Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3907

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
411.67 Кб
Скачать

9

отношений. Та сфера системы «человек - вещь», в которой он является объектом воздействия вещи как элемента культуры, в полной мере еще не изучена.

В культуре (в частности, хозяйственной), соединяются два начала - духовное и материальное, и, следовательно, вещь как элемент кул!туры, дуалистична, содержит и духовное (интеллектуальное, нормативное, эстетическое, ценностное и др.) и материальное начало. Духовные свойства вещи - это её свойства, отражающие духовные потребности человека. Свойства личности, индивидуальность человека преломляются в его «частном» вещном поле. «Личная» вещь как атрибут «своего» пространства индивида оказывает культуроформируюшее воздействие на человека. Характер, интенсивность этого воздействия обуславливают различные факторы, например, одноили много-образие предметного окружения, его наполненность или минималистичность, константность, динамичность, социальная обусловленность, психологическая соотнесенность и др.

Объектом диссертационного исследования является вещественный слой универсума культуры и его характерные свойства, возникающие в процессе обращения к нему человека.

Предмет

исследования

-

человек,

детерминированный

взаимодействием с вещами.

Цель исследования состоит в выявлении признаков дегуманизации современного мира за счет подмены человека его вещевыми подобиями. Способами достижения цели выступают конкретные задачи, решаемые в работе:

выявить сущность и значение понятий «вещь», «предмет», «хозяйственная культура», «артефакт», «мануфакт», «редимейд» в культурологии;

рассмотреть ценностно-смысловой континуум понятия «вещь»;

обосновать возможность обретения вещами особых абстрактных сущностей, не обусловленных практическими потребностями их обладателя;

10 проанализировать положение вещей в индивидуальной и

надиндивидуальной реальности; выявить специфику отчужденного сознания, ориентированного на вещевые ценности;

наметить перспективы когнитивной реалогии в исследовании человека как творца и творения культуры.

Научная новизна диссертационного исследования

В существующем научном изучении проблемы человека и вещи преобладало разделение этих двух начал, продиктованное представлениями о невозможности взаимодействия живого и неживого, духовного и материального, возвышенного и вещественного. В последнее время появились работы, в которых сделана убедительная попытка преодоления этих противоположностей на основе фактора их взаимодействия и взаимообогащения.

Проведенное исследование находится в русле этих научных поисков и доказывает недопустимость крайностей в разделении человека и его мира на полярные противоположности, что приводит или к аскетизму и отказу от завоеваний цивилизации или к вытеснению человека его собственными творениями. В работе доказывается, что культура может выступать активным посредником между этими крайностями.

В диссертации осуществлен анализ личного и социального пространства, определяемого системой вещей.

1. Вещественная составляющая бытия человека рассмотрена как неразрывная духовно-материальная целостность.

2.Вещественный слой универсума изучен как фактор, влияющий на формирование личности человека.

3.Сделан анализ символических ресурсов и практик существования - взаимодействия вещей и человека в различных культурно-исторических контекстах.

4.Выявлено значение сверхорганических факторов развития культуры.

11

5.Вещь рассмотрена как конкретное воплощение человеческих идей, установок, суждений, желаний, убеждений, предрассудков и других свойств, обретенных в процессе своего создания-использования.

6.Описан процесс трансформации отношения к вещесфере в современной России в зависимости от социально-политических стадий ее развития.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные принципы конкретно-исторического, социально-философского и синергетического подходов, а также совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в современных работах по философии, социологии, антропологии и методологии науки.

Круг источников включает в себя:

Фундаментальные: культурологическая, историческая, философская литература по проблеме.

Оригинальные: художественная литература, труды, посвященные истории быта, публикации периодических изданий.

Прикладные: культурные проекты (в частности, виртуальный проект «Коммунальная квартира»), тематические выставки. Так, среди региональных можно особо выделить проекты, проводимые в рамках работы «Центра современного искусства», например, «Оболочки повседневности: маргиналии быта»; материалы телевизионного проекта «Вещь с историей», а также выставок, проводимых музеем нонконформистского творчества в Санкт-Петербурге.

