Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Газизов В.А для сотрудников правоохранительных органов иностранных государств. Ч

.2.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
1.83 Mб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В. А. Газизов В. В. Пономарев Я. Е. Ливенская

КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ «ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» И «СУДЕБНАЯ БАЛЛИСТИКА»

Часть 2. Дактилоскопическая экспертиза

Москва МосУ МВД России

2011

2

ББК 67.69 Г13

Газизов, В. А.

Курс лекций для сотрудников правоохранительных органов иностранных государств, обучающихся по специализациям «Дактилоскопическая экспертиза» и «Судебная баллистика и судебно-

баллистическая экспертиза». В 2 ч. Часть 2. Дактилоскопическая экспертиза / В. А. Газизов ; В. В. Пономарев ; Я. Е. Ливенская. – М. : Московский университет МВД России, 2011. – 89 с.

В курсе лекций изложены основные материалы, необходимые при производстве дактилоскопических и баллистических экспертиз, в соответствии с программой подготовки иностранных специалистов по специализациям «Дактилоскопическая экспертиза» и «Судебная баллистика и су- дебно-баллистическая экспертиза». В лекциях даны основные понятия по изучаемым вопросам, в том числе и методам судебной фотографии, используемым при производстве экспертиз, а также экспертные методики исследования объектов.

Курс лекций предназначен для сотрудников правоохранительных органов иностранных государств, обучающихся на курсах по подготовке экспертов-криминалистов.

Курс лекций состоит из двух частей: Часть 1. Основы судебной фотографии. Часть 2. Дактилоскопическая экспертиза.

Составные части курса лекций являются относительно самостоятельными и могут использоваться раздельно.

ББК 67.69

Рецензенты: заместитель начальника ЭКЦ ГУВД по Московской области С. В. Емельянов; начальник кафедры исследования документов МосУ МВД России, кандидат юридических наук И. Н. Усков.

©Московский университет МВД России, 2011

©Газизов В. А., 2011

©Пономарев В. В., 2011

©Ливенская Я. Е., 2011

3

Содержание Тема 1. Основы дактилоскопии ……………………………………………. 4

1.Общие сведения из истории развития дактилоскопии…………………. 4

2.Понятие дактилоскопии и ее использование в правоохранительной деятельности …………………………………………………………………. 15

3.

Строение и свойства папиллярных узоров………………………………

16

4.

Идентификационные признаки папиллярного узора……………………

27

Тема 2. Технические средства и приемы выявления, фиксации и

 

предварительного исследования следов папиллярных узоров ………

37

1.

Понятие и виды следов папиллярных узоров…………………………..

38

2.

Способы обнаружения следов папиллярных узоров……………………

40

3.

Приемы фиксации и изъятия следов папиллярных узоров и их

предварительное исследование ……………………………………………..

46

Тема 3. Методика дактилоскопической экспертизы ……………………

51

1.Предмет и объекты дактилоскопической экспертизы………………….. 51

2.Методика дактилоскопической экспертизы……………………………… 53

3. Составление заключения эксперта и оформление фототаблиц…………

64

Тема 4. Особенности методики исследования отдельных

видов

кожных узоров ………………………………………………………………

67

1.Строение кожных узоров ладоней рук, основных и средних фаланг пальцев и особенности их исследования ……………………………………. 67

2.Строение и исследование кожных узоров подошв ступней ног……….. 73

3.Особенности исследования папиллярных узоров при их фрагментарном отображении в следе …………………………………………………………. 76

Библиографический список ……………………………………………….. 89

4

ТЕМА 1. Основы дактилоскопии

Вопросы лекции

1.Общие сведения из истории развития дактилоскопии.

2.Понятие дактилоскопии и ее использование в правоохранительной деятельности.

3.Строение и свойства папиллярных узоров.

4.Идентификационные признаки папиллярного узора.

1. Общие сведения из истории развития дактилоскопии

Одну из важнейших ролей в выполнении задач по борьбе с преступностью играет криминалистическая наука, в частности такой ее раздел, как трасология и отпочковавшаяся от нее дактилоскопия.

Известно, что совершить преступление, не оставив никаких следов, практически невозможно, поэтому задача следователя, оперативного сотрудника и специалиста-криминалиста состоит в том, чтобы направить свои усилия на обнаружение этих следов, их закрепление, изъятие и исследование, а в последующем и использование в раскрытии преступления.

Анализ практики показывает, что более 30 % всех следов, изымаемых с мест происшествий, составляют следы рук, которые в дальнейшем становятся объектами дактилоскопической экспертизы.

Цель этой лекции – познакомить обучающихся с историей развития и основами дактилоскопии.

История дактилоскопии древнее истории самой криминалистики и уходит своими корнями в глубь веков.

Узоры кожи на пальцах и ладонях принадлежат к числу первых объектов, о которых первобытные люди имели относительно достоверные сведения.

