Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мчп тема 12 и 13.docx
Скачиваний:
47
Добавлен:
01.06.2021
Размер:
54.15 Кб
Скачать

3.Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений.

Исполнение иностранных судебных поручений

Деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории, но часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. Процессуальные действия могут совершаться в порядке судебных поручений, однако на производство на территории иностранного государства процессуальных действий от имени другого государства необходимо получить согласие иностранного государства. Судебное поручение в МГП — это обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Выполнение поручений основано на международных договорах и национальном законодательстве. В доктрине господствует мнение, что при отсутствии международного договора принятие государством судебного поручения от другого государства не является его обязанностью. При этом необоснованный отказ в выполнении иностранного судебного поручения представляет собой нарушение принципа международной вежливости и может расцениваться как недружественный акт.

Судебное поручение — вид правовой помощи, т.е. совершения отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составления, засвидетельствования, пересылки, вручения документов; предоставления вещественных доказательств; допроса свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства, а также содействия в получении информации о действующем праве.

Обращения судов одного государства в суды других государств передаются:

• через непосредственные сношения судов;

• дипломатическим и консульским путем;

• при помощи специальных уполномоченных;

• через центральные органы юстиции.

В континентальном праве судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика исходит из того, что правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение.

В отношении формы исполнения судебных поручений принято лояльное отношение: если иностранный суд просит о выполнении поручения но специальной форме, необычной для страны места исполнения поручения, но не противоречащей ни ее законам, ни публичному порядку, то просьба относительно такой специальной формы удовлетворяется.

Таким образом, при исполнении поручений возможно применение норм иностранного процессуального нрава.

Порядок применения иностранных процессуальных норм аналогичен порядку применения норм иностранного материального права. Суд устанавливает содержание норм иностранного процессуального права в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной данного иностранного государства; иностранная процессуальная норма применяется и толкуется так, как это имеет место в ее родном государстве: «Болгарские суды и другие органы оценивают действительность иностранных процессуальных действий или официальных документов сообразно праву государства, в котором они были осуществлены или выданы» (ст. 31 Кодекса МЧП Болгарии «Толкование иностранных процессуальных действий»).

Как правило, в случае выполнения иностранного судебного поручения речь идет не об отсылке к иностранному праву в целом, а о применении конкретных иностранных процессуальных норм.

Из всех национальных кодификаций МЧП наиболее подробно вопросы правовой помощи урегулированы в Законе Грузии о МЧП. Если для выяснения обстоятельств дела, установления фактов или передачи документов необходимо совершение судебных действий за пределами Грузии, может быть возбуждено ходатайство в отношении компетентного учреждения иностранного государства. Ходатайство о правовой помощи должно быть обосновано и содержать данные, необходимые для его выполнения (ст. 62).

Грузинские суды, в свою очередь, удовлетворяют ходатайства судов иностранных государств о правовой помощи. Ходатайства судов иностранных государств о совершении процессуальных действий исполняются в соответствии с законодательством Грузии, однако по просьбе возбудившего ходатайство суда могут быть применены процессуальные правовые нормы иностранного государства, если они не противоречат основным правовым принципам Грузии (ст. 63).

Правовая помощь не оказывается, если: а) удовлетворение ходатайства противоречит основным правовым принципам Грузии; б) предусмотренное ходатайством действие не относится к компетенции судов Грузии (ст. 64).

Англо-американские сз'ды осуществляют проведение допросов находящихся за границей свидетелей при помощи института специально уполномоченных судом комиссионеров. При допросе участвуют представители сторон. Запись допроса, согласованная между представителями, передается в суд, назначивший комиссионера. Такой порядок получения доказательств возможен при отсутствии возражений со стороны государства, на чьей территории проводится допрос. Отсутствие возражений расценивается как пассивное оказание правовой помощи.

В российском законодательстве общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Для исполнения иностранных судебных поручений на территории России не требуется взаимности. Дипломатический путь — основной способ передачи судебных поручений. По общему правилу процедура выполнения поручения иностранного суда на территории России регулируется российским процессуальным правом. Поручение может исполняться с применением его процессуального права, если это установлено международным договором РФ.

В исполнении поручения или оказании иной правовой помощи может быть отказано, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности, либо если исполнение поручения не входит в компетенцию суда (п. 2 ч. 2 ст. 407 ГПК РФ). В АПК РФ закреплено еще одно основание отказа: иностранное поручение не может быть выполнено, если не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий (п. 2 ст. 256 АПК РФ).