Выводы:

1. Эволюция человеческого общества, усложнение социальных отношений обусловили формирование в недрах социума вещевой подсистемы институтов, механизмов воздействия и формирования индивида.

2.Генетически вещь непосредственно сопрягается с социокультурным развитием и по мере своего разрастания создает искусственную среду -

вещесферу.

12

3.На современном этапе изначальное социокультурное противоречие «человеческое - вещественное» утрачивает свойство напряженности и приобретает характер культурной дихотомии.

4.Многомерное явление хозяйственной культуры содержит в качестве основы вещный континуум, но подвергается в современной ситуации эрозииисмысловоймодификации.

5.Всестороннее влияние вещесферы на личность трансформируется в индивидуализацию, рефлексию, стиль мышления, вкус и чувство меры.

6.Фундаментальное положение «человек - мера всех вещей» приобретает в наши дни новые, часто противоположные смыслы и оттенки значений, что отражает дегуманизацию современной культуры;

7.Потребительская культура содержит инструментарий решения многих сложных социально-гуманитарных проблем и, в частности, гармонизации отношений человека и среды.

Положения, выносимые на защиту:

Вещь объединяет в себе утилитарно-функциональные и духовноэстетические свойства - выполняет как интегрирующую, так и дезинтегрирующую функцию.

Значение вещи определяется контекстом ее использования.

Роль и место вещи в общественных отношениях влияет на формирование типа культуры. В этом смысле можно выделить «вещественные» и «невещественные» культуры, то есть те, где вещь является доминантой и те, где она носит подчиненный характер.

Взаимопроникновение человеческой и вещной культурной субстанции способствует возникновению культурного единства при сохранении многообразия форм такого взаимодействия.

Обращение к проблемам вещесферы способствует выработке антропологической концепции культуры, интеграции знаний о культуре в единое исследовательское пространство.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в курсах культурологии, философии, эстетики на гуманитарных факультетах высших учебных заведений; в специальных курсах и семинарах, в разработке новых воспитательно-образовательных программ и коррекции уже 13действующих.

Содержание и методологическая основа исследования применимы для дальнейшей разработки проблем, связанных с изучением человека и предметного мира.

Апробация работы

Основные положения диссертации отражены в 13 публикациях;

прошли обсуждение на заседании кафедры культурологии, излагались на аспирантских семинарах (Н.Новгород 2001, 2002, 2003 гг.), на сессиях молодых ученых (2001, 2003 гг.), на конференциях в Н.Новгороде и СанктПетербурге.

Структура диссертации

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 330 наименований на русском и английском языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Проблемы опредмечивания мысли и осмысления вещи не новы, но актуализировались в наши дни в связи с ростом потребительства, с наступлением вещественности на духовную жизнь, поглощением человека в окружающем его предметном мире.

Пожалуй, ни одна из культурных сфер не выявляет столь полно дуалистического положения человека, выступающего творцом и творением одновременно, как сфера вещественной культуры. Именно это положение является отправной точкой в диссертации В.С.Дуцева, посвященной человеческому измерению вещного мира культуры. Осуществив в своем исследовании синтез субстанциональных и субстратных мер в едином -

14

разделенном конструкте субъекта и объекта культуры, автор заключает: «Существует единая-разделенная структура мира культуры по образу и подобию «мирового целого» Она соподчиняет субстанциональносубстратные характеристики субъекта и объекта, обеспечивая соизмеримость человеческого и вещного, духовного и материального, идеального и реального многообразия культуры»'.

В настоящей диссертации, продолжающей направление этого научного поиска, акцент сделан на феномене индивидуального и общественного самовыражения человека с помощью потребления вещей.

Одной из задач, поставленных в работе, стало рассмотрение основных модальностей вещи, проявляющихся в культуре: материальной

(сотворенной), функциональной (творящей), семантической

(воздействующей).

К общекультурным свойствам вещи можно отнести ее материальность, чувственное воздействие, объективность, неразрывную связь вещи с человеком, с контекстом и ситуацией как условиями реализации вещи в человеческой жизни.