Известно, что пещерный человек украшал рисунками свое оружие, орудия и стены пещер, где он жил. Среди этих рисунков есть и изображения человеческой руки, которую люди этого периода изображали в виде отпечатка ладони руки, смоченной красящей жидкостью или покрытой древесным углем. Также имели место зарисовки в виде силуэта ладони, а иногда в виде чертежа в стилизованной форме. Эти «знаки руки» обычно связывают с разными верованиями народов.

5

С появлением глиняной посуды сложился новый ряд фактов, фиксировавших внимание человека на коже пальцев рук. При замесе глины она покрывается отпечатками папиллярных линий. Сушка на солнце и обжигание фиксируют эти отпечатки и делают их долговечными. Отпечатки или зарисовки рук на стенах пещеры, ежедневное использование глиняной посуды со следами папиллярных линий, закрепленных просушкой или обжиганием, – это два факта, которые способствовали накоплению первобытным человеком знаний, относящихся к области дактилоскопии.

До XIX столетия на отпечатки пальцев и ладоней нигде, кроме стран Дальнего Востока, не обращали никакого внимания. В истории древних западных цивилизаций нет никаких следов знания отпечатков папиллярных линий, хотя от греческой и галло-римской цивилизации до нас дошло множество отпечатков пальцев и ладоней на различных гончарных изделиях. Удивительно, что внимание западных народов не останавливалось на этих столь явных следах преступников.

По мнению некоторых исследователей, отпечатки большого пальца, которые делали в Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте, Китае, Японии в древности, использовались для удостоверения личности при заключении различных договоров и сделок. Первым известным автором, упомянувшим использование отпечатков пальцев в целях идентификации личности, был китаец Киа Кунг-йен(около 650 г.). Описывая деревянные таблицы, употреблявшиеся для письма, он отмечал, что при заключении договора каждый из контрагентов получал по таблице, на гранях которой на соответствующих местах делали совершенно одинаковые зарубки, совпадающие, если положить доски друг к другу. Смысл этих действий Кунг-йен объяснил так: «Эти зарубки преследуют ту же цель, что теперь отпечатки пальцев: защита от подделок». Китайцы в VII в. оставляли отпечатки пяти пальцев на документах о расторжении брака. Аналогичные обычаи были распространены и в Японии, где отпечаток большого пальца заменял личную печать, а также использовался как средство идентификации жителей на различных документах. Однако зачастую эти отпечатки не были изображением собственно папиллярных линий, а имели чисто мистическое значение. Считалось важным, войдя в соприкосновение с актом, оставить на нем след своего тела.

6

Вместе с тем, Роберт Гейндль утверждал, что отпечатки пальцев в целях идентификации употреблялись в Китае с 618 г., а в 960-1278 гг. фигурировали уже в уголовных процессах.

История возникновения и развития дактилоскопии в странах Европы связана в начальном периоде с именами двух ученых: итальянца М. Мальпиги и чеха Я. Пуркинье. Мальпиги в сочинении, датированом в 1686 г., впервые описал папиллярные линии верхней части пальца, «которые как будто идут кругообразно или извиваясь». Рассматривая эти линии в микроскоп, он заметил даже отверстия для пота(поры), расположенные на возвышениях. Хотя после Мальпиги в сочинениях ученых разных стран неоднократно встречаются упоминания о папиллярных линиях и описывается их назначение, до Пуркинье никто не

попытался выяснить особенности строения папиллярных узоров и классифицировать их. Лишь Пуркинье в своей медицинской диссертации «О физиологическом исследовании органа зрения и строения кожи», опубликованной в 1823 г., не только описал узоры папиллярных линий, но и классифицировал их. Пуркинье предвидел, какое огромное значение для криминалистики получат в будущем его наблюдения и выводы. Во всяком случае, прожив до 1869 г., он более ни разу не обращался к исследованию папиллярных узоров.

Дальнейшее развитие дактилоскопии многим обязано английским ученым В. Гершелю, Г. Фоулдсу и Ф. Гальтону.

Сейчас трудно судить, знал ли Гершель о древней практике -ис пользования отпечатков пальцев или самостоятельно пришел к мысли о том, что они могут быть средством установления личности. В Калькутте, где он служил, была большая китайская колония, и не исключено, что знакомство с обычаями местных жителей побудило Гершеля начать в 1858 г. свои опыты по применению дактилоскопии. Гершель использовал отпечатки пальцев для установления личности получателей пенсий. Каждый индиец, имеющий право на пенсию, оставлял отпечаток пальцев, регистрировавшийся официально. При ка-

ждом получении пенсии пенсионер оставлял отпечатки пальцев на квитанции, которые сравнивались с имеющимися в регистратуре. Затем Гершель стал применять дактилоскопию в одной из тюрем своего округа. 3а: два десятка лет проведения подобных опытов он собрал несколько тысяч отпечатков, преимущественно указательного и среднего пальцев правой руки.

