Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
i_denno_i_nochno_trudilis_oni_korpya_nad_tomami...docx
Скачиваний:
95
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
421.44 Кб
Скачать

25. Церковные споры и суды в XVI в.: Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Матвей Башкин, игумен Артемий и митрополит Даниил.

Не в тему, но если что, то надо помнить, что основной закон для русской Церкви- Кормчая.

Митрополит Даниил. Проходил из простого сословия, возвысился благодаря своему строгому монашеству и уму. Став митрополитом, Даниил был ярым сторонником великого князя, ну, короче, подстилка, именно он венчал Василия на новый брак с Елейно Глинской. Этот его поступок вызвал большой резонанс в обществе. После смерти он примкнул к боярской группировке Бельских, но это был его просчет, т.к. победили Шуйские, а потом с ним расправился сам царь Иван. Мирт. Даниил участвовал и возглавлял гонения на Вассиана Патрикеева, Максима Грека и т.д.

Вассиан Патрикеев.

Одной из ярких фигур этого периода стала личность инока Вассина. Это был родовитый князь Василий Иванович Патрикеев-Косой, близкий родственник семьи Ивана III. Иван 3 из-за его высокого происхождения, опасался претензий на царскую власть, поэтому Василий был насильственно пострижен в монахи, но по смерти Ивана III Василий III Иванович вместо гнева приблизил В. Патрикеева к себе, как полезного советника, и вероятнее всего именно по вопросу о церковных вотчинах.

Вассиан встал на позицию интересов великокняжеской власти и сокращения церковных имений. Основные мысли: 1) Иноческая жизнь - задача осуществления евангельской жизни в её свершенной стадии, надо отречься от всего земного, от мира и собственности 2) Реальная картина русского монашеского быта свидетельствует о полном нарушении данного обета. Монашество должно обеспечиваться лишь простыми людьми, их подаяниями. 3) Делал смелый вывод о необходимости пересмотреть Кормчую и произвести в ней чистку. Вассиан и вел. кн. обратились за справкой к самой древней, XIII века, пергаменной Кормчей, вывезенной вел. князем из Новгородской Софийской библиотеки. Вассиан значительно сократил объем Кормчей, выкинув из нее обширные цитаты и извлечения из греческого императорского законодательства.

Максим Грек. Исправление религиозных текстов русские сами не могли осуществить, для этого им нужны были образованные греки, выбор пал на Максима (Михаила) Грека.

Родился Максим около 1475 г., когда ему было 12 лет он начал свою образовательную деятельность и путешествовал по Европе, втянулся в университетскую жизнь Италии, слушая лекции в Падуе, Ферраре, Милане и Флоренции. Тогда в моде был самый греческий язык в университетских кругах, в гуманистических и свободомыслящих салонах того времени, в замках и дворцах богатых сеньоров. Затем, он пробыл в качестве придворного соработника у знаменитого Пико де Мирандола. Михаил здесь был и учителем греческого языка, и переводчиком, и переписчиком классиков, был любим всей семьей Пико.

Затем, Максим принимает решение о постриге, после чего направляется на Афон. В это время русские начали поиск образованного монаха, способного исправить богослужебную литературу, вбор пал на инока Савву, но он был слишком стар, поэтому решили остановиться на Максиме. Он в это время очень плохо знал славянский язык, поэтому на Руси прибывал с большой группой помощников. Вел. князь и митрополит приняли ученых мужей с большой честью. Помещены они были в придворном Чудовом монастыре. Работали упорно и срочно. Огромная книга "Толковая Псалтырь" переведена была за год и пять месяцев.

После окончания работу, на которую договаривались, все захотели домой, но Максима не отпустили, поняли, что уж слишком много еще надо переписывать и исправлять. Возник вопрос о генеральной правке всего цикла богослужебных книг по греческому оригиналу. Максим, уже достаточно одолевая церковно-славянский язык, усердно просмотрел, прокорректировал текст Триоди Цветной, Часослова, Евангелия, Апостола и подтвердил, что всяких описок, неточностей и богословских погрешностей достаточное количество, и что генеральная правка рукописных книг дело огромное, постоянное и в этом смысле бесконечное.

Максим на Руси занимался не только исправлением богослужебных книг, но и собственных сочинений. Так, он создал трактат по вопросу об исхождении Св. Духа Не мог замедлить Максим и со своим откликом на важный в Москве вопрос о монастрыских стяжаниях. Свой трактат на эту тему Максим намеренно, для живости и конкретности аргументации написал в форме диалога. Он отрицал русскую привычку мысли о самообеспечивании и духовенства, и монашества. Если то и другое мирянам нужно, то миряне и должны позаботиться об обеспечении. А духовенство и монахи должны развивать свою волю и ревность о спасении душ верующих. В вопросе о монашестве, он ставит пример латинское монашество и пристыжает слабое русское иночество.

Значит так, сначала у нас был митр. Варлаам, он был сторонником нестяжательсва, но его сменил митр. Даниил и началась эпоха иосифлянства. С этого-то момента и начинаются все проблемы Максима. Митр. Даниил оказался очень враждебно настроен к Греку. Дан был заказ "сверху" собрать обвинительный материал, не стесняясь искажением и клеветой, со включением и фатального "оскорбления величества." Быстро скомпонован был обвинительный материал, и вел. князь Василий Иванович дал разрешение на арест и процесс против Максима. Собрали доносы, подговаривали к клеветам, наращивали количество обвинительных пунктов для усиления впечатления. Первое судбище над Максимом проведено было в 1525 г. Для внешнего впечатления начали с самого страшного обвинения- в "ересях." Оправдания Максима никто не хотел слушать.

