Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

10670

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
8.99 Mб
Скачать

111

некоторое чувственное впечатление, которое тут же вызывает какое-либо чувство или внутреннее переживание. Это чувство в каждом случае можно понимать двояко.

Каждое чувство имеет два компонента: «цвет» настроения и «силу» побуждения. Последнее всегда осуществляется в той или иной форме движения. Каждое телесное движение и проявление, таким образом, соответствует связанному с ним моменту (и наоборот).

Для научного учения о языке тела решающей является только игра мускулов. Пример, привычные движения уголка рта. Когда мы видим или думаем о чем-либо, что побуждает нас к смеху, мы иннервируем смеховые мышцы, которые тянут углы рта назад-вверх. При этом мышца-антагонист из состояния покоя растягивается также назад-вверх. Когда обусловливающий улыбку иннервационный ток прекращается, первые мышцы расслабляются, а треугольная оттягивает уголки рта в исходное положение. Если мы, наоборот, видим или думаем о чем-то, что нас сердит или расстраивает, то иннервируется треугольная мышца, и все происходит в обратном порядке.

Значит, у тех, кто много смеется, смеховые мышцы усиливаются и оттягивают уголки рта в состоянии покоя немного назад-вверх. А мышцыантагонисты, напротив, относительно слабее. И наоборот: угрюмый человек, который улыбается редко, лишь в виде исключения, заставляет смеховые мышцы атрофироваться и усиленно развивает треугольную мышцу.

Следовательно, уголки рта такого человека и в состоянии покоя болееменее отвисают вниз или, лучше сказать, – оттягиваются вниз. Этот мимический образ жизнерадостно-веселого человека в противоположность ворчуну или брюзге известен всем. Взаимозависимости здесь ясны, как дважды два – четыре. Можно с уверенностью сказать: речь идет о психофизиологическом, чувственно-телесном механизме. На этом простом примере становится понятным то, что верно для любой игры мышц, которая и определяет целостность движения тела.

112

Рекомендуется среди выразительных движений различать непосредственные (или первичные) и опосредованные (или вторичные). Если в условиях нормального освещения мы посмотрим в сторону сильного источника света (например, солнца), то у нас неосознанно сузится зрачковое отверстие и одновременно сомкнутся веки, чтобы, несмотря на ослепляющее воздействие, увидеть там что-нибудь определенное. Это – непосредственно обусловливаемые нашими нервными центрами и мышцами движения, которые выражают нечто: концентрацию взгляда на искомом объекте. Так ведет себя, например, крестьянин, которому надо провести плугом точную борозду при резком солнечном свете. Здесь мы имеем дело с привычным или непосредственным выразительным движением.

Но если вас кто-нибудь спросит о том, как в точности протекало некоторое очень важное для вас переживание, то вы, вероятно, сделаете то же самое: сощурите веки в так называемом суженном взгляде, сведете брови и посмотрите вдаль с параллельно направленными осями зрения.

Вы сейчас интенсивно – также сконцентрированно, как и пашущий крестьянин, – работаете над вопросом: «Да, так как же это было?» Это опосредствованное или вторичное выразительное движение, вызванное сходной концентрацией. Не хватает только прямого ослепляющего воздействия и необходимости точного восприятия объекта зрения. Следовательно, теперь телесное переживание происходит не от непосредственного повода, но вытекает из принципиально такой же ситуации. В этом все различие между опосредствованными и непосредственными выразительными движениями. Оно имеет довольно часто большое значение для правильной оценки сигналов тела.

Большое значение для правильного толкования и понимания языка тела

имеет принципиальная многозначность всех выразительных черт. Одно и то же мимическое явление может иметь совершенно разные истоки. Сейчас лишь один пример: горизонтальные складки на лбу, которые вначале возникают при поднятии бровей, образуются при максимально раскрытых глазах, что типично для испуга, удивления, полной страха беспомощности, для неспособности по-

113

нять что-то увиденное, а также для внезапного понимания. Так же, если кто-то заинтересовался какой-либо новостью, показавшейся ему чрезвычайно важной, он приобретает тот же самый мимический образ, как и высокомерный человек, который часто в такой позе посматривает со стороны на презираемых им окружающих. Все это – источники для горизонтальных складок на лбу и, следовательно, возможных толкований.

