Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция. Современная архитектура.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
848.38 Кб
Скачать

Преображаем существующее

Многие из нас в будущем предпочтут отдыхать вне цивилизации, где не будет ни одного, даже построенного знаменитым архитектором по последнему слову техники здания. Но рано или поздно придет время вернуться в привычную среду обитания – в города, которые будут расти и расти.

От современной архитектуры с ее размахом мы могли бы ожидать "планов громадье" по развитию именно мощных градостроительных проектов. Но в реальности этого не происходит. Хотя так называемые Master plan и присутствуют на сайтах и в разработках почти во всех известных архитектурных фирмах, но они касаются переустройства отдельных районов или кварталов и отнюдь не претендуют на "генеральные планы переустройства" того или иного города.

Когда в одном интервью Фрэнка О. Гери спросили, почему так происходит, он ответил – слава богу, что это так, потому что радикально города перестраивают только диктатуры. А тот "хаос", который царит сегодня в архитектурном мире, когда жизнь переустраивается не в одно мгновение по приказу, а постепенно, метр за метром, постоянно обновляясь, – это признак демократии.

Итак, современным архитекторам не суждено выстраивать свои "Германии" (как Шпееру), уничтожать старые кварталы, прокладывая новые проспекты, зато они могут реально улучшать и преображать уже существующую городскую застройку и делают это часто с блеском и потрясающей фантазией.

Одна из новых тенденций – полное техническое санирование и архитектурное переустройство бывших заброшенных индустриальных комплексов, торговых складов, корабельных доков. Здесь преуспели прежде всего немцы, австрийцы и англичане.

На месте и внутри этих пустовавших объектов возводятся как жилые, так и спортивные и культурно-развлекательные комплексы. Из наиболее ярких примеров – переустройство в жилой дом фирмой Жана Нувеля промышленного здания "Газометр" на окраине Вены, превращение бывшей электростанции в Музей Tate Modern в Лондоне (архитекторы Херцог и Де Мерон), а также возведение гигантского музейного комплекса Confluence в Лионе, в районе слияния рек Роны и Соны во Франции, на месте бывшего индустриального района (австрийская архитектурная студия Coop Himmelblau).

В Лондоне, в районе Истсайда, который еще десятилетие назад представлял собой пустыню брошенных доков и складов, сегодня кипит жизнь. Если раньше в этих местах вообще никто не жил и река гнила у берегов, то к 2000 году здесь были проведены санация и реорганизация целых кварталов, построили свои чудо-здания Фостер (уже упоминавшееся Great London Authority) и Роджерс ("Миллениум Дом"). В результате район оказался экологически чистым, с прекрасно развитой современной инфраструктурой, цены на квартиры выросли неимоверно, и Истсайд превратился в один из самых модных районов города.

Архитектура играющая

Архитектура будущего не только дает нам кров, не только обслуживает мегаполисы, она все больше и больше "играет" со зрителем. Огромное количество полифункциональных культурно-развлекательных комплексов проектируется и строится по всему миру.

Библиотеки сегодня – сложные организмы, сочетающие всевозможные средства получения информации, лекционные залы, кафе, магазины, информационные центры – все чаще называются "медиатеками". Образцово-показательный пример этого жанра – Медиатека японца Тойо Ито в северояпонском городе Сёндай, построенная в 2001 году.

Музеи превращаются в целые города, где помимо собственно залов с эскспонатами существуют различные интерактивные пространства, "общающиеся" с посетителями, кинозалы и театры, рестораны и читальные залы.

Тойо Ито (род. в 1941 году), уроженец Японии, окончил Токийский университет. Уже в 1971 году основал свое собственное архитектурное бюро под названием "Toyo Ito & Associates". Работает в Японии, Китае, Германии. Соединяет европейскую традицию минималистски-конструктивистской архитектуры с японскими и корейскими народными строительными приемами и особенностями. Проект последних лет, привлекший международное внимание, – здание Медиатеки в городе Сёндай на севере Японии (1998-2001 годы). Медиатека – полифункциональный комплекс, родоначальник нового жанра, заменяющего традиционную "библиотеку". Основа постройки – сетка из бетонно-стальных конструкций, окруженная стеклянной оболочкой, создает особые эффекты присутствия здания в городе.

Помимо музеев современного искусства очень популярно строительство музеев натуральной истории и техники, внутри которых дизайнеры дают простор своему воображению. Один из самых примечательных комплексов такого рода открылся в 2001 году в английском городе Ротэрхеме, в графстве Южный Йоркшир (проект известной лондонской фирмы Wilkinson&Eyre).

Под комплекс, получивший символическое название Magna и заявленный как первый Science Adventure Centre в Европе, была использована территория бывшего сталелитейного завода. Внутренние гигантские помещения цехов с помощью компьютерного проектирования были переделаны таким образом, что более всего эти пространства стали напоминать кадры из фантастических фильмов.

В четырех отсеках интерактивные инсталляции рассказывают о свойствах четырех первоэлементов природы: воды, земли, воздуха, огня. Например, в зоне огня с помощью особой установки создается огненный смерч, в зоне воздуха построена аэродинамическая труба, в которой посетители наглядно изучают особенности движения воздуха, и так далее.

То есть, это уже не музей, а своего рода научно-популярный аттракцион, вызвавший огромный интерес у публики. Сразу после его открытия число посетителей превысило 100.000 ежемесячно.

Один из краеугольных камней успеха такой архитектуры – ее интерактивное начало, вовлечение зрителя в процесс освоения той или иной информации. Интерактивность – знак актуальности архитектуры.

Павильоны и постройки, существующие в городских парках, внутри экспозиционных пространств, на площадях городов и "играющие со зрителем", реагирующие на его присутствие, "откликающиеся" на публику, – это любимое детище многих архитекторов молодого поколения.

И если раньше зрители развлекались в комнатах с кривыми зеркалами или в садовых лабиринтах, то теперь к их услугам новейшие достижения аудио-, видео- и цифровой техники внутри модных построек.

Голландец Ларс Спейбрук прославился именно такой "игровой" архитектурой. Сначала в мае 2004 года на окраине голландского города Айндхофен на территории парка "Новой медиальной индустрии", где располагаются офисы нескольких медиа-компаний, он создал SonO-house.

Это павильон из алюминиевых полос, соединенных в форму, напоминающую цветок. Он не имеет никакой другой функции, кроме той, чтобы с помощью запрятанных внутрь сенсоров следить за движениями публики и реагировать на них изменением света и музыки.

А совсем недавно в маленьком голландском городке Детинхеме появилась его же D-tower. Эта башня представляет собой "каплю" из матового пластика на трех опорах (высота сооружения – 12м), внутри которой находится компьютерный центр.

Проект – затея местных городских властей, цель которой – современный архитектурный аттракцион, поднимающий интерес к городу у соседей и самосознание жителей, гордящихся тем, что в их городке стоит здание молодого модного архитектора. Отныне детинхемцы, отвечая в интернете на особую анкету, могут сообщать башне свое настроение, и сумма этих сигналов окрашивает ее в зависимости от доминирующего в тот или иной день в городе настроения в разные цвета.