Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Германцы и Рим в II-I вв. до н.э..doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
261.12 Кб
Скачать

§ 2. Кимврская война.

В конце II века до н.э. с Ютландии на юг в долины Истра со своими семьями и скарбом направились кимвры (кимбры) и тевтоны ради того, чтобы найти для обеспечения своего существования новые земли. Вот некоторые предположения причин поисков этими племенами новой земли:

1) Прежние земли были заброшены вследствие выщелачивания почвы 12.

2) Обширное наступление моря на земли Ютландии.

3) Рост населения в этих племенах (Strabo, VII, 2; Florus, I, 38) 13.

До I века до н.э. германцы были мало известны античным авторам. Нет прямых и достоверных сведений о том, были ли племена кимвров и тевтонов германцами (в античных источниках их вожди имели кельтские имена; варвары использовали вооружение кельтского типа; кимвров, в частности, причисляли к потомкам киммерийцев – доскифского населения Причерноморья; и сами германцы называли их разбойниками: последнее вносит социальную, нежели этническую характеристику для этого племени). Также необходимо отметить, что по совокупным данным письменных источников и археологии, можно предположить, что кимвры и тевтоны, видимо, составляли организующую часть варварской орды, состоящей, в том числе, из остатков народов прежнего индоевропейского населения, принимавшего участие в этом походе. Позже Юлий Цезарь, Корнелий Тацит, Плутарх и некоторые другие причисляли кимвров и тевтонов к германским племенам. Плутарх в жизнеописании Гая Мария, указал, что когда эти племена направились на юг, то они включали примерно 300 000 вооруженных мужчин, а женщин и детей и того было больше (Plut., Mar., 11, 23, 25), но это не согласуется с мнениями современных учёных 14.

События нашествия кимвров и тевтонов мы восстановим с помощью компиляции дошедших до нас сведений, которые, к сожалению, не лишены художественных преувеличений:

Кимвры сначала столкнулись с группой кельтских племен бойев, проживающих в Герцинском лесу, которые смогли дать им отпор (Strabo, VII, II. 2). Варвары, направляясь на юг, вниз по Истру и далее на запад, по пути вступая в бой с кельтскими племенами скордисков и нориков, проживающих на правом берегу реки, в 113 году до н.э. в итоге подошли к северо-восточным проходам Альп, где их встретил консул Гней Папирий Карбон с римской армией. Он приказал им удалиться с территории «друзей» Рима. Кимвры отправили к консулу послов, с обещаниями воздержаться от нападений. Обнадёжив послов, консул хотел заманить варваров в ловушку, используя проводников из числа местных жителей, которым приказал вести их назад длинной дорогой, в то время как римское войско, пройдя коротким путем, должно было неожиданно напасть на варваров. Сражение произошло близ города Нореи, в котором консул потерпел жестокое поражение: римляне были разбиты и во время сильной грозы, которая остановила сражение, сумел сохранить оставшееся римское войско в окрестных лесах от полного уничтожения 15 (Strabo, V, I. 8). Варварам был открыт путь в Италию, так как основные силы римлян были заняты войной в Африке. Но они не воспользовались им, повернув на запад, и, перейдя Рейн, оказались на Верхней Роне (Родане) в Галлии, где соединились с тевтонами и принявшими участие в их походе группой кельтских племен гельветов из Тигиренского и Тоигенского округов (ibid., VII, II. 2).

В Галлию был послан консул Марк Юний Силан, который вступил в переговоры и кимврами. Они потребовали земли и жилья там, где они остановились, обещая служить Риму оружием. На такие условия римский сенат не мог пойти и отказал отдавать варварам плодородные земли. В битве в 109 году до н.э. войско Юния Силана потерпело поражение, его лагерь был захвачен (Florus, I, 38). Спустя два года армия во главе с консулом Кассием Лонгином попала в засаду и была разбита гельветами из Тигуринского округа под руководством вождя Дивикона на территории кельтов-аллоброгов. Сдавшихся римлян провели через унизительную форму капитуляции – ярмо – представлявшее собой три копья (hastae), два из которых втыкались в землю, третье являлось перекладиной; сдавшиеся проходили под ярмом без оружия и верхнего платья (Caes., B. G., I, 7, 12-13). Однако, варвары, так и не воспользовавшись своими успехами и довольствуясь разорением Галлии, видимо, не стремились захватить Италию.

