Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЛКОВАНИЯ РИСУНКА С...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
49.91 Mб
Скачать

Вместо послесловия:

Пример психологического истолкования рисунка семьи, выполненного ее членами

Родители восьмилетнего Коли К. обратились за психологической консультацией. Около шести месяцев назад у мальчика появились непроизвольные (навязчивые?) движения головой из стороны в сто­рону. По словам родителей никаких внешних причин для этого не было. Мальчик был обследован у невропатолога и психоневролога и органических поражении центральной нервной системы выявлено не было. Навязчивые движения проявлялись только дома. Учителя "в школе ни разу этого симптома не замечали.

По характеру мальчик общительный, добросовестный, ответст­венный («совестливый» по словам отца). Учится в школе ровно, на «4» и «5». Ни о каких травмирующих событиях в семье и школе за послед­ний год родители не сообщали.

Отцу, матери и ребенку было предложено по отдельности выпол­нить рисунок семьи. Первым с рисунком справился Коля, и загляды­вая за плечо отца, продолжающего рисовать, задал ему вопрос: «Па­па, а ты что, совсем нас не любишь?»

— Почему не люблю? — спросил папа.

— Ну, ты никого из людей не нарисовал. (Заметим, что многие принципы интерпретации, изложенные выше, дети чувствуют инту­итивно, безо всяких объяснений. Ведь и в самом деле, рисунок папы представлял собой план комнаты.)

— Почему не нарисовал — сейчас нарисую — отвечал папа и начал подписывать на квадратиках, изображавших кресла » диван, «Коля», «Юра», «Мама». Себя при этом нигде не изображая (рис. 33).

рис. 33

— Это совсем не то, — разочарованно протянул Коля.

— А кто такой Юра? — задала вопрос я.

— А это наш второй ребенок — ответил папа. — Но он сейчас с нами не живет — он в деревне у бабушки. Примерно полгода.

— Мы его в деревню отправили, потому что я с двумя детьми не управлюсь — сказала мама. — Он бегал, шумел, а у меня головные боли. Особенно когда они с Колей начинали играть — хоть уши заты­кай. Говоришь им — тише, а они не реагируют.

В этот момент мама закончила свой рисунок. На нем видны четыре человека, взявшиеся за руки, хотя контакта между руками не было (рис.34).

рис. 34

— Вот, у нас в семье все равны, полная демократия, — сказала мама. (Обратите внимание, что на рисунке мамы ее собственная фи­гура и фигуры детей одинаковы по размеру. Имейте в виду, что если кто-то из родителей подчеркивает свое «равенство» с малолетними детьми, то это свидетельствует о глубинном, не всегда осознанном стремлении снять с себя ответственность, «разделив ее поровну» с детьми. Одновременного указывает на инфантилизм этого родителя, стремление конкурировать с собственными детьми за право быть опекаемым — в данном случае — отцом.)

На рисунке Коли мы видим маму, лежащую на диване и отвернув­шуюся лицом к стенке. У нее в ногах сидит папа в виноватой позе (рис.35).

— А это мы с Юрой, — говорит Коля, показывая на две маленькие фигурки внизу; — Мы у мамы прощения просим, ведь мама болеет от того, что мы ее «довели».

— Конечно, спасения от вас нет, — комментирует мама слова Коли.

Обратите внимание, что и на рисунке отца местоположение мамы указано на диване. А это говорит о достаточной объективности восп­риятия ребенка. Из беседы с родителями становится ясно, что голо­вные боли у мамы — основное средство воздействия на детей и мужа в семье. Вся жизнь семьи определяется маминым самочувствием. Де­тей приучали к тому, чтобы они не делали ничего, из-за чего у мамы может заболеть голова. Отец не сомневался в том, что у жены «слабая нервная система» и что, приучая детей учитывать это обстоятельство, он воспитывает в них чуткость.