Критерии, существенные для понимания языка тела

Степень напряжения:

напряжение – перенапряжение – расслабление – прекращение напряжения – компенсация напряжения.

Уместность или адекватность (двигательное поведение в каждой ситуа-

ции):

уместное – неуместное.

Степень быстроты или темп:

высокий темп или быстрые движения (и любые другие соответствующие реакции) – медленные движения – ровно-спокойные движения – далее: равномерный и неравномерный темп.

Направление движения: вперед – в сторону – назад – вверх – вниз – смесь или комбинация различных направлений – наружу (саморасширение) – внутрь (самостягивание).

Ширина или величина движений: широкое движение – невидимое узкое движение.

Дистанция:

интимная дистанция – от 0 до 40 см;

личная дистанция – от 0,4 до 1,5 м;

общественная дистанция – от 1,5 до 4 м;

открытая дистанция – с 4 м.

Последовательность движений: ритмически повторяющиеся движения

– ритмически нарушенные движения – разделенные на такты движения.

114

Форма протекания движений: точно-прямое или закругленное – угло- вато-крючковатое – округло-текущее.

Количество или частота смены форм: сильно или слабо сознаваемая мимика и жестикулирование.

Широта вариации: богатство, полнота или скудность форм.

Сущность невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация включает в себя такие движения и особенности человека при передаче им вербального сообщения, которые истолковываются как имеющие смысл и одинаково интерпретируются в данной культуре или данном речевом сообществе (Burgoon, 1994).

Зрительный контакт, или взгляд, характеризуется тем, как и сколько времени мы смотрим на другого человека или людей во время общения. Зрительный контакт выполняет многочисленные функции в нашей коммуникации. Он указывает на то, что мы внимательно слушаем собеседника. То, как мы смотрим на человека, также отражает такие эмоции, как любовь, гнев или страх. Кроме того, интенсивность зрительного контакта выражает доминирование (Pearson, West, & Turner, 1995). Так, мы говорим о «взглядах, сражающих наповал» или о ком-то, кто «смотрит в упор».

Помимо этого, когда мы смотрим на другого человека, то проверяем, какой эффект вызвали наши слова. Поддерживая зрительный контакт, можно определить, обращают ли люди на вас внимание или нет, интересен ли им разговор и вызывает ли у них сказанное вами какие-либо чувства.

Степень зрительного контакта зависит от индивидуальных особенностей человека и ситуации. Хотя, как правило, человек смотрит на другого во время разговора, исследования показывают, что люди, которые говорят сами, в течение 40% времени поддерживают зрительный контакт, а слушатели поддерживают этот контакт в течение 70% времени беседы (Knapp & Hall, 1992).

Мы в целом чаще поддерживаем зрительный контакт, когда обсуждаем темы, приятные для нас, если мы искренне заинтересованы в комментариях и

115

реакции человека или когда пытаемся влиять на другого человека. Наоборот, мы избегаем прямых взглядов, когда говорим на темы, вызывающие у нас дискомфорт, когда нам недостает заинтересованности в теме или человеке, когда мы впадаем в замешательство, нам стыдно или мы пытаемся что-то скрыть.

Выражение лица – это организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние человека или реакцию на сообщение. Выражение лица имеет большое значение в общении, так как оно передает шесть основных эмоций, легко узнаваемых в любой культуре: радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение (Ekman & Friesen, 1975).

Жесты – это движения рук и пальцев, используемые при рассказе о чемто или для привлечения внимания собеседника. Так, когда человек говорит «вот такой высоты» или «вот такой круглый», мы ждем, что человек еще и покажет, о чем он говорит. Точно так же, когда человек говорит «оставь это» или «послушай меня», он указывает пальцем, стучит кулаком или как-то иначе подкрепляет свои слова жестикуляцией. Люди отличаются по интенсивности жестикуляции, сопровождающей их речь. Некоторые люди «говорят руками» гораздо больше других.

Поза – это положение тела. Изменения в позе могут о многом говорить. Например, если человек внезапно выпрямляется на стуле и наклоняется вперед, то это означает, что он усиливает внимание, если встает, то это означает «я закончил», а когда поворачивается спиной к другим, это означает, что человек отвлекся и перестал обращать внимание на собеседников.