Лишь в 105 году до н.э. кимвры оказались на Нижней Роне (Родане), в Южной Галлии. Армия проконсула Квинта Сервилия Цепиона стояла к западу от реки Роны (Родана), а проход в Италию из Галлии охраняла армия консула Гнея Маллия Максима, расположившаяся на восточном берегу реки. Крупный разведывательный отряд легата Марка Аврелия Скавра был разгромлен авангардом кимвров, сам он был захвачен в плен. Он уговаривал варваров против вторжения в Италию, ссылаясь на непобедимость римлян. За это их вождь Бойориг убил легата. В то же самое время к врагам римлян присоединились кельты-амброны. Встревоженный этим, консул Маллий Максим призвал проконсула Цепиона к соединению сил на восточном берегу реки. Но знатный аристократ Цепион, из-за презрения не желая исполнять приказы Максима, который был из числа так называемых «новых людей» (пренебрежительное название римлян незнатного происхождения, получивших высшие магистратуры), переправил своё войско, но встал отдельным лагерем, и даже не пожелал обсуждать совместный план ведения войны. Кимвры направили послов к Цепиону, с условием заключения мира, в обмен на предоставление им земли, но проконсул выгнал послов. В результате осенью того же года произошло сражение близ города Арузиона, кельтского поселения на левом берегу Роны (Родана), в котором союзное войско варваров последовательно уничтожило обе римские армии. В итоге, число убитых и утонувших в Роне (Родане) римлян было около 80 000 человек, обоим римским главнокомандующим удалось спастись: позже их осудили и приговорили к изгнанию. В тоже время варвары стали опустошать область кельтского племени арвернов (ibid., VII, 77) и, в итоге разделившись, покинули Южную Галлию, на два года оставив в покое римлян. Тевтоны направились в Северную Галлию, а кимвры – в Испанию 16.

За время отсутствия варваров, знаменитый полководец Гай Марий, избранный консулом несколько лет подряд, завершил военную реформу римской армии, чтобы мобилизовать и переподготовить оставшиеся силы 17 (Vell., Hist. Rom., II, 12).

Кимвры, отбитые в Испании кельтиберами, в 102 году до н.э. вернулись в Северную Галлию, где соединились с тевтонами, опустошающими земли племен белгов, единственных в этой местности сумевших дать пришельцам отпор (Caes., B. G., II, 4). После этого варвары решили, наконец, напасть на Италию. Тевтоны и амброны должны были пройти через западные альпийские проходы или вдоль лигурийского побережья, кимвры – через северо-восточные проходы. Римская армия под командованием Гая Мария для обороны разбила хорошо укрепленный лагерь близ устья Роны (по одной версии – при впадении в неё Изары, по другой – южнее, при впадении в Рону реки Друенции), который удачно закрывал дорогу и к побережью, и к альпийским перевалам. Тевтоны и амброны расположились напротив римского лагеря, вызывая на бой Мария, который посчитал лучшим сидеть в обороне. В течение трёх дней попытки варваров взять лагерь штурмом не увенчались успехом. Тогда они, пользуясь бездействием римлян, в течение нескольких дней обошли лагерь севернее, и, миновав Альпы, должны были пройти в Италию. Войско Мария обходной дорогой сумело опередить варварскую орду и закрыть им путь, выжидая момент для начала решающего сражения в местечке Секстийские воды, к северу от Массилии, разбив лагерь на высоком холме у реки близ альпийских предгорий.

Вскоре амброны – варварский авангард, расположившийся на противоположном берегу, напал на римских рабов и обозников, которые спустились к речке за водой. На помощь римлянам поспешило союзное италийское племя лигуров. Амбронов, оттеснённых совместными усилиями римских легионеров и их союзников, опрокинули в речку и преследовали до вражеского лагеря, где среди повозок варваров как предателей убивали их женщины, с которыми также завязалось сражение. Римляне выиграли битву и с сумерками вернулись в свой лагерь: остатки сил амбронов отступили 18 (Plut., Mar., 15-19).

