Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_ekzamen_makro_2011.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
767.35 Кб
Скачать
  1. Концепция финансовой хрупкости х. Мински.

Хаймен Филип Мински - представитель посткейнсианской школы разработал собственную модель цикла, получившую названия «гипотеза финансовой нестабильности» и «гипотеза финансовой хрупкости».

1) Фаза оживления делового цикла, которую Х. Ф. Мински называет «состоянием спокойного роста», по его мнению, стимулируется повышением оптимизма фирм, т.е. ее ростом. В «постдепрессивный период» инвестиционный процесс усиленно набирает обороты. Риск заёмщика и риск заимодавца все ещё велики, поскольку у предпринимателей и банкиров свежи в памяти недавние спад и депрессия. Поэтому большая часть инвестиций финансируется за счёт внутренних источников, а это является причиной того, что в экономике преобладает, по терминологии Х. Ф. Мински, обеспеченное финансирование – состояние естественного роста. (Риски и деловые ожидания едва ли не фундаментальная основа данной концепции)

По мнению Х. Мински, финансовая система в экономике с обеспеченным финансированием является «прочной».

Таким образом, «состояние спокойного роста» является идеальным для экономики. Совокупный спрос и реальный объем производства быстро увеличиваются, цены текущего выпуска если растут, то стабильно и медленно, уровень безработицы форсировано приближается к естественному.

2) Подъем. Чем дольше экономика находится в «состоянии спокойного роста», т.е. чем дольше длится процветание, тем ещё более оптимистичными становятся ожидания хозяйствующих субъектов и тем сильнее уменьшаются риски заёмщика и заимодавца.

Фирмы все в большей степени проявляют «побуждение к инвестированию», но, ввиду нехватки собственных средств, они вынуждены переходить на внешнее финансирование. В этот период происходит наибольшее число финансовых инноваций, изменяющих количество и качество денег: с одной стороны, усложняется структура денег за счёт появления все менее ликвидных «квазиденег» (например, депозитных сертификатов и соглашений об обратном выкупе); а с другой стороны, возрастает количество денег и/или скорость их обращения (MV в уравнении обмена: MV=PQ).

В результате, как уменьшение рисков заёмщика и заимодавца, так и финансовые инновации (в значительной мере порождаемые этим уменьшением), изменяют тип финансирования, который используется сектором фирм, при осуществлении инвестиционной деятельности. Переход фирм на чрезмерное внешнее финансирование имеет следующие результаты:

а) спекулятивное финансирование: т.е. текущие притоки наличности достаточны только для уплаты процентов, но их не хватает на амортизацию долга, и предпринимательский сектор вынужден прибегать к новым займам, осуществляя так называемый «ролловерный кредит»;

б) Понци финансирование: т.е. текущих притоков наличности не хватает даже на выплату процентов за кредит, и предпринимательский сектор вынужден увеличивать задолженность. Понци финансирование представляет собой не что иное, как «финансовую пирамиду».

С преобладанием в экономике этих двух типов финансирования (и особенно последнего!) финансовая система становится, по Х. Ф. Мински, «хрупкой»; нестабильность в экономике увеличивается, и в ней все сильнее раскачивается маятник деловой активности.

Но Понци финансирование недолговечно. Рано или поздно фирмы, использующие этот тип финансирования, не смогут увеличить свою задолженность для выплаты обязательств по меньшей мере из-за риска заимодавца, а также ввиду общей нехватки ликвидности в экономике. Вот почему «Чем больше вес спекулятивного и Понци финансирования,... тем больше хрупкость финансовой системы».

«Хрупкость» имеет два компонента. Первый – состоит в том, что экономика становится менее способной к поглощению шоков, в результате чего эти шоки с большей вероятностью могут вызвать финансовый кризис и зарождающуюся долговую дефляцию. Второй – риски заёмщиков и заимодавцев также растут, а это сдерживает объем инвестиционной активности, финансируемой за счёт долгов.

Вывод: Повышение степени финансовой хрупкости экономики представляет собой неотъемлемый элемент повышательной фазы делового цикла и процесса экономического роста.