Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сценарий.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
414.72 Кб
Скачать

Алия Молдагулова

Алия Молдагулова родилась 20 апреля 1924 года в ауле Булак Хобдинского района Актюбинского района. После смерти родителей воспитывалась у дяди Аубакира Молдагулова. С его семьей переезжала из города в город. Училась она в 9-й средней школе Ленинграда. Осенью 1942 года Алия Молдагулова ушла в армию и была направлена в школу снайперов. В мае 1943 года Алия подала командованию школы рапорт с просьбой отправить на фронт. Алия попала в 3-ю роту 4-го батальона 54-й стрелковой бригады под командованием майора Моисеева.

К началу октября на счету Алии Молдагуловой было 32 убитых фашиста.

В декабре 1943 года батальон Моисеева получил приказ выбить противника из деревни Казачиха. Захватом этого населенного пункту советское командование рассчитывало перерезать железнодорожную линию, по которой фашисты перебрасывали подкрепления. Гитлеровцы яростно сопротивлялись, умело используя выгоды местности. Малейшее продвижение наших рот доставалось дорогой ценой, и все же медленно, но неуклонно наши бойцы приближались к укреплениям противника. Вдруг впереди наступающих цепей показалась одинокая фигура.

Вдруг впереди наступающих цепей показалась одинокая фигура. Гитлеровцы заметили отважного воина и открыли огонь из пулеметов. Уловив момент, когда огонь ослаб, боец поднялся во весь рост и увлек за собой весь батальон.

После ожесточенной схватки наши бойцы овладели высотой. Смельчак на какое-то время задержался в траншее. На его бледном лице обозначились следы боли, а из под шапки-ушанки выбились пряди черных волос. Это была Алия Молдагулова. 10 фашистов уничтожила она в этом бою. Рана оказалась легкой, и девушка осталась в строю.

Стремясь восстановить положение, враг бросался в контратаки. 14 января 1944 года группе вражеских солдат удалось ворваться в наши траншеи. Завязался рукопашный бой. Алия меткими очередями автомата косила фашистов. Вдруг она инстиктивно почувствовала опасность за спиной. Резко повернулась, но было поздно: немецкий офицер выстрелил первым. Собрав последние силы, Алия вскинула автомат и гитлеровский офицер упал на стылую землю...

Раненую Алию товарищи вынесли с поля боя. Бойцы хотели верить в чудо, для спасения девушки наперебой предлагали кровь. Но рана была смертельной.

Дми́трий Миха́йлович Ка́рбышев (14 (26) октября 1880, Омск, Акмолинская область, Российская империя — 18 февраля 1945, лагерь смерти Маутхаузен, Австрия) — генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, доктор военных наук, Герой Советского Союза.

Родился в городе Омске в семье военного чиновника. Из дворян. По происхождению кряшен. Двенадцатилетним остался без отца. Детей воспитывала мать.

Старший брат Дмитрия Карбышева, Владимир в 1887 году был исключен за участие в студенческом революционном движении из Казанского университета и арестован. В связи с этим семья была под надзором полиции, и Д. М. Карбышев не был принят в Сибирский кадетский корпус для обучения за государственный счет. 6 сентября 1891 г. он был зачислен в корпус «приходящим по плате». Несмотря на большие материальные затруднения, Карбышев блестяще закончил Сибирский кадетский корпус и в 1898 году был принят в Николаевское инженерное училище. В 1900 году, по окончании училища, направлен служить в 1-й Восточно-Сибирский сапёрный батальон, начальником кабельного отделения телеграфной роты. Батальон дислоцировался в Манчжурии. В 1903 году произведен в поручики.

В ходе русско-японской войны в составе батальона укреплял позиции, устанавливал средства связи, наводил мосты, вёл разведку боем. Участвовал в сражении под Мукденом. Награждён орденами и медалями. Войну закончил в чине поручика.

В 1906 году по обвинению в агитации среди солдат ушел с военной службы в запас. Жил во Владивостоке, занимался чертежной работой. В 1907 г. вернулся на военную службу, служил во Владивостоке во вновь сформированном крепостном саперном батальоне, где командовал ротой. Осенью 1908 г. поступил в Николаевскую военно-инженерную академию в Санкт-Петербурге.

