен 4,0%, а если не считать двух последних лет, получается цифра в 4,1% – привычная для стагнационных эпизодов и весьма посредственная с учетом сохранения высоких темпов демографического роста18.

Нужно также подчеркнуть, что его начальные годы были отмечены небывалыми бедствиями – наводнение 2010 г. затронуло в общей сложности 20 млн человек, «смыло» урожай с огромной площади и нанесло ущерб миллионам жилых и хозяйственных построек. Сильное наводнение случилось и летом следующего года. В те же годы велась упорная война правительственных войск с бо- евиками-исламистами, провозгласившими в 2007 г. создание своей талибской организации – Пакистанское движение Талибан. Все

15Каменев С.Н. История экономических процессов. C. 122.

16Каменев С.Н. История экономических процессов. C. 122; Pakistan Economic Survey 2018/19. Islamabad. 2019. Statistical Appendix. P. 11.

17Dawn, 17.12.2019.

18Среднегодовые темпы роста пакистанского населения, 2.4%, в период между переписью 1998 и переписью 2017 г.. исключительно высоки для нынешнего времени окончания мирового демографического бума.

133

эти внешние для экономики обстоятельства не могли не сказаться на ее состоянии и развитии.

Немалую лепту в неблагоприятную экономическую динамику внесла обострившаяся после 2008 г. борьба политических партий. В 2008-2013 гг. у правительственного штурвала стояло руководство Пакистанской народной партии клана Бхутто-Зардари, победившей на выборах в марте 2008 г. В течение следующих пяти лет после победы на парламентских выборах мая 2013 г. центральное правительство сформировал традиционный оппонент ПНП – Пакистанская мусульманская лига во главе с бессменным лидером Навазом Шарифом. Третьи выборы, проведенные через пять отведенных Конституцией лет, в июле 2018 г., принесли успех новой партии – Пакистанское движение за справедливость. Считается (и не без веских оснований), что борьбу в парламентских верхах контролирует командование вооруженными силами. Вместе с тем, нельзя не отметить популярность новой партии среди населения, особенно молодого, настроенного на перемены в характере власти и состоянии общества.

Популярность новой партии за истекшие почти два года ее пребывания у власти снижается, хотя кабинету Имран Хана нужно отдать должное. Он начал свою деятельность в условиях тяжелой экономической ситуации. Именно во второй половине 2018 г. достаточно успешный субэпизод развития 2014-2018 гг. сменился ухудшением по существу всех макропоказателей. В официальном экономическом обзоре правительства за 2018-19 финансовый год отмечалось замедление, по существу, вдвое прироста ВВП. При этом в сельском хозяйстве прирост составил всего 0,9%, в индустрии – 1,4, и только в сфере услуг вышел на уровень 4,7%. В аграрной области наблюдался спад в земледелии в целом и в сборах основных культур – хлопчатника, риса и сахарного тростника. Урожай пшеницы вырос только на 0,5%. В индустриальной сфере, куда входят помимо промышленности, строительство и отрасли производственной инфраструктуры, над средним уровнем

134

немного возвышалась крупная обрабатывающая (2,1%) и горнодобывающая промышленность (2, 0%).

Достаточно быстрое увеличение доходов в сфере услуг объяснялось, прежде всего, ростом общих правительственных расходов (8,0%), причем главным образом по причине увеличения денежного вознаграждения государственных чиновников. Кроме того, повышенными темпами росли обороты в торговле, в основном за счет роста импорта, и на транспорте, особенно железнодорожном19.

Кризисная ситуация сложилась во внешнеторговой области. Валютные резервы Госбанка с мая 2018 г. в течение 15 месяцев находились на уровне ниже 10 млрд долл., что делало возможным оплату импорта лишь в течение 2–3-х месяцев. В этих условиях новый кабинет министров был вынужден обратиться к МВФ (Международному валютному фонду) и ВБ за помощью для покрытия дефицита текущего платежного баланса. МВФ после длительных и тяжелых переговоров согласился предоставить заём в 6 млрд долл. на три года при выполнении жестких условий (ограничение государственных расходов с целью сокращения платежного дефицита, обесценение рупии по отношению к доллару, сокращение импорта и т.п.).