7

Гершель обнаружил, что на поверхности ногтевых фаланг пальцев рук человека узоры остаются неизменными. Они все те же и через 5, 10, 15 лет. К тому же отпечатки пальцев, взятые у одного человека, никогда не совпадают с отпечатками пальцев другого человека: всегда линии на кончиках пальцев рук переплетались по-разному. Он научился различать узоры этих линий и узнавать людей по «рисункам их пальцев», а когда прочитал в учебнике анатомии, что такие узоры называются «папиллярными линиями», то перенял это название.

5 августа 1877 г. в письме генеральному инспектору тюрем Бенгалии Гершель пишет: «При этом направляю Вам работу, содержащую описание нового метода идентификации личности... Я полагаю, если ввести повсеместно этот метод, то можно будет навсегда покончить с махинациями при установлении личности... В течение последних 20

лет я заполнил тысячи карточек оттисками пальцев и теперь могу почти всегда идентифицировать людей на основе этих отпечатков».

Через 10 дней он держал в руках ответ генерального инспектора тюрем, который счел его предложение горячечным бредом. Ответ поверг Гершеля в глубокую депрессию, которая на несколько лет полностью выбила его из колеи, и он не сделал больше ни одного шага, чтобы отстоять свое открытие.

Примерно в одно время с Гершелем и независимо от него на феномен пальцевых отпечатков обратил внимание британский врач Г. Фоулдс, работавший в одной из токийских больниц. Фоулдс никогда не встречался с Гершелем и не был информирован о его экспериментах в Индии. Но в письме, которое Фоулдс послал в начале 1880 г. в Лондон в журнал «Нейчер» («Природа»), был такой абзац: «В 1879 г. мне довелось рассматривать несколько найденных в Японии доисторических

глиняных черепков, и я обратил внимание на отдельные отпечатки пальцев, которые, должно быть, остались на сосудах тогда, когда глина была еще влажной. Сравнение этих отпечатков с вновь сделанными дало мне повод заняться этой проблемой... Общий тип пальцевого узора не меняется в течение всей жизни, а следовательно, может служить для идентификации лучше, чем фотография».

С 1879 г. по 1880 г. Фоулдс собрал большое количество отпечатков пальцев и изучил всевозможное разнообразие пальцевых узоров, образуемых папиллярными линиями. Затем случай навел его на один след, который уже не давал ему покоя. По соседству с домом Фоулдса через побеленную каменную стену перелез вор. Фоулдсу, чье ув-

8

лечение пальцевыми узорами было общеизвестно, сообщили, что на стене остались четкие следы испачканных сажей пальцев руки человека. Пока Фоулдс изучал эти отпечатки, вора арестовали. Тогда Фоулдс попросил у японской полиции разрешения получить отпечатки пальцев у задержанного. Но, сравнив пальцевые узоры, оставшиеся на стене, с пальцевыми узорами арестованного, он выяснил, что они

совершенно разные. А поскольку отпечаток на стене должен был принадлежать только вору (он перед этим споткнулся об остывшую жаровню), то Фоулдс сделал вывод – арестованный невиновен. И оказался прав. Через несколько дней был арестован настоящий преступник (вор). Для полной уверенности Фоулдс взял отпечатки пальцев и у него. Теперь они полностью совпадали со следами на стене.

Богатая фантазия Фоулдса заработала. А что, если на месте каждого преступления искать отпечатки пальцев преступников? Что, если таким образом можно будет изобличить воров и убийц?

Эта идея была воплощена в жизнь, когда произошла другая кража. На этот раз также пригласили на помощь Фоулдса, и он обнаружил на бокале отпечаток целой ладони. Этот случай натолкнул его на мысль, что для того, чтобы остался отпечаток, вовсе не обязательно чернить пальцы. Через выходные отверстия потовых желез на кончиках пальцев выделяется жировой секрет, который оставляет отпечаток столь же четкий, как сажа или краска.

При этом определяющую роль сыграл другой, прямо-таки невероятный случай. Во время своих прежних исследований Фоулдс в различных домах отбирал отпечатки пальцев слуг. Теперь он сравнил отпечатки, оставленные на бокале, с отпечатками, имеющимися в его коллекции. Результат поразил его, но факт оставался фактом: отпечатки на бокале полностью совпадали с пальцевыми узорами одного из слуг, отпечатки которого он отобрал ранее. Привлеченный к ответу слуга сознался. Теперь у Фоулдса не оставалось сомнений в том, что он открыл метод доказывания, который произведет революцию в работе полиции всего мира. Он увидел такую возможность применения отпечатков пальцев, о которой не догадывался Гершель.

