Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
agro.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
658.36 Кб
Скачать

Ставки таможенных пошлин по импорту Японией основных видов с/х продукции, в %

Рис 490 Говядина 50

Пшеница 210 Крахмал 290

Пшеничная мука 90 Соя 460

Ячмень 190 Арахис 500

Обезжир.порошк.молоко 200 Клубни конняку 990

Сливочное масло 330 Шелк-сырец 190

Сахар 270

В течение многих лет это порождает серьезные противоречия с японскими партнерами по ВТО. Японская сторона неоднократно выступала с реко­мендациями учитывать при принятии решений по­ложение в странах-импортерах с/х продукции, в т.ч. их неторговые интересы. Перед началом Дохийско-го раунда переговоров она выступила с предложе­ниями, суть которых сводится к необходимости уче­та многофункционального значения аграрного сек­тора. Речь идет о признании того, что первостепен­ной задачей каждого государства является обеспече­ние продовольственной безопасности и в связи с эт­им допускается определенный уровень господдерж­ки, особенно для стран-импортеров. Необходимо установить приемлемые тарифные ставки с учетом баланса производства и потребления того или иного продукта в стране и ситуации на мировом рынке; пересмотреть существующую несбалансированную систему норм и правил в отношении стран — импор­теров и экспортеров с/х продукции; ужесточить правила, касающиеся экспортных субсидий, огра­ничений и запретов.

Осознавая, что положение в аграрном секторе препятствует заключению соглашений о свободной торговле, Япония в 2004г. впервые пошла на мас­штабные уступки по импорту сельхозпродукции при заключении подобных соглашений на двусто­роннем уровне. В подписанном в сент. соглашении об экономическом партнерстве с Мексикой япон­ская сторона взяла на себя обязательство расширить импортные квоты на говядину, свинину, курятину, апельсины и апельсиновый сок. Заключенное двумя месяцами позднее соглашение с Филиппинами предусматривает увеличения импортных квот в от­ношении бананов и иных фруктов. В дальнейшем Япония, вероятно, будет вынуждена продолжить политику частичного открытия рынка сельхозтова-ров в связи со стоящей на повестке дня задачей под­писания соглашений о свободной торговле с Юж­ной Кореей, Китаем, Индией, Таиландом, Малай­зией и другими странами-экспортерами агропро-дукции.

Основные правительственные меры, призван­ные решить проблему продовольственной безопас­ности, направлены, с одной стороны, на развитие собственного сельского хозяйства, а с другой — на создание условий для обеспечения стабильного им­порта продтоваров и с/х продукции.

Большие усилия в рамках политики обеспечения продовольственной безопасности японское прави­тельство прилагает в сфере контроля за безопасно­стью продаваемой продукции. В послевоенный пе­риод в Японии были приняты серьезные меры, ко­торые позволили резко сократить при-менение опасных ядохимикатов и заменить их малотоксич­ными. В 1968г. было полностью запрещено исполь­зование ртутных препаратов, в 1971г. — паратиона (фосфороорганический препарат), а также ДДТ, ГХНГ, дильдрина и других хлорорганических сое­динений. Нормы допустимого количества ядохими­катов, остающихся в продукте, были определены в 1968г. в законе об охране продовольственных това­ров. В середине 70гг. такие нормы были введены для 43 продуктов питания и 22 видов пестицидов. В со­ответствии с ними была разработана технология ис­пользования химикатов: их количество, время вне­сения.

Выпуск и применение пестицидов регулируются специальным законом, в соответствии с которым ни один препарат, произведенный в стране или импор­тированный, не может быть выпущен в продажу без санкции министра сельского, лесного и рыбного хо­зяйства и предварительной проверки специальной инспекцией.

В конце 1999г. в Японии был принят закон о со­действии внедрению принципа высокоустойчивого с/х производства. Речь идет о ведении сельского хо­зяйства с учетом сохранения окружающей среды, или экологически сбалансированного производ­ства, об использовании принципа природного ре­циклирования. На основе этого закона во всех пре­фектурах с 2000г. должны были быть выработаны соответствующие «руководства» и выделены так на­зываемые «экофермеры». Для улучшения работы фермеров с компостом в соответствии с поправками к Закону об удобрениях (1999г.) с окт. 2000г. все упа­ковки компоста в обязательном порядке должны иметь маркировку его состава.

С целью улучшения информирования населения о том, какие продукты питания оно потребляет, в июне 2000г. были внесены изменения в закон о с/х стандартах. Они касались необходимости внесения уточнений в маркировку продуктов (как свежих, так и переработанных) с обязательным указанием стра­ны-производителя, места производства и соответ­ствующего сертификата. В законе дано определение «органической продукции» (она считается таковой, если выращена на полях, где в течение двух лет избе­гали применять химикаты, а почва улучшалась вне­сением компоста) и «продуктов переработки орга­нической продукции» (последние должны быть произведены из «органической продукции» и, как правило, без каких-либо добавок и медикаментов, а вес других исходных продуктов не должен превы­шать 5%). Был также учрежден новый знак, означа­ющий, что продукт сертифицирован как «органиче­ский» и подтвержден специальными контролирую­щими организациями. Данный знак присваивается по результатам проверки (сертификации) таких то­варов зарегастрированными независимыми лабора­ториями. До 1 апр. 2000г. маркировка органических пищевых продуктов выполнилась на добровольной основе в соответствии с рекомендациями, которые не имели юридической силы.