Принятые кабинетом меры привели к положительным результатам с макроэкономической точки зрения. Государству удалось по существу «охладить» экономику со стороны спроса. Непомерно возросший торговый дефицит был существенно снижен, стабилизировалась ситуация на фондовом рынке и созданы условия для притока иностранного капитала. Одновременно почти вдове возросла инфляция за счет повышения цен на газ и электроэнергию. Зимой 2019-2020 г. критически выросли цены на муку и сахар, которые регулируются правительством через систему

19 Pakistan Economic Survey 2018-19. Government of Pakistan. Islamabad. 2019. P. I-II.

135

рационированной (по карточкам) продажи малоимущим в городах предметов первой необходимости по сниженным ценам.

Меры по ограничению бюджетного дефицита и сокращению импорта привели к замедлению роста промышленности и не позволили увеличить экспорт. Сократившийся дефицит внешней торговли сопровождается ныне стагнацией в экономике, ростом не только инфляции, но и безработицы, бедности и нищеты, увеличением разрыва между богатыми и бедными, или по-иному ростом социально-имущественной дифференциации.

Балансирующей статьей в текущем платежном балансе давно в Пакистане стал перевод средств от работающих за границей рабочих (worker’s remittances). В последние годы только по официальным каналам пакистанцы посылают домой до 20 млрд долл. в год. Это во многом спасает положение многих семей. Одновременно переводы средств (до 30–40% денег дополнительно переводятся нелегально, путем веками опробованной системы расписок и изустных договоренностей) создают спрос на товары, которые должны в принципе стимулировать местное производство, но ввиду возросшей стоимости импортных товаров производственного назначения их стимулирующее воздействие в последнее время ослаблено, в то время как усилилась их роль переводов, подстегивающая инфляцию.

Ситуацию в пакистанской экономике все чаще ныне в литературе характеризуют как «преждевременную деиндустриализацию», имея в виду сокращение доли промышленности в структуре ВВП, не связанную с повышением роли услуг, третичного сектора, как отражающего процесс постиндустриального развития. Сокращение доли промышленности вызвано недостатком спроса на товары местного производства на внешних рынках ввиду отсутствия там достаточного количества «ниш» для пакистанских товаров (малоконкурентных по сочетанию цена-качество). Внутри страны местное производство сталкивается с конкуренцией со стороны импортных товаров, ввозимых торговым капиталом. Поскольку

136

главная отраслью пакистанской обрабатывающей промышленности является текстильная, работающая на местном хлопке, вся индустрия зависит в сильнейшей степени от производства хлопчатника, а его удельный вес в ВВП постепенно снижается. И это происходит при сокращении доли земледелия и увеличении животноводства. Доля последнего в ВВП в течение последних 9 лет стабильно держится на уровне 11% (а в аграрном продукте равна 60%), а очистка хлопка, включаемая в аграрный комплекс, снизилась с 0,7% до 0,4% 20.

Деиндустриализация не обещает скорый выход из сложной ситуации с увеличением экспорта, а без успехов на пути экспортной ориентации Пакистану трудно рассчитывать на скорый выход из стагнации. По расчетам ВБ, прирост ВВП в течение ближайших нескольких лет останется на уровне 2–3% в год.

Заключение.

Несмотря на отмеченные выше внутренние помехи и зависимость от внешних сил, на всем протяжении существования Пакистана в новых границах развитие его экономики ни разу не прерывалось. Недостаточно быстрые темпы роста не привели к качественному отставанию от соседних государств. Страна, несомненно, превосходит по всем пунктам Афганистан, отстает от Индии, особенно с учетом разницы в населении и масштабах национального хозяйства, несколько уступает Бангладеш по темпам роста.

Однако сохранение прежних или малоподвижных общественных порядков и в дальнейшем сделает малоэффективными попытки правительства преобразовать систему сбора налогов, увеличить другие поступления в казну, существенно повысить норму сбережений и внутренних инвестиций и тем самым ослабить зависимость от внешних подпорок.

20 Pakistan Economic Survey 2018-19. Statistical Appendix. P 12.

137

Общественное мнение в стране, если судить по публикациям в ведущих органах печати, испытывает чувство неопределенности относительно экономического будущего. Одна часть формирующих это мнение публицистов полагает, что Пакистан стоит на пороге рывка в экономической и социальной сферах, связывая свои надежды с политикой новой команды, более молодой по возрасту и стажу пребывания у власти. Другая часть встретила «в штыки» экономическую политику нынешнего прави-

тельства во главе с лидером Движения за справедливость Имраном Ханом и опасается скорого провала экономического курса.