В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию. По распределению штабс-капитан Карбышев был направлен в Брест-Литовск на должность командира минной роты. Там он принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости.

Участник первой мировой войны с первого дня. Воевал в Карпатах в составе 8-й армии генерала А. А. Брусилова (Юго-Западный фронт). Был дивизионным инженером 78-й и 69-й пехотных дивизий, затем начальником инженерной службы 22-го финляндского стрелкового корпуса. В начале 1915 года участвовал в штурме крепости Перемышль. Был ранен в ногу. За храбрость и отвагу награждён орденом св. Анны и произведён в подполковники. В 1916 году был участником знаменитого Брусиловского прорыва. В 1917 году производитель работ по укреплению позиций на границе с Румынией.

В декабре 1917 года в Могилёв-Подольском Д. М. Карбышев вступил в Красную гвардию. С 1918 года в Красной Армии. Участник Гражданской войны.

В апреле 1918 года Д. М. Карбышев назначается в Коллегию по обороне страны при Главном военно-техническом управлении РККА. В июле 1918 года Д. М. Карбышев назначен начальником отдельного инженерного управления Северо-Кавказского военного округа.

Весной 1919 года Д. М. Карбышев назначен главным руководителем всех оборонительных работ Восточного фронта, участвовал в строительстве Симбирского, Самарского, Саратовского, Челябинского, Златоустовского, Троицкого, Курганского укреплённых районов; обеспечивал форсирование рек Уфимки и Белой, начало наступления на Сибирь, проектировал оборонительные сооружения Уральска.

С января 1920 г. Д. М. Карбышев начальник Управления военно-полевых строительств. Руководил работами по восстановлению железнодорожного моста через Иртыш в Омске, укреплял Забайкальский плацдарм.

В 1920 году был назначен начальником инженеров 5-й армии Восточного фронта.

С октября 1920 года занимал должность заместителя начальника инженеров Южного фронта, руководил строительством укреплений на Каховском плацдарме. В ноябре 1920 года руководил инженерным обеспечением штурма Чонгарских укреплений и Перекопа. В 1921—23 гг. — помощник, заместитель, а затем начальник инженеров вооруженных сил Украины и Крыма.

В 1923—1926 годах председатель Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА. С 1926 года — преподаватель в Военной академии имени М. В. Фрунзе. В 1929 году был назначен автором проекта «Линий Молотова и Сталина». В феврале 1934 года назначен начальником кафедры военно-инженерного дела Военной Академии Генштаба. 5 декабря 1935 года присвоено звание дивинженер.

С 1936 года был помощником начальника кафедры тактики высших соединений по инженерным войскам Военной академии Генерального штаба. В 1938 году окончил Военную академию Генерального штаба. 23 октября 1938 года утверждён в учёном звании профессора. В 1940 году ему присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск. В 1941 году — учёная степень доктора военных наук.

Карбышеву принадлежит наиболее полное исследование и разработка вопросов применения разрушений и заграждений. Значителен его вклад в научную разработку вопросов форсирования рек и других водных преград. Он опубликовал более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству и военной истории. Его статьи и пособия по вопросам теории инженерного обеспечения боя и операции, тактике инженерных войск были основными материалами по подготовке командиров Красной Армии в предвоенные годы.

Помимо этого, Карбышев был консультантом Учёного совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. В составе группы заместителя начальника Главного военно-инженерного управления по оборонительному строительству вырабатывал рекомендации войскам по инженерному обеспечению прорыва линии Маннергейма.

С 1940 года член ВКП(б).

В начале июня 1941 года Д. М. Карбышев был командирован в Западный Особый военный округ. Великая Отечественная война застала его в штабе 3-й армии в Гродно. Через 2 дня он перешёл в штаб 10-й армии. 27 июня штаб армии оказался в окружении. 8 августа 1941 года при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен в бою в районе Днепра, у деревни Добрейка Могилёвской области Белорусской ССР. В бессознательном состоянии был захвачен в плен.

