Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАБОЛЕВАНИЯ ПИЩЕВОДА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ..docx
Скачиваний:
326
Добавлен:
29.05.2014
Размер:
63.48 Кб
Скачать

Приобретённые заболевания пищевода у де­тей

Эзофагиты – наиболее часто встречающиеся пора­жения пищевода, характеризующиеся разнообразием этиопатогенетических механизмов возникновения, дли­тельности течения и клинико-морфологических прояв­лений.

Чаще в педиатрической практике встречаются рефлюкс-эзофагиты, которые развиваются на фоне халазии кардии или грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. Основными клиническими симптомами у детей являются изжога, дисфагия, боли за грудиной и в эпигастрии.

При эндоскопическом исследовании оценивается локализация поражения (чаще всего дистальные отделы пищевода), распространённость (от отдельных мелких очагов до диффузного поражения всей слизистой обо­лочки пищевода), характер поражения слизистой обо­лочки (гиперемия, отёк, инфильтрация, наличие эро­зивно-язвенных поражений, наложений фибрина, некро­тических масс, гноя).

Лечение в настоящее время направлено, прежде всего, на устранение патологического воздействия соляной кислоты на слизистую оболочку пищевода. С этой целью применяются антисекреторные препараты, наиболее современными из которых являются ингибиторы протонной помпы (ИПП), то есть, так называемый, «омепразоловый тест». Существуют 5 основных ИПП: Омепразол, Лансопразол, Пантопразол, Рабепразол (Париет), Эзомепразол. У детей довольно широкая практика использования препарата Омез в дозировке 10-20 мг в сутки в зависимости от возраста течение 4 недель. Также имеются данные об эффективном применении у детей препарата Париет в той же дозировке в течение 1-2 недель для лечения рефлюкс-эзофагита и пептических эрозий пищевода.

В комплекс лечебных мероприятий при эзофагитах у детей (прежде всего рефлюкс-эзофагите) входят: диетотерапия (стол №4 или №5 в зависимости от сопутствующей патологии), рекомендации по режиму питания (последний приём пищи не позднее, чем за 2 часа до ночного сна, сон с приподнятым головным концом под углом не менее 30°), борьба с метеоризмом, запором, лечение заболеваний гастродуоденальной зоны (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки).

После курса антисекреторных препаратов с целью нормализации моторики кардии назначаются прокинетики I (Церукал) либо II (Мотилиум) класса в возрастных дозировках, курсом 3-4 недели.

К функциональным расстройствам пищевода, кото­рые могут быть интерпретированы во время эндоскопи­ческого исследования, относятся кардиоспазм и не­достаточность кардии.

Кардиоспазм является проявлением мышечного ги­пертонуса. Спазм кардиального отдела пищевода не наблюдается как пато­физиологическая реакция кардии на раздражение и не является локальным прояв­лением эзофагоспазма по данным эзо­фаготонокимогра­фиче­ских исследований, поэтому может быть зарегистрирован во время эндоскопического исследо­вания.

Недостаточность (халазия) кардии проявляется зиянием кардиального жома без сопутствующей грыжи пищеводного отверстия диафрагмы, что наблюдается у 78% детей, у которых во время эндоскопического ис­следования выявляется зияние кардии. По данным различных авторов халазия кардии во всех случаях является условием для развития рефлюкс-эзофагита.

Эндоскопически различается истинная и ложная недостаточность кардиального сфинктера пищевода. Достоверно халазия диагностируется только в случае постоянного зияния сфинктера на протяжении всего эндоскопического исследования, даже на высоте глу­бокого вдоха.

При эндоскопическом исследовании детей, стра­дающих недостаточностью кардии, нередко отмечается пролабирование слизистой оболочки желудка в просвет пищевода, хотя оно может проявляться и при других патологических состояниях пищевода, в т.ч. при грыже пищеводного отверстия диафрагмы. Пролабирова­ние возникает вследствие нарушения направления пе­ристальтической волны желудка, в результате которой часть слизистой оболочки желудка «вклинивается» в дистальные отделы пищевода. Различают ложный и истинный гастроэзофагальный пролапс. При ложном га­строэзофагальном пролапсе фиксируется только прола­бирование слизистой желудка в виде грибовидного вы­пячивания, являющееся ответной реакцией желудка на проводимое зондовое исследование у части детей. Истинный гастроэзофагальный пролапс характеризуется явлениями эзофагита дис­тальных отделов, наличием выраженной поперечной ис­черченности, представленной своеобразными белесыми «насечками» на гребне утолщенных и отечных складок, появление которых возможно обусловлено частым «при­вычным» перерастяжением и последующим присбарива­нием слизистой оболочки во время пролабирования. Кроме того, в субкардиальном отделе желудка отмеча­ются линейные радиальные интрамукозные кровоизлия­ния различного размера и давности.

