Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культура Беларуси_для работы.docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
600.49 Кб
Скачать

Кревский замок

У слияния речушек Кревянка и Шляхтянка в 30-е гг. XIV в. был сооружен каменный замок Кревского княжества. Тогда здесь правил сын Гедимина — Ольгерд (в замке он жил с 1338 по 1345 г.).

Этот интересный памятник военной архитектуры XIV в., расположенный в Сморгонском районе Гродненской области, своей планировкой напоминает Лидский замок. Он построен в виде неправильной трапеции, которая большим основанием обращена в напольную сторону. С востока, юга, частично с запада и севера замок защищали воды Кревянки и Шляхтянки. Эти реки были перекрыты плотиной.

Как и в Лидском замке, здесь было всего две башни, которые размещались по диагонали. Однако Кревский замок имеет некоторые особенности, присущие только ему. В северо-западной части стояла большая (Княжеская) башня размерами в основании 18,65 х 17 м. Она выступала за периметр замковых ограждений, надежно фланкируя западную и северную (с воротами) стены. В башне жили князь, его челядь и начальник замковой стражи. Княжеские покои находились, судя по всему, на втором этаже. Над третьим этажом мог существовать еще один ярус, о чем свидетельствуют остатки ведущей наверх каменной лестницы в толще стены. Толщина стен башни была 3 м внизу и 2,5 — 2,6 м на уровне третьего этажа, а высота ее превышала 25 м.

Княжеская башня имеет трехметровый фундамент. На высоту 3 м основание ее сложено из камня. Выше начинается трехслойная («пусковая») кладка с кирпичными «щеками» толщиной до 0,7 м. Расстояние между этажами составляет 4,8— 5 м. Перекрытия между ними были сделаны на толстых балках. Этажи соединялись деревянными лестницами. Высокая четырехскатная кровля Княжеской башни сначала была покрыта гонтом, а в XV—XVI вв. —черепицей («даховкой») двух типов. С восточной стороны, где вода искусственного пруда близко подступала к стенам замка, строители сделали земляную насыпь и вымостили ее камнем.

Длина замковых стен в Крево различная. Северная стена, которой чаще всего угрожала опасность во время осады, достигает в длину 85 м (без учета стены Княжеской башни), восточная — 108,5 м, южная — 71,5 м, западная — 97,2 м. Толщина стен достигает 2,75 м. Двухметровый фундамент сооружен из камня средней величины с 30-сантиметровым цоколем. Он находится на «подушке» из дубовых и еловых жердей и веток. На 4 м в высоту замковые стены сделаны из камня. Выше (и только с внешней стороны) толщина кирпичной кладки равняется 65 см.

Ранее высота стен Кревского замка достигала 12—13 м. На высоте 10 м по всему периметру на деревянных балках размещалась боевая галерея — помост. Стреляли защитники замка сквозь бойницы, которые были сделаны через каждые 2,4 м. На стыке восточной и южной стен изнутри находилась еще одна башня размером 11 х 10,6 м (ее возвели позже), которая имела не менее четырех этажей.

В южной стене Кревского замка, как и в Лиде, был расположен запасной выход шириной 2,8 м и высотой 4,2 м. Еще один запасный ход находился в западной стене. У самого низа ее прорезает проем стрельчатой формы шириной 2,2 м и высотой 2,5 м. Некоторые исследователи считают его «впуском» для воды, которой наполняли пруд («сажалку») на территории замкового двора. Учитывая функциональную целесообразность и размеры проема, можно сделать вывод, что это мог быть запасный ход.

Во время раскопок на замковом дворе было найдено много керамических изделий XIV—XVII вв., терракотовая и поливная кафля, фрагменты стеклянных изделий, черепица, оружие, остатки хозяйственных построек.

Кревский замок был свидетелем многих исторических событий. Уже вскоре после возведения он подвергся жестокому нападению врага. Об этом свидетельствуют остатки сожженной боевой галереи и каменные ядра, найденные в ходе раскопок под западной стеной. В 1382 г. в подземелье центральной башни по приказу Ягайло был умерщвлен его «дядька» - князь Кейстут, основной претендент на великокняжеский престол. В 1385 г. в Кревском замке разрабатывались условия объединения Великого княжества Литовского и Польши под властью Ягайло (Кревская уния). В 1433 г. Кревом овладел мятежный князь Свидригайло, который претендовал на великокняжеский престол. «И приде ко Креву,— сообщает летопись,— стояша два дни, взяша Крево мурованны и сожже, а людей много посекоша и в полон поведоша».

В 1503—1506 гг. замок не раз осаждали и значительно повредили перекопские татары. Примерно в это время здесь проезжал путешественник и дипломат Сигизмунд Герберштейн, который отметил в своих дорожных записях: «Крево — местечко с покинутой крепостью». Вероятно, вскоре замок был восстановлен, поскольку в 1519 г. во время глубокого рейда в глубь Беларуси войска московских воевод «воеваша и плениша... Крев». Во второй половине XVI в. здесь жил беглый русский князь Андрей Курбский.

Замок постепенно терял свое оборонное значение, однако в XVIII в. он еще находился в довольно неплохом состоянии. Позднее началось его разрушение. Особенно Кревский замок пострадал в годы первой мировой войны, когда через Крево проходила линия фронта. Более трех лет здесь велись сражения. Замок оказался на немецкой стороне обороны. Там были сооружены бетонные убежища (в Малой башне и у южной стены), наблюдательные пункты. Во время обстрелов древний замок очень сильно пострадал, особенно Княжеская башня. Кирпичная облицовка во многих местах отслоилась и обвалилась. Северная стена укрепления накренилась на 10 градусов. В 1929 г. польские реставраторы укрепили ее контрфорсом двухметровой ширины и законсервировали. Облицовку главной башни связали железными стяжками, а щели залили известковым раствором. Тогда же подмуровали остатки северо-восточной стены, укрепленные эскарпом.

Возведение замков типа «кастель» было важным шагом на пути развития местного военного зодчества. Здесь получил начало и был широко использован принцип фланкирующего огня из башен, вынесенных за периметр стен. Плановая композиция четырехугольного оборонительного сооружения стала затем характерной особенностью белорусского зодчества XV и XVI вв. Эти замки сыграли важную роль в защите Понеманья от нашествия крестоносцев и внесли немалый вклад в дело окончательного разгрома Тевтонского Ордена.