Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
поэтика братьев Карамазовых.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
73.22 Кб
Скачать

3. Композиция.

Произведение состоит из двенадцати книг. Роману предпослано посвящение и эпиграф из Евангелия от Иоанна.

Ф. Тарасов отмечает: «одна из особенностей художественной системы романа Достоевского состоит в огромной значимости ключевых слов». (1996, с.336).

Ключевые слова, источником которых является Библия, Евангелия. Например, в книге I есть слова Фёдора Павловича «ныне отпущаеши».Автор статьи, выясняя источник заимствования, ссылается на молитву Симеона Богоприимца, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрёт, пока не увидит Христа. Эти слова он произносит, как раз увидев Его. Словами об отшествии из мира сего Фёдор Павлович предрекает себе смерть.

В книге V, главе V много реминисценций из Откровений Иоанна.

7, 9, 11 книги (соответственно Алёшу, Дмитрия, Ивана) объединяет ряд важных деталей: в 7 книге Алёша узнаёт о смерти Зосимы, в 9 книге Дмитрий узнаёт о смерти Фёдора Павловича, в 11 книге Иван узнает о смерти Смердякова.

В каждой из этих книг - сон героя становится поворотной вехой в его жизни.

В 9 книге главное - «мытарства» Дмитрия и его сон о «дите».

11 книга по отношению к Ивану представляет собою фактически точную копию с девятой. В ней и мытарства (три свидания со Смердяковым), и сон-бред (кошмар Ивана).

Ф. Тарасов настаивает на связи сюжета романа с евангельскими притчами о сеятеле и о винограднике.

4. Основные художественные приёмы в романе «Братья Карамазовы».

В. Казак останавливается на следующих приёмах:

1) умение увлекать;

2) психологическая отточенность;

3) глубина мысли;

4) краткость, ускоренность времени и повествования;

5) способность понять величие человеческой души;

6) особый образ человека;

7) незавершённость, способность к развитию, как отличительное свойство персонажей;

8) невольная идентификация читателя с героями;

9) образы - «персонифицированные идеи»;

10) точность в изображении внутреннего мира человека;

11) невнимание Достоевского к профессиональной деятельности героя;

12) контраст: характеристика героев - Фёдор Петрович «отвратительный красавец»;Иван - Дмитрий; демагогия о «слезинке ребёнка» - сон «дите плачет»; Иван - Алёша; Фёдор Павлович (кровный отец) - старец Зосима(духовный отец); Катерина Ивановна - Грушенька; Великий инквизитор - Христос («глубокий мрак» / «лучи света» из очей, страх людей перед ним / любовь и радость, убийца / целитель, грешник / «единый безгрешный», злодей / добродавец); тьма - свет, добро - зло и так далее.

13) изображение страдания. Страдание есть необходимая составная любви к жизни, живительный источник творчества писателя.

14) изображение экстремальных ситуаций. Близость к философии экзистенциализма.

5. Образы в романе «Братья Карамазовы».

а) Место действия - провинциальный городок Скотопригоньевск (прототип - Старая Русса). Скотопригоньевск - символ «стада». Значение символа: 1. люди - стадо робких и смышлёных животных, для которых правительство является пастухом; 2. тревога автора, что люди грехами своими могут обратиться в скотов; тревога за падение нравственности в духовном мире человека.

б) Время в романе.

Время «Братьев Карамазовых» устанавливается самим автором. «Братья Карамазовы» начали печататься в «Русском вестнике» в январе 1879 года, а действие их происходит, как указывает Достоевский в предисловии, «13 лет тому назад», то есть в 1865 или в1866 годах. Ф.М. Достоевский в своём произведении ведёт точный счёт времени,«хронологии» - по дням, часам, минутам, нередко отмечая его боем часов. Время существует с историческим «адресом», с ясным различением «до» и «после».

Три дня описываются рассказчиком до «катастрофы» и три дня (с небольшими временными промежутками) - после неё.

в) Образ рассказчика.

Всё повествование ведётся от лица вымышленного рассказчика(служит впечатлением достоверности романа).

Рассказчик - моралист, и каждый приводимый им факт передаёт в атмосфере той или иной нравственной оценки.

Рассказчик - агиограф, биограф.

Вымышленный повествователь подчёркнуто отделён от автора. Использованный автором приём - апелляция к чужому мнению для подтверждения и усиления собственного.

Приёмы речи рассказчика:

- лаконизм;

- афористичность: «Причитания лишь потребность раздражать беспрерывно рану», «Здесь дьявол с богом борется, а поле битвы - сердце человека»;

- разрушение привычной формы ходячих выражений, фразеологизмов, пословиц: «...тысячки эти с тех пор решительно как бы канули для неё вводу», «Молодой человек был поражён, заподозрив неправду, обман, почти вышел из себя и как бы потерял ум»;

- гиперболизация - употребление превосходной степени разного рода: «бестолковейший сумасброд», «самое забубённое пьянство»,«очень молодая особа»;

- антитеза - усиливает слово через преувеличение, происходящее отсоединения контрастных понятий.

Повтор характеристики героя добивается такого же успеха, если характеристика героя лаконична. О Фёдоре Павловиче: «Он был сентиментален. Он был зол и сентиментален», «...он был только злой шут, и больше ничего».

- убеждения, поучительность;

- объективность.

г) Образы - персонажи.

По словам Е. М. Мелетинского, персонажи романа «Братья Карамазовы» не слишком строго делятся на положительных и отрицательных. Такое строгое разделение противоречило бы установке Достоевского на описание диалектики души. Маргинальные фигуры в романе - Алёша, Зосима (добро) и Павел Смердяков, Фёдор Павлович Карамазов (зло).

По мысли К. Мочульского, в романе нет единственного главного героя. Три брата Карамазовы - три начала единой Личности: Иван - начало разума, Дмитрий - начало чувства, Алёша - начало воли (но характер этого героя в «предварительном» романе ещё не сформирован, бледен). Этой Личности противостоит Смердяков.

Семья Карамазовых - вариант «случайного семейства». Члены семьи«знакомятся» (ср. глава «Братья знакомятся»), они не ощущают себя родственниками. Все они приезжают в Скотопригоньевск по разным причинам примерно за месяц перед «катастрофой». «Случайная семейка»Достоевского, воплощающая архетип бездомья, противостоит «родовому семейству» (Ростовы у Л. Толстого).