Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Окороков А. - Тайные войны СССР. .doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
1.83 Mб
Скачать

1,8 Советская военная энциклопедия. М., 1976. Т. 1. С. 338.

В рамках этого договора Бангладеш были переданы де­сять современных рыболовных судов, три грузовых судна, четыре вертолета Ми-8, комплект механизмов и инстру­

ментов для ремонта железных дорог и мостов, оказана по­мощь в строительстве холодильника на 350 т продукции, в создании учебных центров по подготовке кадров для морского рыболовства, энергетики и машиностроения. Со­ветский Союз направил в Бангаадеш необходимое коли­чество специалистов для работы на траулерах, летчиков и механиков для обслуживания вертолетов, преподавателей и инструкторов производственного обучения, строителей и монтажников189.

Первостепенное внимание было уделено восстановле­нию важнейших для страны узлов морских коммуникаций. В первую очередь это касалось разминирования крупней­ших портов Читтагонг и Чална, фактически связывавших республику с остальным миром.

189 Построено при экономическом и техническом содействии Советского Союза. М, 1982. С. 191.


Постановка мин в ходе шщо-пакистанской войны осу­ществлялась довольно активно обеими сторонами пример­но в двух районах. В 1971 г. бенгальскими партизанами на реке Пуссур была выставлена минная банка из 8 донных мин, на них, но индийским данным, подорвались три тор­говых судна (в том числе в ноябре греческий транспорт) и пакистанская канонерка. Часть из них затонула, а другие, получив повреждения, выбросились на берег. А пакистан­ский флот в районе Читтагонга, южнее устья реки Карнап-хули выставил 94 якорные мины контактного типа (по дру­гим данным, 80 якорных мин типа «ЯМ» советского про­изводства) на территории 450 квадратных миль (30 миль длиной, 15 миль шириной). При этом в течение поставки

мин одной миной было подорвано и потоплено каботажное судно, участвовавшее в минировании.

Индийский флот почта сразу после завершения бое­вых действий приступил к ликвидации минной опасности. К 23 декабря был примерно установлен периметр минного поля, по кромке которого в паводок в порт Читтагонг могли идти суда с осадкой до 14 футов (4 метра). 23 и 24 дека­бря самолеты с авианосца «Vikrant» бомбили минное поле, чтобы взорвать, таким образом, мины. Ко 2 января был от­мечен бакенами более глубокий, безопасный фарватер для судов с осадкой до 21 футов (6,4 метра). В середине января индийский флот приступил к тралению. 16 января 1972 г. из Вишакхапатнам вышли к устью реки Пуссур индийские тральщики «Саппапогс» и «Bulsar», к месту назначения они пришли 18 января и той же ночью начали траление. Мин обнаружено не было, видимо, часть мин сработала при под­рыве кораблей, а остальные, предположительно, самолик­видировались установленным на минах специальным при­бором. К вечеру 21 яггваря траление было закончено. После этого тральщики отправились в Читтагонг. «Саппапоге» и «Bulsar» пришли в порт 25 января, 27 января к ним при­соединился тральщик «Bhatkal». Уже 25 января началось траление фарватера. К 12 февраля начал функционировать фарватер шириной одна миля и длиной 26 миль. Но сорван­ные с якорей дрейфующие мины представляли постоянную угрозу судам. 5 февраля на дрейфующей мине подорвалось индийское судно «Vishwa kusum» при выходе из гавани, оно успело выброситься на мель. Его сняли с мели и при­вели в Читтагонг 12 февраля, где оно, несмотря на попыт­

ки спасти, затонуло. 11 февраля на мине подорвался танкер «Esso агк», а 13 февраля подорвался и индийский тральщик «Bulsar».

Немалую опасность представляли мины и для мирного населения. Так, один местный рыбак, поймав в сети мину, вытащил ее на берег у деревни и попытался разобрать, не зная, что это такое. В результате взрыва погибли 15 человек и сгорело 10 хижин. Опасность, исходящая от дрейфующих мин, ясно показала, что необходимы непрерывные провер­ки фарватера и, что самое важное, ликвидация самого мин­ного поля.

По иронии судьбы для советских специалистов эта по­мощь была несколько курьезной: поднимать надлежало суда, потоплешше индийскими летчиками на МиГах с по­мощью ракет советского производства, а мины, которые предстояло обезвреживать, в свое время были изготовлены в СССР. После окончания Второй мировой войны Совет­ский Союз в качестве жеста братской помощи передал КНР десятки тысяч ЯМ-25 (якорная мина, вес — 25 кг). Опа­саясь атак индийского флота на Читтагонг и Кхулну, Па­кистан закупил у Китая ЯМ-25 и выставил минные поля в Бенгальском заливе на подходах к этим портам. По пра­вилам все минные постановки должны были тщательно картографироваться, но пакистанские моряки забрасывали залив минами хаотически, так, что, по рассказам бенгальцев, порой сами же на них и подрывались. Отсутствие необходи­мой документации, в свою очередь, значительно усложняло планируемые советскими тральщиками работы по очистке акватории порта.

Мало обнадеживающими оказались и первые резуль­таты обследования предстоявших районов работ группой экспертов, в которую входили опытные специалисты спа­сательного и судоподъемного дела из Аварийно-спасатель­ной службы ВМФ и 40-го института аварийно-спасатель­ного дела Минобороны, а также от ВО «Совсудоиодьем» Минморфлота. Специалисты пришли к выводу, что работа может затянуться на долгие годы, причем их успех далеко не гарантирован. Причиной таких выводов явились исключи­тельно неблагоприятная гидрометеорологическая и гидро­логическая обстановка и состояние самих судов, затонув­ших к тому же в акватории порта, не расчищенного от мин. Кроме того, проблематичным был и непосредственно подъ­ем на поверхность глубоко завязших в грунте затопленных судов весом свыше 1000 т. Это было связано с тем, что пла­вающие краны, изготовленные в СССР, поднимали грузы, не превышающие 100 т190.