Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекционный материал.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
20.11.2018
Размер:
2.11 Mб
Скачать

4. Кодирование цветом

Эффективным средством приема и переработки зрительной информации является цвет. Известно, что человек в состоянии безошибочно идентифи­цировать 10-12 цветовых тонов. С наибольшей точностью опознаются фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый и красные цвета, которые и следует использовать для цветового кодирования. В качестве примера можно привести сигнально-предупредительную окраску и знаки безопас­ности, регламентируемые государственным стандартом (ГОСТ 12.4.026. -76. ССБТ. Знаки безопасности. Сигнальные цвета). К сигнальным цветам в соответствии с этим стандартом относятся:

  • красный, извещающий об опасности. Красным оформляются запре­щающие знаки безопасности, сигнальные лампы, инфор­мирующие о нарушении технологического процесса или техники безопасности, и т.д.;

  • желтый, предостерегающий. Желтым делают фон предупреждаю­щих знаков безопасности. В этот цвет окрашивают низкие балки, выступы строительных конструкций и перепады плоскости пола, которые могут стать причиной производственного травматизма. Кроме того, желтым маркируют емкости с вредными веществами;

  • зеленый, извещающий о безопасности. Он используется при окраске рамки предписывающих знаков безопасности, сигнальных ламп, извещающих о нормальном режиме работы машин и автомати­ческих линий, и т.д.;

  • синий, информирующий. Он используется при оформлении указа­тельных знаков безопасности.

Три первых цвета ассоциируются со светофором, цвет сигналов ко­торого человек запоминает с детства и, естественно, адекватно на них реагирует.

При цветовом кодировании следует учитывать освещение и имеющие место оптические иллюзии. Желтый цвет как бы расширяет поверхность, и она кажется больше; белый и желтый - создают эффект иррадации (расположенные рядом более темные поверхности оптически уменьшаются). Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и чер­ный цвета, зрительно уменьшаются и как бы проваливаются.

Особенно важна цветовая композиция операторских пультов с огром­ным количеством приборов (пульт управления каким-либо технологичес­ким процессом, рабочее место авиадиспетчера и т.д.). Основная проблема в таких случаях - сосредоточиться на длительное время и адекватно воспри­нимать разнообразную информацию. Как правило, цветовая гамма подобных пультов спокойная (светло-голубая, светло-зеленая, светло-фиолетовая), контрастные цвета применяются для организации различных рабочих зон. При этом необходимо учитывать стереотипы реакции людей:

  • светлые оттенки и голубоватые цвета ассоциируются у человека с не­бом или движением вверх; напротив, темные оттенки, а также зеленые и коричневые цвета ассоциируются с землей или движением вниз;

  • холод ассоциируется с голубым или сине-зеленым цветом, а тепло -с желтым или красным;

  • очень яркие и быстро мелькающие световые сигналы вызывают чув­ство опасности и беспокойства;

  • большие или темные объекты вызывают ассоциацию с чем-то гро­моздким, маленькие и светлоокрашенные - с легким и невесомым. Большие тяжелые объекты привычно видеть внизу, маленькие лег­кие предметы - наверху.

Графический язык и визуальная культура.

«Графи­ческий дизайн - это язык. Как и все другие языки, он имеет словарь, грамматику, синтаксис и риторику».

В последние десятилетия дизайн открыто заигрывает с французским поструктурализмом. Заимствуя и частично перерабатывая его политические идеи, чтобы пропитать ими, правда, с разным успехом, образование (в частности, Крэнбрук в Америке), критику (многочисленные статьи в журналах «Eye» и «Emigre») и практику (что обычно выливается в широкое использование программы «Фотошоп»).

В своей работе французский философ Жак Деррида стремился заложить базис для нового подхода к культуре. Идеи Деррида и его единомышленников бази­ровались на принципах структурализма. Согласно концепции структурализма, любой язык (это опре­деление охватывает практически все средства ком­муникации, включая графический дизайн) является знаковой системой, структура которой есть сеть отношений между элементами системы - знаками. Таким образом, каждое слово или картина - это знак, и значение каждого отдельного знака проис­текает из его отношений с другими знаками данной системы. Слово «черный» («black», «noir» или «Schwartz») означает только тот цвет, что определя­ется соотношением с другими цветами. Значение определяется структурой отношений - настолько широкой, что, как заметил Роланд Бартес, «нам не дано видеть ее пределы».

Использование аналогии «визуального языка», который становится все более распространенным термином, приводит к структурализму. Мы готовы считать разговорный язык созданным сообща и со­обща используемым. Как утверждает Деррида, «вы вынуждены делать тем или иным путем свой текст из априорных, уже существующих текстов, создан­ных ранее». Каждый текст, каждый продукт дизайна можно образно уподобить монстру Франкенштей­на, созданному из уже существовавших на «момент творения» частей. Эти труднодоступные для понимания идеи следует досконально исследовать, а не просто «снять пенку», чтобы придать современ­ную «изюминку» герою-художнику. Нам следует пе­реосмыслить контекст, в котором создается дизайн, пересмотреть наши воззрения на то, как формиру­ется значение, какова его связь с уже существующи­ми значениями, с традицией и какую в действитель­ности роль играет каждый индивидуум. Равно как и то, что же на самом деле кроется под понятием «самовыражение».