Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая сорокин текст-ИСПРАВЛ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
163.84 Кб
Скачать

2. Встречи п. Сорокина с российскими учеными

В 1962 году на Пятом мировом конгрессе социологии, проходившем в Вашингтоне, Питирим Александрович Сорокин впервые встретился с группой социологов из СССР. После окончания конгресса пять членов этой делегации посетили дом Сорокина в Винчестере. Хозяину дома понравилась дружеская встреча и добросердечное обсуждение разных вопросов. Особенно ему импонировали слова одного из собеседников: «Наши взгляды отличаются от ваших по многим вопросам, тем не менее, мы считаем вас одним из великих среди живущих социологов. Многие из нас внимательно изучали ваши работы и должным образом оценили их. Мы даже гордимся вашими достижениями, потому что считаем вас русским социологом. Вы должны посетить Россию. Можете быть уверены, что вас будут сердечно приветствовать там»13.

С этой встречи П. Сорокин стал поддерживать письменные контакты с отечественными обществоведами, постоянно расширяя диапазон корреспондентов, среди которых были Г. Андреева, И. Кон, В. Карпушин, Г. Осипов и другие.

Г. В. Осипов в своем докладе на конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Питирима Сорокина, повествует о своих встречах с Питиримом Сорокиным и личном знакомстве. «Питирим Александрович отметил, что впервые среди зарубежных делегаций он видит советских социологов, что заинтересован во встрече с нами» – отмечает Осипов14. Совершенно неожиданно Питирим Александрович пригласил Г. В. Осипова и А. Ф. Окулова, к себе домой в гости. Вечером того же дня его бывшие соотечественники уже были в доме П. Сорокина, где в их честь был устроен прием или, как выражался сам Питирим Александрович, «встреча с цветом русской эмиграции» г. Бостона. Среди приглашенных были известные представители русской общины, живущие в Бостоне, которые, как сказал Сорокин, не имели прежде возможности встретиться с советскими людьми в неофициальной обстановке. Питирим Александрович сожалел, что русские люди и в частности он сам, не по своей воле оказавшиеся за рубежом, лишены связей со своей страной. П. Сорокин мечтал хотя бы перед смертью вернуться в Россию. И только Россию считал своей единственной родиной.

Вернувшись в Москву, Г. В. Осипов решил попытаться организовать приезд П. Сорокина в Советский Союз. В 1966 г. он обратился в отдел науки и вузов ЦК КПСС с обоснованием такого предложения. Немаловажную роль в этом случае сыграло и аналогичное параллельное обращение в ЦК КПСС известного обозревателя газеты «Правда» Юрия Жукова. Казалось, что фактических препятствий для приглашения в страну Питирима Александровича уже практически не было, но последнее слово должно было быть за Л. И. Брежневым. Прежде чем решить этот вопрос, он запросил все документы, связанные с высылкой П. Сорокина из СССР. И на одном из этих документов была резолюция В. И. Ленина о том, что П. А. Сорокин в случае появления на территории СССР подлежит немедленному расстрелу. На это Л. И. Брежнев четко заявил, что не может отменить распоряжение В. И. Ленина15.

Последующие попытки организовать приглашение П. Сорокина в СССР предпринимались и в 1967 г. профессором В. А. Карпушиным; затем научным советом АН СССР по истории мировой культуры, а именно академиком П. Ф. Юдиным. Но к великому сожалению возвращение П. А. Сорокина на Родину оказалось невозможным. В представлении партийных чиновников П. Сорокин всегда оставался безусловным врагом советской системы. Его предсмертная мечта – побывать в России так и осталась несбывшейся мечтой.

Следующая встреча П. Сорокина с Г. В. Осиповым произошла через четыре года во Франции в г. Эвиане на VI Всемирном социологическом конгрессе в 1966 г. На конгрессе бурно обсуждался вопрос о том, какой наукой является социология: «эмпирической» или «теоретической». По идеологическим мотивам произошло разделение участников дискуссий на «эмпириков» и «теоретиков».

Марксисты из Советского Союза традиционно отождествляли социологию с истматом и считали ее наряду с диалектическим материализмом частью философии как чисто теоретической науки.

На Западе, напротив, активно начинали развиваться коммерческие эмпирические исследования. Как утверждал сам Питирим Александрович, социология – не может считаться наукой, если она занимается только сбором и обработкой эмпирических данных. Эмпирические данные нужны для верификации социологических теорий, концептуальных построений, теоретико-методологического объяснения прошлого, настоящего и, возможно, будущего человеческого сообщества. Истинный ученый не только занимается построением теоретических моделей, но, используя самый разнообразный социологический инструментарий, сам «проникает» в глубь социальной реальности, получая при этом факты, которые, кроме него, никто получить не в состоянии. Часто мы не можем сразу оценить масштаб события; понять, что являемся свидетелями чего-то уникального и удивительного. Нередко неординарное и необыкновенное, находящееся рядом с нами, воспринимается как нечто обычное16.

Для Питирима Сорокина встречи с представителями российской научной среды значили многое. Они позволяли поддерживать связи с родиной, узнавать о событиях, как в политической, так и научных сферах жизни не только через СМИ, но через субъективные мнения и взгляды бывших соотечественников. Обмен мыслями и знаниями, научными трудами и статьями внесли большой вклад в направление и развитие отечественной социологии. Опираясь на мысли, научные представления проводились различные лекции, собрания, конференции. Были развиты различные теории, концепции. Мнение этого, поистине великого человека, имело большую ценность.