Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Э.-м.(1969-2010).doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
4.76 Mб
Скачать

Основные произведения:

Научные работы

«Стратегическая торговая политика и новая международная экономическая теория» (Strategic Trade Policy and the New International Economics, 1986);

«Торговая политика и структура рынка» (Trade Policy and Market Structure, 1989);

«Пространственная экономика: города, регионы и международная торговля» (The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade, 1999, в соавторстве с М. Фуджита и Э. Венейблсом).

Учебные пособия

Krugman P. R., Obstfeld M. International Economics: Theory and Policy. — 1988; 8-е изд.: Prentice Hall, 2008. — 712 p. — ISBN 978-0321493040.

русск.пер.: Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика / пер. с англ. 5-го межд.изд. — СПб.: Питер, 2004. — 832 с. — ISBN 5-318-00514-4.

Krugman P. R., Wells R. Economics. — Worth Publishers, 2005. — 1200 p. — ISBN 978-1572591509.

http://www.ng.ru/krugman/2009-11-09/100_bio.html

Остром, Элионор

род.1933, лауреатка Нобелевской премии 2009, «За исследования в области экономической организации».

Элинор Остром (1933 года рождения) является профессором с 1974 университета Индианы, видным политологом и экономистом. Бакалавр искусств (1954), магистр искусств (1962) и доктор философии (1965) Калифорнийского университета (кампус в Лос-Анджелесе). Президент Общества «общественного выбора» (1982-84). Лауреат премии Ф. Сейдмана (1997).Признание ей принесли исследования в области корпоративного управления общественной собственностью. Она оспаривает сложившееся мнение, что для общественной собственности существует лишь два варианта управления, государственная (централизация) или частная (приватизация), а предлагает обратить внимание на третий, коллективный вариант управления.

Элинор Остром изучала так называемую «трагедию общин»: то есть то, как свободный доступ к ресурсу полностью его уничтожает из-за чрезмерного использования. Происходит это из-за того, что каждый пользователь получает некую личную выгоду, тогда как издержки на содержание ресурса распределяются на всех равномерно. В качестве наиболее распространённого примера обычно берут пастбища.

Предположим, что существует некая община, разводящая скот. В принципе, любой член общины может увеличить поголовье своего скота, что увеличит его личный доход. Если так поступит один человек, на плодородие пастбища это почти никак не отразится. Но если так поступят все члены общины — пастбище станет гораздо менее эффективным. Уменьшать выпас, пусть даже плодородие и увеличивается, никто не будет: выигрыш здесь меньше, чем потерянный доход. Поэтому, несмотря ни на что, каждый общинник будет стремиться к увеличению поголовья своего скота. Если описанный выше механизм работает, то возникает необходимость в некотором ограничении общинников по использованию ресурсов — эту роль регулятора и должен играть старейшина (мэрия, государство и т. д.).

Иногда, пишет Острём, без искусственных регуляторов можно и обойтись. К примеру, в коллективном рыбном хозяйстве, лесоводстве и т. д., люди заключают добровольные соглашения, предотвращая чрезмерную эксплуатацию ресурсов без вмешательства извне. Подобный механизм регуляции работает даже при отсутствии мощной централизованной власти. Исследование Острём может сыграть положительную роль для развития экономики в наиболее бедных странах мира. Так, например, если некое агентство помощи развивающимся странам решит построить ирригационный канал где-нибудь в Азии (при том, что использовать его будет далеко не одна группа), возможно, придётся выяснять, существует ли у этих племён история сотрудничества по совместному использованию дефицитных ресурсов или нет. Если да, то, возможно, не потребуется вводить законодательные ограничения по использованию канала — племена сами смогут договориться.

Проанализировав примеры коллективного использования природных ресурсов, Остром пришла к выводу, что в таком случае пользователи зачастую находят более эффективные, чем традиционные, меры и методы, позволяющие одновременно не исчерпать источник ресурса и разрешать конфликты интересов. Элинор Остром стала первой в истории женщиной, которой была присуждена Нобелевская премия по экономике (всего лауреатов в этой номинации насчитывается более 60).

http://csr.spbu.ru/archives/14787

http://www.luxurynet.ru/bomond/3875.html

Уильямсон, Оливер

род.1932, лауреат Нобелевской премии 2009 «За исследования в области экономической организации».

Оливер Уильямсон родился 27 сентября в 1932 г. в г. Сьюпериор (штат Висконсин, США). Степень бакалавра получил в Массачусетском институте технологии (1955), магистра в Стэнфордском университете (1960), доктора философии в Университете Карнеги-Меллона (1963). В 1955-1958 гг. на государственной службе, с 1963 г. преподавал в Пенсильванском и Йельском университетах. С 1988 г. профессор Калифорнийского университете (Беркли). С 1957 г. женат на Долорес Селени, имеет 5 детей.