Приговор собора был жестокий. Максим был признан и еретиком, и политическим преступником. Он отлучен был от церкви, т.е. лишен св. Таин и христианского погребения. Как политический преступник, осужден на пожизненное тюремное заключение. Максима направили в Волоколамский монастырь, в мрачную настоящую тюрьму с голодом, холодом, тьмой и грязью.

Новый суд- 1531 г. На этот раз дело дошло не только до максима, но и до Вассина, который раньше находился под протекцией вел. князя. Результаты суда: 1) Облегчение тюремного режима для Максима. Его перевели в другую монастырскую тюрьму, в Тверской Отроч монастырь, под начало архиепископа Акакия, оказавшегося человеком терпимым и даже мягким. Акакий даже разрешил вскоре Максиму вновь взяться за перо. Всего в России Максим прожил 38 лет. Из них 26 лет в заключении.

Суд князя-инока Вассиана. Обвинения: 1) В посягательстве на великую книгу священных правил апостолов, соборов и отцов. Ну т.е., то, что переделал Кормчую 2) В искажении правил евангелия, писаний апостолов и св. отцов 3) За то, что плохо относился к иосифлянам и оскорблял из основных сторонников 4) В поддержке Максима. Осужденный собором Вассиан направлен в заключение в тот же Иосиф монастырь, где и умер,

Максим после суда отправился в монастырь в Твери, где ему, конечно, было легче, там он возобновил свою писательскую деятельность, он смело подымал свой голос и писал на щекотливые злобы дня. Писал о происках боярщины, о бесчинствах в высшей власти, создавал наставления для молодого Ивана Грозного. Со временем, митр. Даниил был свергнут, на его место посажен Макарий, Максим надеялся, что тот позволит ему вернуться на Афон, поэтому писал ему письма с просьбой об этом и о разрешении снятия запрета на причастие. Макарий не позволил Максиму вернуться на Афон, но запрещение на таинства было в итоге снято. Под конец жизни Максим был переведен в Троице- Сергиеву лавру, где и потом и скончался.

Матвей Семёнович Башкин (XVI век) — представитель реформационного движения, основатель «ереси Башкина». Происходил из боярского рода, одним из первых на Руси выступил против холопства. Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году. Во время Великого поста он пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Не ограничиваясь покаянием, Башкин ввязался в диспут по некоторым вопросам веры. В частности, он недоумевал по поводу действия крепостной системы, существование которой противоречило христианским догматам. Смущённый данными откровениями Симеон рассказал о своём прихожанине духовному брату Сильвестру. Вскоре жалобницы от обоих священников доходят до митрополита Макария и царя Ивана Грозного.

Идеи:

1) Неравенство Иисуса Христа, с Богом- Отцом и Святым духом

2) Честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют (ну значит, что хлеб и вино не часть плости и крови Христа, это лишь символизм)

3) Не нужно храмов, церковь- лишь здание, стены.

4) Против икон и поклонению всякому изображению.

5)Верил в покаяние, как очищение от греха (покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха)

6) Отеческие предания и жития считал пустословием, критика Евангелия и апостольских сочинений.

После того, как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним созывается собор. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся . Решением собора стала ссылка Башкина в Волоколамский монастырь для «вразумления». Башкин прибывает , но дальнейшая судьба еретика неизвестна. Ряд исследователей считает, что Башкин был сожжён во время опричнины.

Игумен Артемий. Артемий был простым монахом в какому-то захолустье, но так себя прославил, что братия Троице- Сергиева монастыря захотела, чтобы он стал их игуменов, царь его поставил без его желания. Артемий исполнил это послушание царю только в течение шести с половиной месяцев, а потом снова убежал в излюбленную им пустыню.

Так сложилось, что в итоге Артемий оказался привлеченным к суду в обвинении в еретичесвте, против него выступили многие из его бывших соратников. Митр. Макарий так же стал против него, т.е. в ту пору возглавлял партию стяжателей, а Артемий обвинялся в нестяжательстве. На очной ставке и Башкин, и некоторые другие обвиняемые, очевидно, знавшие по нестяжательской среде выдающуюся фигуру Артемия, а теперь одержимые интересом самооправдания, стали обвинять Артемия. Артемий, видя всю опасность этого клеветнического сговора, самовольно сбежал в Заволжье. Там его снова арестовали и привезли уже для личного суда. Артемий все обвинения против него считал по существу ложными и себя не признавал виновным ни в чем. Как открытый нестяжатель, Артемий никогда не держал язык за зубами и дал обширный материал своим обвинителям-"стяжателям".

Бесспорно, Артемий (это типично для нестяжателей) был захвачен критикой русской церковной действительности и был модернистом на фоне официального обрядоверия. Но никаким духом еретического противления он не был одержим, что и доказал всей своей последующей светлой деятельностью. Это он сам хорошо осознал и точно формулировал. Осужденный церковным судом и сосланный в Соловки, Артемий оттуда бежал в свободную в ту пору Литву. Отрезвленный печальным опытом, он круто перестроился на полемику со всеми крайностями и еретическим духом развернувшегося там Феодосия Косого. В Литве Артемий встретил другого знаменитого беглеца из Москвы, князя Андрея Курбского. Оба нашли здесь исход для их русской и православной энергии в служении своему родному народу и родному православию, в новой обстановке. Оказалось, что уровень их общей и богословской культуры значительно выше весьма элементарного уровня православного сознания русских масс в Литве, и оба они начали работать на поприще церковного просвещения. Курбский в своих дружеских отзывах об Артемии, утверждает его полную невиновность и объясняет гонение на Артемия клеветой и одной злобой стяжателей.

* Артемий, рассуждая о Стоглавом соборе, считал его «беспомощным в его богословско-историческом невежестве».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]