Карбышев содержался в немецких концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен и Маутхаузен. Неоднократно от администрации лагерей получал предложения сотрудничать. Несмотря на свой возраст, был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), был после зверских пыток облит водой на морозе и погиб. Тело Д. М. Карбышева было сожжено в печах Маутхаузена. Стал символом несгибаемой воли и стойкости.

Путилов Матвей Мефодьевич - участник Сталинградской битвы

Как сын "врага народа" стал героем

О Матвее Путилове нам известно, что воспитывался он в Шайтанском детдоме Березовского района, геройски погиб в Сталинградской битве.

         Но каким по характеру был этот человек, рядовой солдат Великой Отечественной войны, кто были его родители, чем он увлекался? Эти данные пришлось собирать по крупицам. Фавзия Хабировна Туктубаева нашла меня сама, сообщив, что воспитывалась в детдоме вместе с Матвеем. Дмитрий Дмитриевич Олиярник не был лично знаком с Путиловым, потому что попал в детдом позже, когда тот уехал учиться, зато был наслышан о нем от воспитанников. Большую помощь мне оказали березовские архивисты, журналист Светлана Поливанова, краевед Валерий Белобородов, председатель окружного Совета ветеранов Надежда Кумирова. Так вырисовывался, как в мозаике, образ веселого и доброго юноши, комсомольца, искренне верящего в коммунистические идеалы. С экрана шагал по войне Матвей Путилов.  

       — В Шайтанский детдом я попала в 1933 году, когда он только  был создан, — вспоминает Ф. Туктубаева. — Матвей и его младший брат Иван поступили туда позже, из Тавды. Все мы были сиротами, детьми умерших в здешней ссылке или расстрелянных «врагов народа». Путиловы были моложе меня, но юный возраст в детдоме не имел значения. Мы все работали, каждый в меру сил. Сено ставили, рыбачили, ягоды и грибы собирали, даже пни корчевали — по три человека наваливались на лопату. Тем не менее, время для отдыха, скромных развлечений находилось. К некоторым воспитанникам приезжали родственники, Путиловых же никто не навещал. Матвей был невысокого роста, русоволосым, веселым, общительным парнем, в футбол гонял, как все мальчишки, но иногда над чем­-то глубоко задумывался. Может, родителей вспоминал?

       Он дружил со всеми ребятами, но ближе всех ему был Волков, у которого вместо пяти пальцев на руках было шесть и он постоянно прятал их в рукавах. Учились воспитанники старательно, подгонять никого не надо было. Однажды загорелась столовая. Огонь тушили не только взрослые, но и дети. Носили ведра с водой из речки Шайтанки, выливали на стены. В этой суматохе Фавзия усмотрела Матвея. Закусив губу, он тащил тяжелое ведро, обливаясь водой, а потом спасал кошку. А еще она вспомнила, как парень подарил ей портфель или чемодан — что­-то среднее между ними, — сколоченный им из листов фанеры. С ним девушка и поехала в Уфу к старшему брату Сабуру, избежавшему сталинских репрессий.

       В 1938 году Матвея Путилова в числе девяти подростков отправили учиться в Омский электротехнический техникум. Больше Фавзия с Матвеем не встретилась, но ей повезло увидеть военную кинохронику. С экрана шагал по войне Матвей Путилов. Возмужавший, в каске и шинели, с рацией в руках. Потом воспитанники дет­дома узнали, что он погиб в Сталинграде и было ему девятнадцать лет.

Двести Сталинградских дней

       Судя по всему, Путилов не писал в детдом никому, или просто адресаты остались неизвестными. До Сталинградской битвы Матвей, наверно, успел повоевать, но свой бессмертный подвиг он совершил под Сталинградом.

