Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Религия в Золотой Орде.doc
Скачиваний:
143
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
889.86 Кб
Скачать

Глава V. Ислам

"Божественное провидение воспользовалось нашествием чужеземной армии для возвеличения знамени Корана, чтобы возжечь его факел и дать солнцу веры сиять над всеми странами, куда еще не достигло благоухание ислама и где звуки текбира и эзанна еще не восхищали слуха..."

(Джувейни)

История распространения ислама в южнорусских степях тесно связана с одним из самых крупных кочевых каганатов Улусом Джучи, более известным как Золотая Орда. Становление общественных институтов этого государства сыграло роль катализатора развития "религии Мухаммеда" в этом регионе. Хотя ко времени возникновения Улуса Джучи немало тюркоязычных народов, вошедших в ее состав, уже приняли ислам или, по крайней мере, имели представление об этой религии, именно в золотоордынский период большинство тюркских этносов Великой Степи становятся частью огромного "мусульманского суперэтноса".

Наиболее ранним свидетельством проникновения ислама на берега Волги является сообщение восточных историков о победоносном походе арабской армии под командованием полководца Мервана на территорию Хазарии. В 737 г. потерпевший сокрушительное поражение от арабов хазарский каган, пытаясь избежать полного разгрома, был вынужден признать верховную власть халифа, в знак чего объявляет о принятии ислама. Вскоре после ухода армии Мервана каган отказывается от взятых на себя обязательств, а официальной религией Хазарии становится иудаизм1.

Долгое время арабо-хазарские войны были серьезным сдерживающим фактором для распространения религии Мухаммеда на север, однако, во второй половине VIII века ислам, тем не менее, проникает в южнорусские степи, но уже не как религия завоевателей, а как наиболее влиятельная конфесия Ближнего Востока и Средней Азии. Благодаря установлению мирных отношений с халифатом и миграции среднеазиатского населения, в столице Хаза­рии — Итиле, а позднее Саксине, возникает влиятельная мусульманская община. К IX в. между поволжскими городами "исламским миром" устанавливаются тесные торговые и культурные связи, которые приводят к дальнейшему распространению ислама на берегах Волги.

В 922 году ислам был принят у волжских булгар2. Во второй половине Х в. эта религия из городских центров проникает в степь, где она принимается отдельными родами печенегов, башкир, огузов, игравших в это время значительную роль в истории Хазарии и Волжской Булгарии3. С XI в. в южнорусские степи откочевывают многочисленные и воинственные кыпчакские племена. Многие из них так же были знакомы с исламом, поскольку именно в это время политическая история мусульманских государств Средней Азии теснейшим образом переплетается с историей кыпчаков4.

Монгольское завоевание и образование Улуса Джучи коренным образом меняет геополитическую обстановку в Дешт-и-Кыпчак. Нижнее Поволжье оказывается центром формирования синкретичной золотоордынской культуры, вобравшей в себя традиции номадов Великой Степи и оседлых мусульманских цивилизаций Поволжья и Средней Азии. В XIII—XV вв. разноплеменные орды номадов Дешт-и-Кыпчак становятся "компонентами" огромной конфессиональной, лингвистической, этнической и хозяйственно-культурной общности этой кочевой империи. Историческая значимость данного периода определялась сложившимися в результате монгольских завоеваний симбиотическими связями между кочевым миром и оседлыми цивилизациями, которые приводят к заимствованию и распространению крупнейших полиэтнических религиозных систем.

Успешное развитие мусульманской конфессии в улусах империи Чингизидов (ислам принимается в качестве государственной религии в улусе Хулагу в 1295 г., Улусе Джучи — 1312 г., улусе Джагатая — 1318 г.) прежде всего, объясняется тем, что монгольскому завоеванию подверглась значительная часть мусульманского мира. В 1220—1221 гг. монголы покорили Туркестан и Хорезм, в 1236 г. — Волжскую Булгаpию, в 1258 г. пала столица халифата — Багдад. Северо-западная часть империи от Иртыша на востоке до Дуная на западе, от Каспийского моря на юге до верховий Волги на севере, отошла потомкам старшего сына Чингисхана — Джучи.