Острая, хотя и, как правило, подспудная дискуссия ведется между сторонниками опоры на помощь Китая, который с 2015 г. начал осуществление масштабного и широко рекламируемого инвестиционного проекта «Китайско-пакистанский экономический коридор» и скептиками в отношении этого проекта, ориентирующимися при этом на США и их ныне верного регионального союзника – Саудовскую Аравию.

Важно при этом, что дискуссия лишний раз демонстрирует зависимость пакистанского государства от внешних сил. Представляется, что и в дальнейшем Пакистан будет находиться в плену внешнеполитических сил и обстоятельств, и они во многом определят дальнейшую траекторию его развития с неизбежным, по-видимому, чередованием эпизодов роста и стагнации.

138

§1.7. Турция: социально–экономическая эволюция Востока и Юго-Востока с точки зрения концепции инклюзивного развития (2008–2017 гг.)

Для Турецкой Республики традиционно остро стоит проблема неравномерности регионального социально-экономиче- ского развития, в рамках которой наиболее значительное отставание устойчиво демонстрируют регионы Юго-Востока и Востока страны1.

Так, Турецкие исследователи Б. Динчер, М. Озослан и Т.Кавасоглу в двух версиях работы «Изучение распределения илей и регионов Турции по уровню социально-экономического развития»2, датированных 1996 и 2003 гг., провели расчет индексов социально-экономического развития регионов на основании статистических данных, относящихся к началу 1990-х гг. и 2000 г. (см. табл. I-7.1).

Картина регионального развития характеризовалась выраженным лидерством Мраморноморского региона, средними показателями развития для Центральной Анатолии, Эгейского и Средиземноморского регионов. К числу депрессивных регионов относились Черноморский, регион Юго-Восточной Анатолии и Восточной Анатолии. При этом первые два продемонстрировали некоторое улучшение своих позиций, тогда как отставание Восточной Анатолии усугубилось. В целом рост индекса для региона-ли- дера и его снижение для наименее развитого региона свидетельствовали о дальнейшем расхождении крайних точек социального

1 Их особенностью наряду с отставанием показателей социально-экономиче- ского развития является значительная доля этнических курдов в общей численности населения.

2Dinçer В., Özaslan М., Kavaşoğlu Т. İllerin ve Bölgelerin Gelişmişlik Sıralaması Araştırması (1996). Ankara, DPT,1996.

Dinçer В., Özaslan М., Kavaşoğlu Т. İllerin ve Bölgelerin Gelişmişlik Sıralaması Araştırması (2003). Ankara, DPT, 2003.

139

и экономического благосостояния. Регионы Черноморский, ЮгоВосточной Анатолии и Средиземноморский стали представлять собой более гомогенную группу.

Таблица I-7.1. Значения индексов социально-экономического развития физико-географических регионов Турции

(1990-1993, 2000)

Название региона

Значение индекса

Значение индекса

(начало 1990-х)

(2000 г.)

 

Мраморноморский

1,694

1,702

Эгейский

0,501

0,483

Внутренняя (Центральная)

0,460

0,481

Анатолия

 

 

Средиземноморский

0,062

0,021

Черноморский

-0,544

-0,514

Юго-Восточная Анатолия

-1,036

-1,011

Восточная Анатолия

-1,137

-1,162

Источник: Dinçer В., Özaslan М., Kavaşoğlu Т. İllerin ve Bölgelerin Gelişmişlik Sıralaması Araştırması (1996), с.72; Dinçer В., Özaslan М., Kavaşoğlu Т.İllerin ve Bölgelerin Gelişmişlik Sıralaması Araştırması (2003), c.78.

Феномен устойчивости власти правящей Партии справедливости и развития связан с рядом оказавшихся достаточно эффективными новаций в ее подходах к разрешению целого набора застарелых проблем в развитии страны, в том числе к проблеме заметной дифференциации населения по уровню жизни в силу существенного разрыва в уровне социально-экономического развития отдельных регионов страны.

Понимание рисков, связанных с высоким уровнем соци- ально-экономического неравенства, с консервацией бедности и отсутствием механизмов социальной мобильности привело в годы правления ПСР к расширению масштабов использования различных механизмов и инструментов социальной и экономической политики. В связи с ростом внимания властей и расширением государственных затрат, нацеленных на снижение неравенства, встает вопрос об оценке их эффективности.

140