Все свои наблюдения и выводы Фоулдс изложил в письме, отправленном им в английский журнал«Нейчер». Он писал: «Если на месте преступления обнаружены отпечатки пальцев, они могут привести к обнаружению преступника. Я уже дважды проверил это на практике. В судебно-медицинской практике отпечатки пальцев могут

9

иметь еще и другое применение, например, когда от изуродованного трупа остались неповрежденными только руки. Если узоры папиллярных линий были заранее известны, то у вас, без сомнения, будет доказательство более верное, чем злополучное родимое пятно в дешевых бульварных романах... У всех опасных преступников можно после вынесения им приговора отбирать отпечатки пальцев и хранить их. Если случится, что через некоторое время за вновь совершенное преступление будет арестован тот же преступник, но под другой фамилией, то путем сравнения отпечатков пальцев можно будет установить подлинное его имя... Основной тип пальцевого узора не изменяется на протяжении всей жизни человека и поэтому может служить лучшим способом идентификации, нежели фотография».

Письмо Фоулдса было опубликовано28 октября 1880 г. С этого момента между ним и Гершелем долгие годы шел спор о приоритете открытия «пальцевого феномена». Между тем события продолжали развиваться.

В1888 г. Лондонское королевское общество пригласило знаменитого английского антрополога Ф. Гальтона выступить на одном из своих заседаний с докладом об измерениях тела по методу. БерАтильона. Гальтон посчитал целесообразным ознакомить собравшихся

ис другими методами идентификации, в том числе с дактилоскопией. Для него самого это послужило толчком к серьезным исследованиям в данной области, сначала чисто антропологическим, а затем и применительно к нуждам полицейской службы. Как установил Гальтон, по математической теории вероятности шанс совпадения какого-либо

отдельного отпечатка пальца одного человека с отпечатком пальца другого человека выражается отношением 1:4. Если же у одного лица отобрать отпечатки всех десяти пальцев,вероятность совпадения будет равняться 1:64000000000. Приняв во внимание общую численность населения земного шара, можно считать, что совпадение отпечатков пальцев двух человек практически невозможно.

Витоге он пришел к выводам, имевшим решающее значение для утверждения дактилоскопии: папиллярный узор остается неизменным в течение всей жизни человека; папиллярный узор неповторим, он индивидуален; несмотря на индивидуальность,папиллярные узоры поддаются классификации.

Гальтон был энергичным человеком. Уверовав в дактилоскопию, он не жалел сил, чтобы обратить в эту веру и других. В 1892 г. вышла

10

его книга «Отпечатки пальцев», а в 1895 г. ему удалось добиться введения в Англии дактилоскопического метода уголовной регистрации, правда, поначалу наряду с бертильонажем.

Уже в первые годы с помощью дактилоскопии было идентифицировано в 4 раза больше преступников, чем с помощью антропометрии. В 1897 г. по инициативе главного инспектора полиции Генри дактилоскопия вводится для всей Британской Индии. Генри изобрел такой способ систематизации миллионов карточек с отпечатками пальцев, что любая из них могла быть найдена за самое короткое время. Он определил пять основных узоров пальцевых отпечатков и четко охарактеризовал каждый из них с последующим их делением. Итак, существовали простые дуги, пихтообразные (шатровые) дуги, радиальные петли, ульнарные петли и завихрения.

С помощью дактилоскопии в 1898 г. во всей Бенгалии были идентифицированы 345, в 1899 г. – 569 преступников, две трети из которых с помощью системы«бертильонажа» идентифицировать бы не удалось.

До начала XX в. отпечатки пальцев в качестве судебных доказательств применялись очень редко. Если исключить Китай, являющийся родиной дактилоскопии, первые сведения о практическом использовании отпечатков в судах относятся к1879-1880 гг. Более частыми подобные случаи стали лишь с началаXX в. Широкую известность получило раскрытие убийства, совершенного в 1902 г. в Париже. При осмотре места преступления Бертильон обнаружил четыре окровавленных отпечатка пальцев на витрине, из которой убийца похитил хранившиеся там предметы искусства. Изучение коллекции отпечатков пальцев рецидивистов, хранившейся в парижской полиции, позволило Бертильону установить, что обнаруженные отпечатки оставлены неким Шеффером, уже имевшим судимость.

В1914 г. Р. Гейндль изучил несколько уголовных дел из практики германских судов, рассмотренных в 1904 г. Дрезденским областным судом был осужден за кражу некий Л. Доказательством его вины в совершении преступления послужили отпечатки пальцев, обнаруженные на стекле окна конторы, в которую Л. проник посредством взлома. В том же году аналогичный случай имел место в Цвиккау.

В1907 г. отмечен первый случай применения дактилоскопии в качестве судебного доказательства в Венгрии, в 1908 г. – в Англии, в 1910 г. – в Норвегии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]