В 2001г. были внесены дополнительные поправ­ки в этот закон. В соответствии с ними сертификат на «органическую» продукцию может быть получен только в том случае, если она была выращена на почве, в которую минеральные удобрения и пести­циды не вносились в течение трех лет. Сертификаты на продукцию, произведенную вне Японии, по это­му закону должны быть подтверждены организа­циями, указанными японским министерством сель­ского, лесного и рыбного хозяйства.

Министерство сельского, лесного и рыбного хо­зяйства планирует ужесточить стандарты в отноше­нии маркировки, означающей «небольшое количе­ство химикатов». По действующим стандартам ее может иметь продукция, если при ее производстве количество примененных химикатов не превышало 50%, используемых обычно в той или иной префек­туре. Новые стандарты требуют, чтобы префекту-ральные правительства точно указывали количество химикатов и минеральных удобрений, которое можно квалифицировать как «обычный уровень».

В 2000г. Япония присоединилась к международ­ному Картахенскому протоколу, который регулиру­ет импорт и экспорт с/х генетически модифициро­ванных продуктов. С 2001г. все импортеры должны проводить обязательную проверку ввозимых в Япо­нию генетически измененных продуктов питания на предмет соответствия этих продуктов и пищевых добавок стандартам, установленным законом «О са­нитарном контроле продуктов питания». В случае продажи неразрешенных пищевых продуктов на внутреннем рынке они подлежат изъятию органами министерства здравоохранения, труда и социально­го обеспечения, а виновные в таких действиях лица должны подвергаться наказанию (тюремное заклю­чение сроком до одного года).

В связи с первыми сообщениями о случаях коро­вьего бешенства в стране министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства ввело в 2004г. спе­циальную маркировку (идентификационный но­мер) для живого скота и мясной продукции, в соот­ветствии с которой можно выяснить подробные данные о конкретной особи крупного рогатого ско­та, ставшей сырьем для ее производства, включая дату рождения и дату убоя, место и технологию про­изводства, каналы сбыта. Требования безопасности к импортируемой говядине стоят на повестке и в хо­де переговоров с основными ее поставщиками на японский рынок. В частности, несоответствие этим требованиям уже привело к запрету импорта говя­дины из США (возобновление импорта планирует­ся на весну 2005г.).

По вопросу о либерализации сельхозпродукции наблюдается принципиальное расхождение в пози­циях Японии, являющейся ее крупным импортером, и странами-экспортерами, к числу которых относят­ся США, Австралия, Канада, а также некоторые страны ЕС. Подход Японии заключается в том, что­бы в ходе либерализации торговли сельхозпродукци­ей учитывались такие неторговые факторы, как про­довольственная безопасность и многофункциональ­ная роль сельского хозяйства в деле охраны окружа­ющей среды, обеспечении здорового образа жизни.

Япония стремится оградить национальный ры­нок сельхозпродукции и исключить «важные» виды из списка товаров, импортные тарифы на которые подлежат существенному сокращению. В первую очередь речь идет о рисе — основном продукте пита­ния японцев. По итогам Уругвайского раунда Япо­ния уже взяла на себя обязательство обеспечить «минимальный доступ» импортного риса на япон­ский рынок, составляющий 770 тыс.т. (7,2% потреб­ностей страны). Япония опасается, что снижение импортного тарифа на рис, составляющего ныне 490%, может еще больше усилить зависимость про­довольственного рынка от внешних поставок, со­ставляющих ныне 60%. Принимается в расчет, что дальнейшая либерализация может больно сказаться на интересах фермеров, составляющих важную часть электората правящей Либерально-демократи­ческой партии.

Высокие цены на сельхозпродукцию на внутрен­нем рынке Японии являются следствием политики субсидирования твердых закупочных цен. Такая по­литика подвергается в рамках ВТО жесткой крити­ке, ибо она носит обезличенный характер и не спо­собствует повышению производительности труда, покрывая собой высокие издержки производства. Единственное исключение, признаваемое ВТО — практика «прямых выплат» сельхозпроизводителям, предполагающая выборочный подход. Речь идет о системе поощрения крупных хозяйств, при которой размер субсидий оказывается прямо пропорцио­нальным площади используемых с/х угодий. Про­блема для Японии заключается в том, что ей еще только предстоит определиться с критериями отбо­ра объектов данной политики, что оказывается не­простой задачей в условиях давления на политиче­ское руководство со стороны с/х лобби депутатов парламента, а также министерства сельского, лес­ного хозяйства и рыболовства.

В рамках Дохийского раунда переговорного про­цесса ВТО Япония в 2004г. продолжала выступать против предложений стран-экспортеров установить «потолки» на импортные тарифы в отношении сельхозпродукции, а в отношении «важных» това­ров, по которым страна-импортер отказывается установить предельную тарифную ставку, расши­рить количественные квоты на импорт. С другой стороны, Япония активно высказывалась за отмену практики субсидирования производителей сельхоз­продукции, применяемой правительствами США, Канады и других стран-экспортеров. Блокируясь со странами-импортерами (например, Швейцарией), Япония стремилась оградить национальный рынок сельхозпродукции и исключить «важные» виды из списка товаров, импортные тарифы на которые подлежат существенному сокращению.