Смысловая наполненность вещи базируется, с одной стороны, на ее культурной принадлежности, с другой - на индивидуальных особенностях воспринимающего ее человека. Вещь становится текстом, содержащим информацию для человека лишь в том случае, если он знает и понимает ее культурную основу. Содержание «текста» вещи, то есть ее смысл, наполняется по мере развития способности человека к ее прочтению.

Знаковый характер вещей определяется с учетом их свойств отражать в человеческом сознании объективные связи и отношения между предметами и явлениями действительности: истинности-ложности, реальностиирреальности, известности-неизвестности, возможности-невозможности, зависимости-независимости, определенности-неопределенности и др.

' Дуцев B.C. Человеческое измерение вещного мира культуры. Автореф. дис. ... канд. философских наук. - Н.Новгород, 2002. С. 8.

15 Это дает возможность выделить интеллектуальную, историческую,

художественную сферы бытования вещи, выявить определенные закономерности в отношении к вещам. От античной максимы «человек есть мера всех вещей» до современной аксиомы «вещь как мера человека» проходит сложный и противоречивый процесс нравственного, гуманистического, общекультурного развития человечества. За этот долгий путь вещь приняла на себя искаженные парадигмальной культурой функции духовности, а человек - свойства вещественности. Кульминационной точкой этого процесса можно считать кризисные явления в культуре XX века, по поводу чего справедлива мысль о том, что «концлагерь стал апофеозом торжества вещи над человеком» (Ю.В.Лоскутов).

Современник многообразно детерминирован вещами на фоне общего антропологического кризиса, что влечет кардинальную перестройку культурных механизмов. Исчезающая человечность бытия, «компенсируемая» его вещевой обустроенностью, является вызовом нашего времени, требующим научно-гуманитарного ответа.

Впервой главе «Когнитивная модель категоризации вещи» вещь рассматривается как универсальная категория, выступающая как способ сжатия многообразия вещного слоя универсума, как концептуализация пространства исследования. Здесь же устанавливается разграничение понятий «вещь» и «предмет» с философской, этимологической и социальной точек зрения.

Одновременно раскрывается смысл вещественности как свойства предмета, привнесенного в процессе «общения» с ним человека.

Смысловые уровни, накладываясь друг на друга, образуют карту памяти вещи, в которой отражаются не только история вещи, но и жизнь людей, к ней сопричастных.

Ввещи выражены, с одной стороны, общественные тенденции: умонастроения, мировоззрение поколения, мода, стиль эпохи, с другой - особенности индивидуального образа жизни, характера индивидуума - его

вкус, специфика внутреннего мира личности, мировосприятие и

мироощущение отдельного человека. Вещь всегда единична и множественна, 16исключительна и универсальна, абстрактна и конкретна,

Вешь - это сложное, комплексное отражение эпохи, ее культурных

идеалов (эталонов, предпочтений, стереотипов). Как источник информации об эпохе, вещь позволяет судить о политическом строе, научных достижениях, технических возможностях, человеческих взаимоотношениях и

других экстраутилитарных факторах истории человечества.

 

 

Таким

образом,

вещь

может рассматриваться

как

особое

культурологическое понятие, субстанциональное и субстратное, отражающее

определенные культурные закономерности и релевантное целям

культурологического познания.

Темпоральные свойства вещи в исторически обусловленном сознании

человека имеют двоякую природу: с одной стороны, это чувственное

восприятие вещи (ее перцептуальное время), с другой - знания,

представления, образы, которые складываются в образ вещи (ее концептуальное время). Вещь становится в такой интерпретации феноменом антропологизированного времени.

Если в ранних культурах, например, в Древней Греции, утилитарная и художественная деятельность были тождественны и обозначались одним термином - греческим «тεχоη» и латинским «ars», в средневековье - ремесло и искусство также взаимосвязаны, то со второй половины XIX века в историю, которую создавали люди, вторгается машина. По мере стремительного развития машинного производства происходит резкий перелом во взаимоотношениях человека и вещи, нарушается адресный характер производства, а вещь перестает быть посредником между своим создателем и своим обладателем.