Перечень процессуальный действий, установленный в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ, не является исчерпывающим. По просьбе иностранных учреждений юстиции российские государственные судебные органы совершают и другие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств.

Отказ в исполнении иностранного судебного поручения, противоречащего суверенитету и безопасности России (нарушающего основополагающие принципы российского права (ст. 256 АПК РФ)), представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Поручение не может быть исполнено, если такое исполнение (а не само поручение) противоречит публичному порядку РФ.

В двусторонних соглашениях о правовой помощи определяются ее предмет и объем, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрены использование дипломатических каналов, непосредственные сношения органов юстиции и судов (упрощенный порядок исполнения судебных поручений). Правовая помощь оказывается безвозмездно, ее объем расширяется, упрощается порядок ее оказания.

Исполнение иностранных судебных поручений регламентируют и соглашения, специально посвященные этой проблеме, — договоры об исполнении иностранных судебных поручений (между РФ и Францией, Бельгией, США).

Учреждения юстиции, к которым обращено поручение, применяют при его исполнении законодательство своего государства, но по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, могут применять процессуальные нормы другого государства, если это не противоречит публичному порядку и законодательству государства места исполнения поручения.

Возможно и другое решение вопроса. Так, в Договоре о правовой помощи между Францией и Венгрией предусмотрено, что при допросе лица в порядке судебного поручения следует одновременно руководствоваться и законом места исполнения поручения, и личным законом допрашиваемого лица.

В связи с оказанием правовой помощи возникает проблема: можно ли оставить поручение без исполнения, если из присланных документов следует, что решение по данному делу не будет признано и исполнено на территории государства места исполнения поручения. Практика и доктрина дело, в отношении которого поступила соответствующая просьба из-за границы, не может быть предметом судебного разбирательства по закону государства места исполнения поручения. Так, в праве большинства западных государств предусмотрена правовая защита участников игр и пари, а в российском нраве такая защита предоставляется только в прямо установленных законом случаях (ст. 1062 ГК РФ). Это не означает, что Россия должна отказаться выполнить поручение английского суда, связанное с судебным разбирательством требований, возникших в связи с заключением пари на территории Англии.

однозначно дают отрицательным ответ, поскольку оказание правовой помощи не должно ставиться в зависимость от того, будет ли признано последующее судебное решение на территории данного государства. Возможно, что испрашивающий исполнения поручения суд не будет ставить вопрос об исполнении своего решения.

Не должен иметь места отказ в исполнении иностранного судебного поручения по причине того, что дело, в связи с которым поступило поручение, находится в исключительной компетенции судов места исполнения поручения. Вопрос о компетентности органов своего судебного аппарата каждое государство решает по-своему, независимо от решения этого вопроса в других государствах.

Не допускается отказ в оказании правовой помощи, связанный с тем, что

Общее правило, закрепленное в двусторонних договорах, сводится к тому, что оказание правовой помощи не должно наносить ущерб суверенитету и безопасности государства места исполнения поручения. Таким образом, отказ в оказании правовой помощи может иметь место, если такая помощь противоречит публичному порядку государства места исполнения поручения в процессуальном смысле.

Основным универсальным регулятором исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса (1954) (ст. 11). В исполнении поручения может быть отказано, если:

• подлинность документов не установлена;

• исполнение поручения не входит в компетенцию судебных властей государства места исполнения поручения;

• государство места исполнения поручения считает, что такое исполнение угрожает его публичному порядку.

Среди многосторонних договоров следует упомянуть также Гаагские конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г., о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г., об облегчении доступа к международному правосудию от 25 октября 1980 г. Общей чертой данных соглашений является попытка достижения компромисса между общим и континентальным правом, примирения норм, регулирующих институт комиссионеров, с требованиями континентального права. Предусмотрен упрощенный порядок оказания правовой помощи.

Региональные международные соглашения (Конвенция СНГ о правовой помощи 1993 г., Брюссель I bis) содержат детальное регулирование основных вопросов оказания правовой помощи. По общему правилу формы совершения процессуальных действий по запросу судебных или иных иностранных органов определяются законом государства места исполнения процессуальных действий. С согласия государства места исполнения поручения возможно (по его просьбе) применение процессуального права запрашивающего государства.

Соседние файлы в предмете Международное частное право