Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вторая мировая война 1939.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
2.6 Mб
Скачать

19 Апреля германские танки перевалили через хребет Пинд у Мецово. Участь армии в Эпире была решена, и 21 апреля она капитулировала.

Англичанам теперь ничего не оставалось, как с максимальной быстротой эвакуироваться из Греции. Было решено погрузить большую часть армии на суда в Пелопоннесе. При отсутствии прикрытия с воздуха задача была значительно сложнее, чем эвакуация из Дюнкерка. Больше того, утром 26 апреля весь план был сорван высадкой германского воздушного десанта, захватившего мост через Коринфский канал. Воздушный десант быстро получил подкрепление в лице германской моторизованной дивизии, которая после боев в Эпире форсировала Коринфский залив у г. Патры. «Операция у Коринфа, — пишет капитан Микше, — была выгодна не только с точки зрения выигрыша во времени, но и с точки зрения расходования материальных ресурсов, особенно горючего. Если бы фельдмаршал Лист не провел ее, бои на Пелопоннесе могли бы продолжаться еще много недель».[137]

Эвакуация основных сил была проведена в ночь с 26 на 27 и в ночь с 27 на 28 апреля. Из высаженных в Греции 57 660 британских солдат было эвакуировано около 43 тыс. В создавшихся условиях это было замечательным достижением, лишний раз показавшим значение военно—морских сил. Но, так же как и в Дюнкерке, все тяжелое вооружение и снаряжение было оставлено. 27 апреля немцы вступили в Афины и подняли знамя со свастикой над Акрополем.

В этой кампании было вновь продемонстрировано огромное значение превосходства в авиации, превосходства в танках и превосходства в том и другом при использовании авиации и танков совместно в виде единой ударной силы. Англичане намного уступали противнику в самолетах и танках, но, несмотря на это, использование британской авиации показало, что англичане ничему не научились во Франции. Вместо того чтобы бросить все самолеты на помощь армии, командование британской авиации по—прежнему считало самым важным стратегические бомбардировки. 7 апреля был совершен налет на железнодорожную станцию в Софии — пункте, отстоявшем больше чем на 100 миль от линии фронта! Филип Грейвс писал, что немцы, «видимо, не очень были задержаны этими… налетами на железнодорожные станции в Болгарии».[138] И это понятно, ибо германская армия двигалась по шоссейным дорогам. Немцы же использовали авиацию совсем иначе.

«Германские бомбардировщики были особенно опасны для наших солдат, двигавшихся по дорогам, занимавших позиции на открытой местности и на побережье. Воздушные налеты были чрезвычайно интенсивными, потому что германская авиация начала использовать базы в Фессалии через несколько часов после захвата их передовыми частями. Немцы смогли обеспечить эти передовые базы при помощи транспортной авиации, доставившей обслуживающий персонал, горючее и боеприпасы».[139]

Наконец, следует отметить, что для англичан эта кампания была чисто политической. В нее вообще не нужно было ввязываться. Хотя Британия и дала обязательство поддержать Грецию, однако помощь только символическими силами, чтобы «спасти престиж» в глазах мировой общественности, отнюдь не была выполнением обязательства; такие действия во всех отношениях означали предательство армии Вильсона. Больше того, последствия этой кампании для Африки были, как мы увидим, гибельными.