Грыжи пищеводного отверстия диафрагмы (ГПОД) – заболевание, при котором в результате врожденного недоразвития мышц диафрагмы или возрастной несо­стоятельности соединительно-тканных структур, укреп­ляющих пищеводное отверстие диафрагмы, субкардиаль­ная часть желудка пролабирует в средостение через пищеводное отверстие диафрагмы без сопровождения брюшины, т.е. без образования грыжевого мешка. При этом кардия находится выше диафрагмы, что приводит к развитию её недостаточности и, как следствие, же­лудочно-пищеводному рефлюксу.

Выделяют аксиальные (эзофагеальные), встречающиеся в 99,4% случаев, в том числе и при врождённом коротком пищеводе (0,3% всех ГПОД), и пара­эзофагеальные грыжи (также 0,3%), причём для последних характерно смещение органов брюшной полости вверх рядом с пищеводом.

На врождённый характер ГПОД указывают ранний возраст ребёнка, когда появились первые признаки заболевания, выражающиеся, прежде всего, в симптомах недостаточности кардии, упорстве этих проявлений. При оперативном вмешательстве, предпринятом по поводу врождённой ГПОД и её осложнений, выявляется отсутствие брюшинного покрова вокруг части желудка, находящейся выше диафрагмы в грудной клетке.

Причинами развития ГПОД являются: длительное повышение внутрибрюшного давления (метеоризм, запор), занятия спортом, связанные с подъёмом тяжестей, повторные приступы сильной рвоты, хронические заболевания лёгких, сопровождающиеся упорным, сильным кашлем, что приводит также к повышению внутрибрюшного давления. Одной из основных причин развития ГПОД у детей являются хронические заболевания гастродуоденальной области, особенно язвенная болезнь 12-перстной кишки, что связано, в основном, с дискинезиями пищеварительного тракта, в частности его верхних отделов (ВОПТ), в виде систематически возникающего эзофагоспазма со спастическими сокращениями продольных слоёв мышечной оболочки пищевода и последующей тракцией желудка в грудную клетку, так и антиперистальтических сокращений желудка.

Очевидно, что ГПОД развивается при соответствующих неблагоприятных условиях у тех пациентов, которые имеют функционально-анатомическую недостаточность в области пищеводного отверстия диафрагмы. В старческом возрасте ГПОД развиваются чаще всего вследствие инволютивных изменений соединительно-тканных структур в области пищеводно-желудочного соустья.

При аксиальных ГПОД создаются условия для развития недостаточности кардии, поэтому их осложнениями, также как и халазии кардии являются рефлюкс-эзофагит, ретроградный пролапс слизистой оболочки желудка в просвет пищевода, инвагинация пищевода в грыжевую часть, острое или хроническое пищеводное (пищеводно-желудочное) кровотечение.

Эндоскопическое исследование помогает устано­вить степень выраженности ГПОД, характер и распро­странённость воспалительных изменений со стороны слизистой оболочки пищевода, часто сопутствующих грыже, распознать осложнения, требующие проведения экстренных мероприятий.

В настоящее время существует более 50 классифи­каций ГПОД, однако наибо­лее широко используется классификация, предложенная И.Л. Тагером и А.А. Липко (1965):

  • ГПОД I степени - над диафрагмой лежит брюшной сегмент пище­вода, кардия расположена на уровне диа­фрагмы, а желудок приподнят под диафрагму;

  • ГПОД II степени - преддверие и кардия лежат над диафрагмой, а в диафрагмальном отверстии видны складки слизистой оболочки же­лудка;

  • ГПОД III степени - вместе с абдоминальным сег­ментом пищевода и кардией в грудную полость вы­падает и часть желудка (тело, антральный отдел).

Эндоскопическими признаками ГПОД являются не­совпадение Z-линии и кардиального сфинктера, превы­шающее 2 см, выраженные поперечные складки на сли­зистой оболочке в области кардиального сфинктера, сопутствующий эзофагит. При этом заболевании могут возникать циркуляр­ные стенозы небольшой протяжённости (1-3 см), чаще вблизи перехода слизистой оболочки пищевода в сли­зистую оболочку желудка, и тогда «зубчатая линия» становится неразличимой.

При гастроскопии в случаях параэзофагеальных грыж, когда фиксированный в области диафрагмы пище­вод не изменён, можно видеть, как часть желудка уходит в грудную клетку, а в месте выхода его через диафрагму отмечается кольцевидное сужение органа.