       Победа советской армии под Москвой показала миру, что нем­цы не являются непобедимой нацией, а мужество и героизм русских достойны восхищения. Под Сталинградом немцы попытались взять реванш за поражение под Москвой. Военная статистика сообщает, что на Волге, в Сталинграде и вокруг него погибло более одного миллиона человек. Сталинградская битва длилась двести дней, с июля 1942 года по 31 января 1943-­го, когда немецкая группировка была уничтожена, а фельдмаршал Паулюс сдался в плен. С этого момента наступил перелом в войне, но какой ценой он достался! Как вспоминала бывшая медсестра Таисья Гаврина, сражались за улицы и даже отдельные дома. Один из фашистских офицеров, Гельмут Вельц, в послевоенных воспоминаниях писал, что Сталинград был заколдованным местом: плавился асфальт, горели нефтехранилища, там, где вроде было уничтожено все живое, вдруг появлялась русская пехота.

       В этом пекле сержант­ связист Матвей Путилов обеспечивал связь между штабом дивизии и своим подразделением. Вот выдержка о нем из книги о Сталинградской битве. «Дивизия сдерживала натиск превосходящих сил противника. Он был рядовым связистом и часто находился там, где вражескими снарядами и минами корежило провода, где разрывающиеся бомбы непрерывно выводили из строя связь — нерв Сталинградской обороны. Однажды, выйдя на линию, он был ранен в обе руки. Теряя сознание, он подтянул концы проводов в рот и крепко зажал зубами. Восстановив связь, он умер».

 

      Матвей Путилов посмертно награжден орденом Отечественной войны и навечно зачислен в списки воинской части, его имя высечено на гранитном мемориале Мамаева кургана, а в Березово есть улица имени Матвея Путилова.

       Судьба Матвея Путилова интересовала радиожурналиста Валерия Поливанова, который вел обширную переписку с родственниками героев­ земляков. Он собрал много сведений и о бывшем воспитаннике Шайтанского детдома, но архив был утерян. Однако его дочь Светлана помнит из рассказов отца, что таджикский поэт Мумин Конаат написал поэму  «Голос Сталинграда», за которую получил государственную премию. В поэме целая глава посвящена подвигу связиста. Я нашла эти строки.

 

«Путилов падает на снег,

Но успевает он, упав,

Концы холодных проводов,

Зажать в немеющих зубах»

       Сталинградская земля была изрыта взрывами снарядов, мин и представляла серое месиво из снега и земли. Бои продолжались жестокие, героизм русских солдат не спадал. В какой­-то степени их мужество поддерживалось выпуском фронтовой газеты, боевых листовок, одна из них была посвящена нашему земляку. «Сталинградец, будь стойким, как Матвей Путилов!», — так значилось в одной из листовок. Она находилась и в поливановском архиве. В школе № 3 окружного центра действовал кружок «Память», организованный журналистом. Школьники собирали материал о ханты-­мансийских фронтовиках, в том числе и о Путилове, делали запросы в военкоматы и воинские части. Светлана вспоминает, как в 8 классе ездили они в Волгоград, побывали на Мамаевом кургане и возложили цветы к подножию мемориала и могиле Матвея.

       Подвиг Матвея запечатлен и в огромной панораме, посвященной Сталинградской битве. Расчет артиллеристов у стреляющей пушки, командир через бинокль, разглядывающий вражеские позиции, санитары, несущие раненого. А в центре на снегу лежит погибший Матвей, пропустивший через свое тело телефонные сигналы. Фронтовики говорят, что Матвей мог и не погибнуть, не восстанавливать связь ценой жизни, все равно санитары подобрали бы его, и никто не счел бы его поступок трусостью. Но Матвей не мог поступить иначе. Воспитанный в духе патриотизма, служения воинскому долгу, он в последний момент жизни думал не о себе, тем более не о посмертной славе. Он думал о Родине.

Чтец:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: – Господь вас спаси! –

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» – говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

(К. Симонов, 1941 г.)

Выходит женщина, подходит к каждому, обнимает, целует, шепчет: Сынок, возвращайся, родненький, как я без тебя буду? Уж глаза все выплакала и т.д. (зажигает свечи).

Идет стихотворение «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

«Мы эхо» - вальс.

С С говорит несколько слов (задуваем свечи)