Как используются движения

Движения в целом и жесты в частности во многом помогают нам передать смысл того, что мы хотим сказать (Ekman & Friesen, 1969).

Движения и жесты могут заменять слово или фразу. Мы можем составить обширный список невербальных символов, заменяющих слова или фразы, которые мы часто используем. Например, большой палец руки поднят вверх: это означает «все нормально»; когда второй и третий пальцы подняты в

116

форме знака V, это означает «порядок» или «победа». Когда человек качает головой из стороны в сторону, это означает «нет», а когда кивает, это означает «да»; пожимая плечами, человек как бы говорит «может быть» или «мне все равно», или «я не знаю».

Жесты и движения иллюстрируют то, что говорит человек. Жесты выполняют, по крайней мере, пять функций.

- Привлечение внимания к самой речи: человек может ударить кулаком по столу, когда он говорит: «Не приставай ко мне».

- Иллюстрация наших мыслей: преподаватель в аудитории говорит: «Есть очень хорошие и очень плохие письменные работы», – и при этом движением руки указывает границы континуума, как бы показывая разный уровень работ.

- Указание на определенное место: официантка может указать в какомто направлении и сказать: «Займите вон тот столик».

- Описание: люди могут использовать свои ладони, чтобы указать на размер, когда говорят: «Этот шар около 7,5 сантиметров диаметром».

- Подражание: человек кивает головой и говорит: «Вы заметили, как он кивнул?».

Движения могут служить для невербального выражения чувств.

Люди автоматически выражают эмоции, и эти эмоции легко узнать. Скажем, если вы, вылезая утром из постели, заденете носком ноги стул, то скорчите гримасу боли. Иногда люди обманываются, если человек пытается скрыть чувство или, наоборот, реагирует слишком сильно. Так, игрок в бейсбол будет стоять с каменным выражением лица, делая вид, что не чувствует боли от удара мяча, и даже не потрет место удара; а ребенок, наоборот, «завопит от боли», если старшая сестра случайно толкнет его.

С помощью жестов и движений мы управляем ходом разговора или других взаимодействий. Мы слегка изменяем взгляд, двигаем головой, принимаем другую позу, поднимаем брови и киваем человеку, сообщая ему, когда продолжать, повторять, яснее выразиться или поспешить и закончить разговор.

117

Люди, умеющие эффективно общаться, объединяют смысл сказанного и то, как это выражается при помощи таких жестов и телодвижений.

Движения и жесты используются для снятия напряжения. Наблюдая за людьми, можно заметить, как они порой почесывают затылок, постукивают ногой или сжимают кисти рук во время беседы.

Мимика

Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. О многом может сказать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный, застывший, блуждающий. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное, азартное, бездумное, бездушное, беззаботное, безмятежное, безразличное, беспечное, беспокойное, беспомощное, беспощадное, бессмысленное, бесстрастное, благодушное, блаженное, брезгливое, вдохновенное, вдумчивое, величавое, веселое, взволнованное, виноватое, внимательное, восторженное, воинственное, вопрошающее, враждебное, вызывающее, глубокомысленное, гордое, грозное, грустное, деловитое, дерзкое, добродушное, доверительное, доверчивое, жалкое, жесткое, задорное, заискивающее, зверское, зловещее, злорадное, изумленное, изучающее, инквизиторское, ироничное, испуганное, испытующее, каменное, капризное, кислое, кичливое, кроткое, кукольное, ласковое, легкомысленное, лицемерное, лукавое, льстивое, любопытное, любящее, медовое, меланхолическое, мечтательное, молящее, мрачное, мученическое, наглое, надменное, наивное, насмешливое, настороженное, нахальное, невинное, ненавидящее, обиженное, огорченное, озлобленное, озорное, оскорбленное, осуждающее, отрешенное, отсутствующее, пасмурное, печальное, пессимистическое, плутоватое, подобострастное, покорное, понимающее, послушное, почтительное, презрительное, приветливое, проницательное, проникновенное, простодушное, пугливое,

118

пустое, пытливое, равнодушное, радостное, рассеянное, решительное, робкое, самоуверенное, свирепое, сдержанное, сердитое, скорбное, скучающее, сосредоточенное, спокойное, страдальческое, сумрачное, суровое, счастливое, томное, торжественное, тоскливое, тревожное, трогательное, тупое, угнетенное, угодливое, угрюмое, удивленное, укоризненное, умиленное, унылое, упрямое, усмешливое (устар.), хитрое, хищное, хладнокровное, холодное, черствое, шаловливое.