Часто ГПОД протекают бессимптомно и являются случайной находкой при эндоскопическом исследовании, но нередки случаи яркого клинического проявления заболевания, обуславливающего жалобы больного, а также могут приобретать осложненное течение, требующее хирур­гической кор­рекции.

Клиника и лечение ГПОД обусловлены как дискинезиями ВОПТ, так и развитием эзофагита. Детей беспокоят ранние, во время и сразу после еды, боли в подложечной области, иногда носящие приступообразный характер; дисфагия (редкий симптом у детей), все симптомы недостаточности кардии и эзофагита: отрыжка, изжога и др.

При врождённых ГПОД необходимо хирургическое наблюдение и лечение.

Приобретённые ГПОД у детей диагностируются чаще I степени, что позволяет наблюдать детей в динамике, проводить лечение причин (запор, метеоризм, язвенная болезнь 12-перстной кишки, хроническая патология органов дыхания и т.д.). Назначаются прокинетики I (Церукал) либо II (Мотилиум) поколения в возрастных дозировках, курсом 3-4 недели, проводится лечение эзофагита.

Варикозное расширение вен пищевода является следствием гемоди­намических нарушений оттока крови из системы воротной вены при внутри- или внепечё­ночном блоке её. В детской практике они чаще бывают следствием портального тромбоза на почве пупочного сепсиса либо вирусного гепатита.

Нередко при эндоскопическом исследовании выяв­ляется сочетание варикозного расширения вен пище­вода с недостаточностью кардии (или скользящей гры­жей пищеводного отверстия диафрагмы) и, как следст­вие, рефлюкс-эзофагитом. Такое сочетание обуслов­лено наличием сопут­ствующей варикозу скользящей хиатальной грыжи, формирующейся в результате посто­янно повышенного внутрибрюшного давления, и явля­ется неблагоприятным, т.к. повышает риск развития эрозивно-геморрагических осложнений, в том числе кровотечения из варикозно расширенных вен.

В качестве рабочей эндоскопической классифика­ции варикозного расширения вен пищевода традиционно используется следующая:

  • I степень выраженности: синеватые, линейно на­правленные вены диаметром не более 2-3 мм;

  • II степень выраженности: более выдающиеся в просвет си­не­ватые узелки крупнее 3 мм в диаметре (отмечается извитость рас­ширенных вен, неравномер­ность их калибра);

  • III степень выраженности: отчетливо различи­мые узлы, изви­тые змеевидные вены, доходящие до свода желудка, значительно вы­пя­чивающиеся в просвет пищевода;

  • IV степень выраженности: гроздевидные, полипо­видные, крупные конгломераты варикозных уз­лов, суживающие или закрываю­щие просвет пищевода.

Варикозное расширение вен пищевода является од­ной из наиболее частых причин кровотечений.

Злокачественные опухоли пищевода у детей прак­тически не встречаются, исключая редкие поражения при лифогранулематозе, преимущественно вторичные. Доброкачественные опухоли пищевода в педиатрии также представляют собой раритет и имеют неэпители­альное происхождение (миомы, кисты, фиброзные по­липы, фибромы, папилломы, липомы и т.д.).

Эпителиальные новообразования – полипы нередко с большим воспалительным компонентом по данным литературы выявляются у детей с тотальной формой полипоза типа ювенильного, то есть достаточно редко. Однако по нашим наблюдениям, т.н. полиповидные образования пищевода у детей не явля­ются столь редким явлением и обнаруживаются у де­тей, не страдающих полипозами, что делает вопрос о встречаемости полипов пищевода у детей дис­куссионным.

Инородные тела пищевода – достаточно частое за­болевание в детской практике, так как дети склонны брать в рот и проглатывать различные предметы. Как правило, в пищеводе задерживаются инородные тела, имеющие большие размеры или острые выступы, но при наличии сужений пищевода в нём могут остаться и бо­лее мелкие и гладкие предметы. Наиболее часто инородные тела наблюдаются у детей до 4 летнего возраста. Чаще всего инородные тела застревают на уровне первого физиологического сужения, реже на уровне бифуркации трахеи, ещё реже в других участ­ках пищевода. Инородные тела являются нередкой при­чиной меха­нических повреждений пищевода.

Травмы пищевода разнообразны и за­висят от повре­ждающего агента, выраженности повреж­дения и харак­тера наслоившихся осложнений. В детской прак­тике травмы пищевода являются следст­вием воздейст­вия инородных тел или манипуляций. Ятрогенные повреждения пищевода нередки при проведении манипу­ляций с использованием ригидных инструментов, но также возможны гибкими эндоскопами и зондами при несоблюдении методик проведения про­цедур.

Соседние файлы в предмете Педиатрия