Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс советской истории 1941-1991_Соколов А К Тя...docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
781.32 Кб
Скачать

Интеллигенция

Квалифицированные и имеющие среднее образование рабочие, в основном горожане, в условиях нехватки кадров и наращивания мощностей имели возможности для быстрого карьерного роста. С 1947 по 1953 г. 1,5 млн рабочих пошли учиться в вузы и техникумы. Именно они в основном пополняли ряды технической интеллигенции. Ее потенциал во многом сдерживался рамками зашоренного директивной экономикой производственного процесса, тормозившего внедрение рацпредложений и изобретений.

В интеллектуальной и научной среде серьезным сдерживающим фактором был идеологический контроль, волна которого начала нарастать с лета 1946 г. Поставить интеллигенцию "на службу коммунистического воспитания масс" призывали новые общественно-политические журналы "Партийная жизнь" и "Культура и жизнь". Настороженность власти вызывали бывшие фронтовики, вернувшиеся на вузовские кафедры, в научные институты, лаборатории, журналистику. Благодаря личным качествам и авторитету они быстро продвигались по служебной лестнице, не боялись задавать вопросы и критиковать. Именно они стали объектом усиленного внимания и контроля партийных органов. Среди творческой интеллигенции эти задачи должны были выполнять аппараты творческих союзов, роль которых после войны возросла. Вот как характеризовал ситуацию в Союзе писателей СССР поэт И.Сельвинский:

Как случилось, что в стране, всей своей культурой несущейся к вершинам коммунизма, могла возникнуть в литературном быту такая атмосфера, о которой просто неудобно говорить с большой открытой трибуны? Случилось это вследствие небрежного руководства Союзом Писателей со стороны агитпропа ЦК нашей партии. Вместо того чтобы иметь в поле зрения всю писательскую общественность, агитпроп еще во время войны начал выделять из нее десяток литераторов со "связями" и, превратив их в литературное начальство, расставил на всех участках литработы. Одни и те же люди являются заправилами в ВССП, и в журналах, и в альманахах, и в редсоветах издательств, и, наконец, в Комитете по Сталинским премиям. Естественно, что всесильные эти люди за счет взаимных амнистий имеют полную возможность утверждать себя и только себя, самым решительным образом искореняя своих соперников. В результате эта группа, поставленная агитпропом над писательской общественностью, оторвалась от нее и превратилась в касту, глубоко ненавистную писателям.

Советский аппарат и номенклатура

Роль и количественный состав партийно-хозяйственной номенклатуры на протяжении всего периода постоянно возрастали. В 1946 г. была введена новая номенклатура должностей. К началу 1950-х годов номенклатурные должности включали руководителей и директоров всех организаций, вплоть до цирков, все преподавательские кадры, высший состав вооруженных сил, дипломатический корпус, руководство общественных организаций. Партийный аппарат в 1952 г. насчитывал 200—220 тыс. человек. Его положение в послевоенные годы отличалось довольно высокой стабильностью. Так, 61% делегатов ХIХ съезда ВКП(б), проходившего в 1952 г., были участниками предыдущего довоенного съезда партии. Более отчетливо обнаружилась тенденция к повышению общественной значимости административно-управленческого слоя министерств и ведомств, что подчеркивали существовавшие с 1943 по 1954 г. форма и значки отличия в более чем 20 министерствах. Характер труда аппарата отличался чрезвычайщиной, пик деловой активности приходился на вечернее время и продолжался до 2—3 часов ночи. Ночью работал Сталин, который мог лично позвонить и срочно потребовать справку или отчет, поэтому все союзные министерства и ведомства работали в том же режиме.

Наиболее уязвимым в номенклатурном "пироге" было положение местных партийных и хозяйственных руководителей. Они находились как бы между молотом и наковальней — сверху начальство постоянно требовало выполнения заведомо нереальных планов. В то же самое время на них был направлен основной поток критики снизу. Основными виновниками недовольства, особенно экономических неудач, по мнению народа, были именно первичные руководители, которые "только пузо наедают и Сталина обманывают". Но даже несмотря на эту ситуацию районные руководители обновлялись в год только на 12—14%, что говорит о их умении приспособиться к сложившейся системе управления и направить огонь критики в другое русло. Избиение кадров, как в период "ежовщины", объективно становилось невозможным. Аппарат обрел стабильность и устойчивость, стал превращаться в замкнутую касту.

Уровень жизни аппаратных и номенклатурных работников был самым высоким в стране. Для высшего и среднего звена продолжала действовать введенная в 1930-е годы практика "пакетов" — денежных выплат дополнительно к основному заработку, не проходивших ни по каким ведомостям. В условиях постоянного дефицита промышленных товаров и продуктов высокий уровень жизни номенклатуры поддерживался также за счет системы "распределителей", спецателье, медицинского обслуживания. Все это вело к росту социальной дифференциации в обществе, основанной на льготах и привилегиях внутри распределительной системы.