Двадцатый век стал веком враждебных человеку неуправляемых вещей. Возникшие в эту эпоху такие явления, как массовая культура и китч, ознаменовали собой нарушение гармонии между человеком и вещью. Уже не человек, а вещь становится его мерой. «Прежде человек был ритмической мерой вещей, теперь же сами вещи задают человеку свой дискретный ритм

— внезапно и дискретно возникают, приходят в негодность или же, еще не успев17 состариться, уступают место другим»1.

Единичность и неповторимость как атрибуты вещи в современном

мире исчезают, на смену им приходит унификация и глобализация вещных

систем. •

Каждый вещественный строй рождает свой тип человека. Недостаток

вещей, отсутствие личного пространства, своей «вещесферы» изменяет личность. Вырванный из привычной обстановки, человек ощущает дискомфорт. Отказ человеку в праве иметь что-то «свое», «личное» может использоваться как наказание, что проявляется в системе пенициарных учреждений, в тоталитарных государствах как вспомогательное средство для управления людьми, - отсутствие вещей, их одинаковость унифицирует людей.

Вот почему в современном мире наряду с тенденцией к всеобщей интеграции, глобализации, все более востребованным становится все то, что «уникально» (авторское, эксклюзивное - неповторимое). Вещь становится связующим звеном в антиномии «цивилизация - культура».

Произведения искусства и моральные нормы, наука и техника, религия и право, целесообразно созданные предметы и манеры поведения — все это культурные феномены, которые ведут индивида к самому себе, но более совершенному. Созданные человеком феномены «объективного духа» обладают относительной самостоятельностью по отношению к субъекту. В них всегда есть момент смысла, который создатель не учитывал, но он оказался обнаружен другими, а потому их дальнейшая эволюция от нас не зависит, и «объективный дух» в состоянии отделяться от общих целей культуры.

Вещь «гипотетическая» проходит путь от идеи до метафоры, знака и символа, выявляя многогранность нематериальных свойств материального мира, сотворенного человеком. Именно он, выступая в качестве создателя

1 Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 2001. - С. 173.

18 вещевого универсума, способен оживить его, вдохнуть некий отвлеченный

смысл, извлечь для себя новые смыслы и значения им созданного.

Таким образом, вещь, зарождаясь в голове человека, проходя через его

руки, теряет свою омертвелость, обретает «плоть», ассимилируется в культурном контексте. Именно это обстоятельство позволяет рассматривать вещь как синтезирующий продукт культуры. Мифологическое, фольклорное, художественное, символическое осознание вещей привело к тому, что их комбинациями по правилам риторики занялись дизайнеры, стилисты, выстраивая из них культурные тексты. Многие из вещей (электрическая лампочка, флаг, серп, молот, телевизор и т.д.) стали воплощать собой парадигмообразующие идеи своего времени. Возникает реапоэтика,

отражающая законы литературно-текстовой поэтики, регулирующая предметный хаос и вещевой поток, передающий идею бесконечности бытия.

Вторая глава «Вещь в ключевых параметрах своего

возникновения и функционирования» уделяет внимание самому процессу порождения вещей, умножающему человеческий потенциал - успешность, интеллект, волю, настойчивость, последовательность, творческую фантазию.

Понятие «мануфакт» - производное от латинского «manus» - рука, означает «рукотворный». «Понятие «мануфакт», предложенное в археологии, использовалось для того, например, чтобы противопоставить «вещественный источник письменному (ср. «манускрипт» - рукопись, но не текст вообще)»'.

Мир, создаваемый человеком, изначально включал с себя только мануфакты, то есть вещи - продукты ручного труда. Отличие мануфакта от редимейда состоит не только в способе создания. Если в мануфакте (например, произведении искусства) главное - насколько выражена, воплощена идея (превалирует духовное начало), то в редимейде (промышленный продукт) основное - материал, технология, т.е. материальное начало.

Пройдя в эволюции природную стадию, стадии мануфакта, редимейда, артефакта, вещь обрела относительную независимость от своих

Клейн Л.С. Археологические источники. - Л., 1978- - С.83.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]