Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по методологии.doc
Скачиваний:
102
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
4.61 Mб
Скачать

1.1. Естественнонаучная традиция

1.1.1. Научная революция

Естественные науки (например, физика, химия, астрономия, биология) изучают закономерности неживой и живой природы. В XV—XVII вв. в Европе произошла научная революция. Отделившись от философии и технологии, естественные науки стали самостоятельными дисциплинами. Новый взгляд на природу заменил взгляды античных философов, которые доминировали чуть ли не 2000 лет. Наука ставила перед собой утилитарные задачи и к концу XVII в. претерпела следующие основные трансформации: абстрактные размышления стали цениться выше здравого смысла; количественные представления о природе пришли на смену качественным; возник и стал развиваться экспериментальный метод — способ получения определенных ответов на отдельные (не связанные в одном эксперименте) вопросы с позиций частных теорий; был принят новый критерий объяснения — скорее «как», чем «почему» (см. Physical science // Encyclopædia Britannica Online, 2000). Объяснение по принципу «почему» предполагало поиск аристотелевских финальных причин (о финальных причинах см. Петровский, 1997). К XVII в. ученые осознали, что с точки зрения утилитарных задач науки поиск финальных причин не имеет реальных перспектив (см. Stanovich, 1992).

1.1.2. Фундаментальные идеи

Галилей (1564—1642) и Везалий (1514—1564) были родоначальниками двух разных моделей науки. В области астрономии Галилей придавал центральное значение математической теории. В области анатомии Везалий подчеркивал роль феноменов, занимаясь описанием фактов посредством техники наблюдения.

Однако после того, как Кант (1724—1804) бросил вызов Ньютону (1643—1727) и стал утверждать, что человек может познавать только силы, воплощенные в неизменных частицах и пространстве между ними, исследования природы элементарных сил объединились с достижениями математики. В XIX в. исследования тепла трансформировались в науку о термодинамике, которая руководствовалась по преимуществу математическим анализом. Ньютоновская корпускулярная теория света была заменена волновой математической теорией света Френеля (1788—1827), а феномены электричества и магнетизма получили сжатые математические формы благодаря Кельвину (1824—1907) и Максвеллу (1831—1879). К концу XIX в. благодаря принципу сохранения энергии и второму закону термодинамики физический мир казался почти полностью понятным; различные механические трансформации могли точно описываться математическими уравнениями.

В исследованиях микромира атомы также стали доступны познанию. Опираясь на фундаментальное допущение Дальтона (1766—1844), утверждающее, что атомные частицы различаются только своим весом, химики смогли идентифицировать возрастающее количество элементов и установить з0аконы, описывающие их взаимодействия. Был установлен порядок элементов в соответствии с их атомными весами и реакциями, вершиной которого явилась периодическая таблица элементов Менделеева (1834—1907). Менделеев показал, как количественные изменения элементов приводят к изменениям их качества, переходу одних элементов в другие (см. Science // Encyclopædia Britannica Online, 2000).

В естественных науках периодически возникали также дебаты о феноменах, которые нельзя наблюдать непосредственно. Ньютон считал, что ученый может непосредственно изучать ненаблюдаемые частицы, такие как атомы, частицы света или электричества (Там же). Как отмечает Харре (Harre, 2000), в XIX в. химики предпринимали попытки избавиться от концепции атомов и молекул по причине их ненаблюдаемости. Но к концу XIX в. химики убедились в реальности атомов и молекул, хотя в природе последних оставалось еще много неясного. В XX в. дискуссия о ненаблюдаемых частицах возникла также в физике в связи с проблемами квантовой механики.

В более общем плане развитие естественных наук шло от изучения материального субстрата к изучению его превращений в терминах различных видов энергии, а в последние десятилетия перешло к исследованиям упорядоченности формирующихся структур, т.е. информации (Петров, 1998).