Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
23-26.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
51.71 Кб
Скачать

Билет 25

1) Образ России в поэзии Николая Рубцова

Мил Николаю Рубцову образ необозримого российского простора с бескрайностью лесов, болот и полей. Романтической таинственностью полон этот образ, в котором грезится что-то сказочное, призрачное. Впечатление создается не столько пластически, сколько намеком, музыкой, настроением. Поэт идет обычно от немногих реальных примет пейзажа. Ветер, замерзающая вода, пустой сенной сарай под елкой на высоком берегу - и уже не только ширь, но и глубина картины схвачена, и открыт простор воображению. В каждой строфе присутствует восклицание, создающее приподнятые образы, указывающие на то, что каждая строка дышит любовью к деревенским просторам. Сливаясь, все это образует мир, Вселенную, позволяет нам явно представить образ Родины, ее картины. Просторы земные и небесные, Вселенная -  это и есть природа, космос в поэзии Рубцова.  Каждый человек имеет свое место во Вселенной, свою судьбу. Значит природа – сфера бытия человеческого. 2) Конфликт и герой в пьесах Александра Вампилова «Старший сын»

“Старший сын” - это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных. Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой, истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы “отца”, следовательно, он возродил семью.

Билет 26

1) Эстетика женской прозы

Л. Петрушевская — одна из самых ярких писательниц конца XX века. Современная критика называет ее рассказы “прозой новой волны”, так как в них есть композиционная и стилистическая необычность, переосмысление известных произведений классики. Вечным темам писательница дает оригинальную трактовку. Темы для своих рассказов автор берет из череды повседневных событий. Писательница показывает мир, далекий от благополучных квартир и официальных приемных. Ее герои — незаметные, замученные бытом люди, тихо страдающие в своих неприглядных дворах и коммунальных квартирах. Писательница показывает нескладную жизнь, в которой отсутствует какой-либо смысл. Привычные для каждого читателя картины не мешают автору поднимать и решать серьезные нравственные проблемы. По жанру рассказы писательницы напоминают миниатюры, этюды, зарисовки, но сама Петрушевская настаивает на том, что это рассказы, которые нельзя назвать короткими, если задуматься над глубиной их проблематики и объемом жизненного материала. Свернутость сюжета, на мой взгляд, говорит об огромном напряжении душевных сил автора. Да и как можно оставаться спокойными, когда речь идет об одиночестве среди людей, о бесприютности, неустроенности человеческих судеб, о драматических стечениях обстоятельств, ломающих устоявшийся порядок жизни. Л.Петрушевская, как и ее великий предшественник А. Чехов, видит и изображает трагизм мелочей, угнетающую власть повседневности, непросветленную надеждой, искажающую сознание человека. По мнению Петрушевской, от самого человека зависит, сумеет он преодолеть враждебность и холодность судьбы или согнется под ее ударами. Писательница оставляет за своими героями право на “прозрение”, мечтает о “распрямлении” их душ; о возрождении гордости и достоинства. Пессимистическая и неопределенная развязка рассказа продиктована желанием “разбудить” человека, заставить его бороться за свое счастье, сопротивляться обстоятельствам, не бояться «ударов».   2) Черты постмодернизма в рассказах Маканина «Кавказкий пленный»

Постмодернизм основывается на культивировании художественной цитаты, заимствованного сюжета, языкового упрощенчества, ориентируется на плебейский вкус. Он возник, имея в своей основе философию конца человеческой истории, философию «естественного» человека, поддающегося диктату психофизиологических потребностей. Отрицая возможность жизненной гармонии, принимая жизнь как некий общечеловеческий хаос, постмодернисты, по существу, отказались от главных законов искусства, в которых цельность миропорядка и мироздания хотя и не абсолютные, но все же реальные истины. Эстетически гибельным было стремление постмодернистов создать некий художественный гибридный мир, где явления никак не могут быть соединены в реальности. Эстетические компромиссы постмодернистов между «высоким» и «низменным», составлявшие сердцевину их поэтики, привели к разрушению художественной целостности в конкретном произведении. В научной литературе постмодернистская поэтика обозначается термином оксюморон (остроумно-глупое). Среди крупных явлений этого литературного течения выделятся роман А.Битова «Пушкинский дом» (1971г.). Здесь делается попытка восстановить разрушенную тоталитарной системой связь с классической модернистской традицией. Есть в романе моменты, которые напоминают вполне реалистическую традицию. Так, в сцене изображения смерти Сталина звучит тема симуляции всеобщей скорби по тирану. В романе звучит тезис: «нереальность – условие жизни». Такое симулятивное бытие героев – характерная черта постмодернистского текста. Вторым серьезным художественным произведением является повесть Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» (1969г.). Она и разрушает классическую традицию художественной словесности, и странным образом связана с ней: комедийные споры по вопросам вселенского бытия, бесконечно варьирующиеся мотивы «телесного низа», карнавальная интонация сама становится предметом карнавальной характеристики. Юродивые, парадоксальные проповеди и пророчества, резкая ирония по отношению к подвигу и героизму – наиболее заметное из давно сложившейся традиции трагического юмора. Это показательная черта постмодернизма. Третье произведение в этом ряду крупных – роман Саши Соколова «Школа для дураков» (1975г.). В этой «трагической и трогательной книге» (слова В.Набокова о романе) постмодернизм выступает в образах многочисленных персонажей, как бы случайно встретившихся друг с другом и оказывающихся в хаотической близости. Отсюда в романе вытекают мотивы абсурда, унижения, тупости в этом скоплении. А в итоге – ощущение миражности существования людей в социальном общежитии.