Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сидоренко- отрывок.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
132.61 Кб
Скачать

1. Супрасоциальные объекты могут приобретать политическую форму — это образы политических вождей, задающие направление «должного» поведения.

Пример «Флажки»*

Женщина-психолог тридцати трех лет вспоминает: «Мне пять или шесть лет. Санаторий на станции Курорт. Зима. В зале для физкультурных занятий висели портреты вождей: Маркса, Энгельса, Ленина и, кажется, уже Брежнева, а может, еще Хруще-

Воспоминания приводятся с согласия их авторов. Пользуясь случа-выражаю свою глубокую признательность всем авторам воспомина-И| согласившимся на публикацию.

«Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминанм ! д л II Методы Индивидуальной психологии

ШТ

ва. Помню, что на коричневом фоне. У каждого из них под портрет0., в настенной вазочке стояло по три флажка (красных), кроме Ленина у которого было только два. Это меня долго беспокоило, так как я в то время относилась к нему лучше, чем к последнему деятелю, и мне это казалось сильной несправедливостью. Я все время думала, как цеде. менить эти флажки. Днем это было невозможно, так как за ними все время наблюдали воспитатели, а зал находился далеко от нашей груп. пы. Тогда я придумала, как это сделать ночью. Было чувство, что я просто обязана это сделать; что-то так и подмывало, несмотря на безумный страх. Я боялась темноты и длинного перехода и того, что меня могут поймать и спросить, что я делаю, куда иду, и я не смогу объяснить.

Я хорошо помню эту ночь: как я дождалась, пока все заснули, и пошла. Это был старый деревянный финский корпус. Нужно было выйти из спальни, пройти через какие-то комнаты и коридоры, через два поста с медсестрами, спуститься по одной лестнице и подняться по другой в другом конце дома. На первом посту никого не оказалось, только горела лампа, а внизу, на втором посту, спала за столом медсестра. Мне было очень страшно проходить мимо нее. Еще из этого похода помню раздевалку с нашими шкафчиками, с картинками на них. Наверное, тоже было страшно, что застанут здесь, а может, интересно, что сейчас все шкафчики и все картинки мои. Потом я еще забеспокоилась, когда увидела, что дверь в зал закрыта, но, к счастью, не на замок. Я очень быстро переставила флажок, так как это было не очень высоко. Совсем не помню, как шла назад, не помню, как легла в кровать и заснула, счастливая и спокойная.

На следующий день, когда пришли на физкультуру, я увидела при свете то, что сделала в темноте, убедилась, что это был не сон, и это было настоящее ликование. И еще удивление, что никто ничего не заметил. Я понимала, что рассказывать ни о чем не надо, так как вряд ли меня поймет кто-то и не сочтет все глупостью»*.

2. Субсоциальные (неживые) объекты, являющиеся символами социальных (живых), могут отражать:

2 а. Страх перед жизнью — если они имеют устрашающий характер, и это отражено в воспоминании (например, африканская маска на стене, «следящий за мной» портрет и т. п.).

2 б. Любопытство и расширение зоны социального действия.

Jli

* Воспоминания приводятся для иллюстрации гипотез, которые, естественно, не отражают всей полноты смысла воспоминаний, а лишь какой-т0 их аспект.

Пример -«Игрушки в милиции*

Вспоминает женщина-психолог, 38 лет:

«Мне 2,5 года.

Теплый весенний день. Я играю в песочнице с ребятами. Мама ушла в магазин. Вскоре ребята разошлись, и мне стало скучно. Я решаю пойти к маме в магазин, выхожу на улицу. Куда идти — не знаю. Меня берет за руку дворник, в фартуке, с метлой и, кажется, с бородой, и отводит в милицию. Там в комнате стоит большой круглый стол, а за ним стеклянный стеллаж с игрушками. Их так много, что разбегаются глаза. Меня сажают за этот стол и дают какие-то игрушки. Я еще не успела наиграться, как в комнату ворвалась моя испуганная мама. И она меня забирает. А мне очень досадно: там осталось так много еще незнакомых интересных игрушек».

3. Отъезд, переезд или подготовка к ним могут отражать стремление субъекта что-то изменить, тягу к переменам.

Пример -«Переезд»

Вспоминает женщина-психолог, 35 лет:

«Я помню, как я выхожу из подъезда своего дома. День летний и солнечный. Во дворе была моя подруга (мне 4-5 лет), а она меня на год старше. Я сказала ей, что мы получили квартиру и переезжаем. Она стала плакать и говорить, что она будет делать без меня (мы были очень дружны и всегда играли вместе). Я же не плакала, а, напротив, радовалась, что скоро уеду в новое место и там будут новые люди (подруги) и будет здорово и интересно. Я помню, что ничуть не сожалела о ее слезах».

4. Праздник в раннем воспоминании — общий или семейный, личный — помогает человеку сохранять оптимизм: своим воспоминанием он не дает себе забыть, что существуют праздники.

Пример *На плечах у отца*

Вспоминает женщина-психолог, 36 лет:

«Теплый, солнечный день 1 Мая. Я в коротком клетчатом платье с большим бантом на голове. Я высоко на плечах у отца. Мне весело, уютно, спокойно. Все видно. Звучит музыка. Много цветов. Мы на Дворцовой площади. Нас окружает много людей».

Это воспоминание анализировалось в группе. Писавшая его со-йсилась с формулой ее жизненного стиля: «Жизнь — это борьба, гасно расти и полагаться на себя. А встречи с сильным и умным мУЖчиной будут редко, как редко бывают праздники»,

,„, I «Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминанц*

Пример •«Папино поздравление»

Вспоминает женщина-врач, 63 года:

«Когда я проснулась утром, то через всю комнату по направлению к моей постели шли все мои игрушки и держали плакаты. Что на них было написано, я, конечно, не помню, но наверное, это были поздрав. ления с днем рождения. Мне тогда исполнялось пять лет, и все это сделал папа, которого накануне вечером, когда мы ложились спать еще не было дома. Он был в командировке. А вернувшись ночью, он не лег спать, а устроил мне необыкновенный парад. Это воспоминание я вижу всю свою жизнь.

Это было в Хабаровске, мы жили по улице Театральной, 10. В садике вокруг дома всегда было много снега, была горка и всегда сушилось-мерзло белье. Это был последний наш год жизни на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Теперь этого дома уже нет. Я попыталась найти его летом 90-го года, но там стоят многоэтажные дома. И никто не помнит, как выглядела в прошлом Театральная улица. А я ее вижу».