Оливер Уильямсон является одним из основных представителей неоинститутциональной теории фирмы - важного направления в неоинституционализме, которое ведет свое начало от известной статьи Р. Коуза "Природа фирмы".

Основными работами Уильямсона являются: "Рынки и иерархии" (1975), "Экономические институты капитализма" (1985). В этих работах Уильямсон решил сделать трансакцию главной единицей анализа (как призывал когда-то Дж.Р.Коммонс), и попытался применил забытый инструмент "трансакционные затраты" к объяснению главного вопроса: как будет организована конкретная трансакция - через фирму, долгосрочный контракт, краткосрочный контракт или разовые покупки? Сам Уильямсон называл свои исследования экономической теорией трансакционных затрат (transaction cost economics).

Кроме трансакционных затрат, Уильямсоном были взяты на вооружение были взяты несколько концепций из появившегося в 1960-х нового направления в экономической мысли - поведенческой экономической теории (behavioral economics). (Интерес Уильямсона к этим инструментам был проявлен в результате непосредственного контакта с бихейвиористами. Во время пребывания в 1960-х гг. в Университете Карнеги-Меллон Уильямсон испытал влияние Г. Саймона и бихейвиористских теорий Р. Сайерта и Дж. Марча.)

Первой концепцией является ограниченная рациональность - принятие решений без сбора всей доступной информации и осуществления всех возможных расчетов. Невозможно предугадать все изменения, невозможно составить контракт, который исчерпывал бы все варианты развития будущих событий.

Второй концепцией является оппортунизм - тайное или явное следование собственным интересам в ущерб целям партнера. Поскольку существует вероятность оппортунизма, трансакция оказывается опасной и требует правового обеспечения в виде контракта.

Важное место в концепции Уильямсона занимали три характеристики любой трансакции, которые влияют на выбор способа ее осуществления. Первая и наиболее важная характеристика - специфичность активов, участвующих в сделке. Специфичность актива означает, что этот актив имеет высокую ценность в данной конкретной сделке и заметно более низкую ценность при альтернативном использовании. Поскольку люди склонны вести себя согласно своим корыстным интересам, а не ради соблюдения интересов партнера (оппортунизм), а все варианты развития событий в контракте прописать нельзя (ограниченная рациональность), возникает угроза неблагоприятных действий одного из партнеров. Если например, небольшая фирма инвестирует в специальное оборудование по производству запчастей для крупной автомобильной корпорации, то эти инвестиции оказываются связаны специфическим активом, который имеет ценность только при указанном использовании, а попытка продать или сдать в аренду еще кому-то не приведет к успеху. Это означает, что обе стороны могут получить в той или иной ситуации власть друг над другом и добиться снижения или повышения цены контракта. Чем более специфичный актив участвует в сделке, тем скорее угроза оппортунизма приведет к заключению долгосрочного контракта или вообще потребует создания единой фирмы.

Ситуацию усложняют другие две характеристики любой сделки.

Неопределенность - Скорость изменений спроса или технологии - чем быстрее происходят изменения в технологии, тем больше вероятность возникновения конфликтной ситуации и следовательно тем скорее будет предпочтена фирма или долгосрочный контракт. С другой стороны чем быстрее нужно реагировать на изменения спроса, тем скорее будет выбрана фирма, а не контракт.

Частота трансакций - эта характеристика подчеркивает важность для фирмы данной трансакции. Если она должна совершаться часто, то есть больше стимулов для того, чтобы инкорпорировать ее в одно из своих подразделений, так как решать часто проблемы, связанные с преодолением возможного оппортунизма никому не хочется.

В заключение заметим, что в целом Уильямсон и его последователи являются приверженцами общей логики экономической науки и это является одним из основных слабых звеньев его в целом фундаментальной теории. Фирма, контракт или рынок являются эффективным ответом на существование трансакционных затрат - вот идеология их теории. Следует заметить, что Уильямсон признал эту установку во введении к своей работе "Экономические институты капитализма". Он признал, что будет анализировать экономическую организацию с точки зрения трансакционных затрат, а всесторонний анализ безусловно требует совместного использования разных "способов изучения одного и того же явления". Хотя без сомнения Уильямсон считал, что наибольший удельный вес в этом анализе все же может занимать минимизация трансакционных затрат. Более того, Уильямсон признал близость своего подхода неоклассической экономической теории с точки зрения основы метода - минимизации и рациональности.

199