Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Регуляция

.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
142.34 Кб
Скачать

Главным противоречием процесса планирования и потому главной его трудностью является антагонизм между двумя основными параметрами планов. С одной стороны, чем более детальным будет планирование как процесс и сам план как его продукт, при прочих равных условиях, будет и эффективность развертывающейся на его основе деятельности. Это требует максимальной детализированности и конкретности планов. С другой стороны, прогностическая информация, на основе которой формулируются планы, является принципиально неопределенной, а потому неполной, неточной, ненадежной. Следовательно, план должен быть достаточно свободным, гибким, допускать возможности его трансформации в случае необходимости.

Существует ряд условий эффективности планирования:

1) способность к быстрой генерации ряда альтернативных планов;

2) выработка общей стратегии поведения на основе анализа и сравнения нескольких планов;

3) наличие в структуре плана двух уровней — стратегического и тактического: стратегический уровень определяет общую направленность действий и не должен подвергаться изменениям; тактический уровень, наоборот, не только может, но и должен трансформироваться с учетом меняющейся ситуации;

4) сочетание гибкости планов на стадии разработки с их твердостью на стадии реализации;

5) способность не только видеть ряд планов, ведущих к выходу из ситуации и являющихся поэтому приемлемыми, но также к поиску и нахождению лучшего из них.

Отличительной особенностью планов в сложных видах деятельности (например, в деятельности руководителя) является их иерархичность. Этим свойством процессы планирования отличаются от очень сходных с ними, но более частных процессов программирования. План в начале его разработки определяет не столько конкретную жесткую последовательность действий, сколько их общую структуру, т. е. то, что и как должно быть реализовано. Иерархия этих мероприятий определяет затем последовательность исполнительских действий. Программа же деятельности — это уже выстроенная вдоль оси времени конкретная цепь действий, их алгоритм. Программа отличается от плана тем, что она имеет одномерную, а не иерархическую структуру, поэтому существует положение, согласно которому, процесс программирования есть не что иное, как завершающий этап процесса планирования. Сама же программа есть окончательный результат — продукт процесса планирования.

Значимую и специфическую роль в структуре деятельности играет процесс самоконтроля. Благодаря этому регулятивному процессу деятельность обретает свойства саморегулируемости, адаптивности по отношению к изменениям внешних и (особенно) внутренних условий ее выполнения. Формы и виды самоконтроля принято классифицировать по четырем основным принципам: временному, модальностному, структурному и принципу произвольности.

В соответствии с временным принципом различают предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (заключительный) виды самоконтроля.

В соответствии с модальностным принципом (понятие модальности обозначает ту или иную разновидность ощущений) выделяют зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический, а также комбинированный виды самоконтроля. Они различаются по тому каналу, который обеспечивает поступление информации о результатах выполнения действий. Эта информация сличается затем с контрольными эталонами. Ведущая роль в деятельности в целом принадлежит зрительному и слуховому видам самоконтроля.

В соответствии со структурным принципом виды самоконтроля различаются в зависимости от того, на каком уровне он реализуется. В этом плане можно говорить о биологическом уровне самоконтроля (гомеостазе); о физиологической саморегуляции основных систем жизнедеятельности; о психофизиологической регуляции состояний; о психологическом самоконтроле деятельности; о социальном контроле и самоконтроле поведения.

Наконец, в соответствии с принципом произвольности различают произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Непроизвольный самоконтроль реализуется автоматически, без его осознания, и включен в выполнение практически всех действий. Произвольный самоконтроль, напротив, характеризуется постановкой осознаваемой цели — «проконтролировать, проверить себя». Поэтому он выступает в качестве вполне самостоятельных действий и их систем.

Коррекция как процесс организации деятельности наиболее специфична среди регулятивных процессов. Во-первых, она завершает, замыкает собой общий цикл построения и реализации деятельности, а также каждого отдельного ее этапа. Сам результат деятельности как таковой еще не говорит о том, достигнута цель деятельности или нет. После получения результата имеют место дополнительные и сложные процессы. Так, результат должен быть вначале воспринят и получена информация о нем. Она обозначается понятием обратносвязевой информации о результате. Эта информация должна быть сопоставлена с идеальной целью (процесс сличения «цель—результат»). Наконец, должно быть определено, насколько реальный результат соответствует цели. Как правило, полного соответствия между ними не бывает.

В силу этого, обязательным компонентом в организации деятельности является определение степени рассогласования идеальной цели и реального результата, после чего происходит коррекция — доводка реального результата до идеальной цели или до приемлемого приближения к ней. Коррекция развертывается с разной мерой выраженности в зависимости от величины обнаруживаемых рассогласований цели и результата.

Во-вторых, коррекция, являясь завершающим этапом одного деятельностного цикла, позволяет перейти к началу другого цикла или же показывает направления изменения первого цикла и требует возврата к его повторному осуществлению. Благодаря процессам коррекции деятельность принимает замкнутый кольцеобразный (точнее — спиралевидный) характер. Она приобретает, наряду со свойством целенаправленности, свойство целедостигаемости.

В-третьих, на основе процессов коррекции и через эти процессы происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение общего уровня компетентности. Процессы коррекции связаны с исправлением собственных ошибок и недочетов. Но, как известно, ничто не учит так сильно и эффективно, как свои собственные ошибки и уроки, извлеченные из них (в частности, найденные и реализованные способы устранения ошибок — т.е. фактически коррекция). С психологической точки зрения механизмом самообучения выступает вся система явлений, связанных с процессом коррекции: восприятие результата, обратная связь о нем; интерпретация обратносвязевой информации; ее сличение с идеальной целью; обнаружение рассогласований, определение и реализация коррекционных действий; их оценка, а также фиксация в памяти эффективных способов коррекции, а впоследствии — и профилактика ошибок.

Рассмотренные регулятивные, или интегральные, процес-сы, наряду с когнитивными, являются второй основной группой процессов организации профессиональной деятельности. Система этих процессов образует целостный — замкнутый контур регуляции деятельности, ее кольцо, цикл. Поэтому все они, наряду с иными функциональными блоками психологической системы деятельности, определяют собой психологическое строение деятельности — ее психологическую архитектонику.

Литература

Ананьев БТ. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

Дмитриева М.А., Крылов А.А,, Нафтулъев А.И. Психология труда и инженерная психология. — Л., 1979.

Завалишина Д.Н. О типологизирующей активности опытного специалиста // Ярославский психологический вестник. Вып. 3. — М., Ярославль, 2000.

Карпов А.В. Общая психология субъективного выбора. — М., 1999.

Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. — Ярославль, 1988.

Карпов А.В. Психология менеджмента. — М., 1999.

Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. — М., 2000.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1988.

Ломов Б.Ф., Сурков ЕЛ. Антиципация в структуре деятельности. — М., 1980.

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1990.

Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — М., 1999.

Шадриков ВД. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.