Спустя несколько дней римлян атаковали тевтоны с уцелевшими амбронами. Марий расположил основные силы на холме так, что варварам пришлось взбираться по крутому склону, теряя по пути силу натиска, что компенсировало их численный перевес по отношению к римлянам, которых в лучшем случае было не более 40 000 человек. Германцев оттеснили вниз на равнину, когда в этот момент из леса им в тыл, ожидавший в засаде походящего момента, ударил отряд Клавдия Марцелла из 3 000 римских солдат. Варвары ненадолго выдержали этот двойной удар, и, смешавшись, начали в панике отступать. Их вожди (ibid., 24) (в том числе тевтонский вождь Тевтобад (Florus, I, 38)) были захвачены в плен. Античные авторы сообщают различное, явно преувеличенное количество убитых и взятых в плен. Например, Плутарх оценил количество погибших и захваченных варваров более чем в 100 000 человек (Plut., Mar., 21), а Веллей Патеркул сообщает о 150 000 тевтонов, убитых за несколько дней (Vell., Hist. Rom., II, 12).

В тоже время консул Квинт Лутаций Катул находящийся с римской армией в Цизальпинской Галлии вел оборону у реки Натизоны (Атеси) около северо-восточных проходов Альп, (Plut., Mar., 23), потерпев поражение он отступил на правый южный берег реки По, оставив север Италии на разграбление варварам. Зиму 102/101 г. германцы провели там, не продвигаясь дальше на юг.

В 101 году Гая Мария вновь избрали консулом. Его армия (32 000 солдат) перешла в долину реки По, где соединилась с войском Катула (20 300 солдат) 19. Кимры, видимо, не подозревающие о разгроме тевтонов, отправили к Марию послов с требованиями предоставить им и тевтонам значительную область для поселений. Однако, узнав, что в плену у римлян находятся тевтонские вожди, они не мешкая, выступили против Мария. Их вождь Бойориг потребовал назначить день и место сражения.

Дата и место решающей битвы: «третий день перед календами месяца секстилия», то есть 30 июля 101 года до н.э. (по доюлианскому календарю) на Равдинском поле у г. Верцелл в верховьях реки По (ibid., 26). Армия Катула расположилась в центре, на её флангах Марий поставил своё войско. Кимвры построились огромным квадратом, в котором воины были соединены цепями (ibid., 27), а на правый фланг вывели около 15 000 конных воинов (размеры строя кимвров, очевидно, преувеличены античными авторами). Сражение шло сумбурно: в бою на широкой равнине солдаты Мария попали в поднявшееся облако пыли, потеряв из виду войско кимвров, и воинам Катула пришлось сражаться без их поддержки. Римлянам удалось разбить силы варваров, которые в панике бежали к лагерю, преследуемые легионерами. В лагере же римляне увидели подобное зрелище, что раньше происходило в лагере амбронов: женщины варваров убивали беглецов, потом – собственных детей и самих себя (ibid., 25-26). По указаниям Веллея Патеркула, более 100 000 кимвров было убито и взято в плен (Vell., Hist. Rom., II, 12). Плутарх же увеличивает число до 120 000 убитых, и 60 000 пленённых на продажу в рабство (Plut., Mar., 27).

Хотя цифры погибших и взятых в плен разнятся у древних авторов, на лицо практически полный разгром вторгшихся племён. В недалеком будущем мы имеем некоторые сведения о племени кимвров, обитающем у берегов Северного моря (Tac., Germ., 37), но позже это племя уже не упоминается историками; а о тевтонах, как о племени, не упоминают вовсе.

Кимврская война была первым крупным столкновением варварских племен и римлян в конце II века до н.э. Опасность за благополучие Рима и масштабы войны заставили поднять римское демократическое движение, подвергнуть реформе ополчение, создав из него профессиональную армию, что в будущем позволило перейти в наступление на варваров. В следующий раз германцы столкнулись с римлянами в Галлии почти через 50 лет.