Много определений можно подобрать и к смеху, и плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Иногда наблюдается амимия.

Ко времени рождения человека все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, уже достаточно сформированы, хотя они и несколько отличаются по возможности функционирования от мышц лица взрослого (X. Остер, П. Экман, 1968).

Такие специфические эмоциональные состояния, как горе, страх, интерес, печаль, удивление можно наблюдать уже у младенцев (Дж. Лойджман, Л. Стеттнер, 1982).

Выражение лица играет важную роль в общении. К. Изард (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь», поэтому для формирования взаимной привязанности между матерью и ребенком, для полноценного его развития необходимо, чтобы мать понимала, что ей «сообщает» ребенок, а ребенок должен «увидеть» и почувствовать эмоциональную реакцию матери.

Умственно отсталые дети (как и умственно отсталые взрослые) заметно хуже, чем люди с нормальным интеллектом распознают чувства на лице другого человека. Как далеко заходит это различие, зависит от степени их отсталости. Довольно часто бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций наблюдаются у детей с задержкой в развитии.

По метрической шкале лицевой психомоторики Л. А. Квинта (1931) произвольно поднимать брови ребенок может к 4 годам, нахмуривать брови к 7 годам (непроизвольно нахмуривать брови при гневе ребенок способен и к 7 месяцам). Отставание развития лицевой моторики бывает и у нормально развивающихся детей, но

119

чаще все же у детей с задержкой в развитии.

Поэтому уже в младенческом возрасте резко амимичное лицо у ребенка должно настораживать родителей.

Жесты

Жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергичной, беспокойной, бурной, грациозной, естественной, замедленной, заученной, изящной, красивой, легкой, ленивой, летучей, медлительной, молниеносной, мягкой, небрежной, нелепой, неловкой, неожиданной, непринужденной, нетерпеливой, неторопливой, неуверенной, неуклюжей, порывистой, поспешной, привычной, раскованной, расслабленной, резкой, решительной, робкой, свободной, сдержанной, сильной, скованной, скупой, смелой, уверенной, угловатой, усталой, элегантной, энергичной, эффектной, аристократической, барской, благородной, брезгливой, величавой, властной, всепрощающей, грубой, жеманной, наигранной, негодующей, одобрительной, осторожной, отчаянной, повелительной, покровительственной, приветственной, примирительной, прощальной, прощающей, равнодушной, разочарованной, рассеянной, самодовольной, скучающей, торжественной, торжествующей, трагической, требовательной, трогательной, увещательной, угрожающей, удивленной, указательной, уморительной, учтивой, хозяйской, чопорной.

Жест может и отсутствовать.

Несложное исследование группы детей 4-6-летнего возраста показывает, что даже маленькие дети знают жестикуляцию и умеют ею пользоваться. Когда им называли слова «высокий», «маленький», «там», «я» и т. д. и просили показать жестом, они легко справлялись с этим заданием.

Исключение составляют лишь те дети, которые отстают в развитии. Им и в возрасте 6 лет трудно, например, показать размер маленького комарика (муравьишки, малюсенькой сахаринки и т. п.).

120

Пантомимика

П. П. Лачинов в 1909 г. писал, что выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всегда. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные – ее «развертывают». «Расцвел, как цветок», – говорят про счастливого человека.

Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, склонена на бок, втянута в плечи, откинута назад. Поза у человека бывает однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной, грациозной, скованной; перемена поз может быть постепенной, быстрой, замедленной, порывистой, плавной. Общий вид характеризуется как напряженный, расслабленный, подобранный, скованный, естественный, величественный, приниженный, подавленный, развязный, разболтанный, распрямленный, сутулый, сгорбленный, стройный, без резких особенностей.

При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику. Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания

потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими, неправильно оценивают и их отношение к себе, что в свою очередь может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

Работа с выразительными движениями в процессе театрализованной деятельности осуществляется следующим образом:

I. Педагогическое обеспечение сенсомоторных систем.

Определение телесного уровня развития:

знание частей тела;

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]