Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках.DOC
Скачиваний:
19
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
87.55 Кб
Скачать

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет

Кафедра философии

Конспект

“Рассуждение о методе

для хорошего направления разума

и отыскания истины в науках.”

Преподаватель: Быданов В.Е.

Студент: Виноградов К.Ю.

Группа: 6361

Санкт-Петербург

1997 Год.

Copyright © 1997 by Vinogradov Konstantin 021097VK&Comp

Рассуждение о методе

для хорошего направления разума

и отыскания истины в науках.

Содержание

  1. Введение

  2. Часть 1 (Соображения, касающиеся наук)

  3. Часть 2 (Основные правила метода)

  4. Часть 3 (Некоторые правила морали, извлеченные из этого метода)

  5. Часть 4 (Доводы, доказывающие существование бога и человеческой души, или основание метафизики)

  6. Часть 5 (Порядок физических вопросов)

  7. Часть 6 (Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы)

  8. Примечания

Введение

Если рассуждение это покажется слишком длинным, чтобы прочесть его сразу, можно разделить его на шесть частей. В первой части окажутся тогда различные соображения, касающиеся науки; во второй - основные правила метода; в третьей - некоторые правила морали; в четвертой - доводы, посредством которых он доказывает существование бога и человеческой души, составляющие основу его метафизике; в пятой - порядок исследованных им вопросов физики, и в частности - объяснение движения сердца и некоторых других затруднений, относящихся к области медицины, а также выяснений различия, существующего между нашей душой и духом животных; в последней части автор указывает на то, что, по его мнению, необходимо для более успешного, чем прежде, продвижения в деле исследования природы, а также мотивы, побудившие его писать об этом.

Часть 1 Соображения, касающиеся наук

Здравым смыслом люди наделены лучше всего остального, ибо каждый полагает в себе столько здравого смысла, что даже люди, наиболее притязательные в других областях, обычно довольствуются тем здравым смыслом, которым они обладали.

Способность правильно судить и отличать истинное от ложного - что, собственно, и именуется здравым смыслом или разумом - от природы у всех людей одинакова. Таким образом, различие наших мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, но только от того, что мы направляем наши мысли разными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. Что касается разума или смысла, то - поскольку он - единственное, что делает нас людьми и отличает нас от животных, - мне думается, что он в полной мере присущ каждому. По мнению философов, что

2

большее и меньшее присуще только случайным качествам (accidents), а отнюдь не формамили природе индивидуумов одного и того же рода. Я выработал себе

метод, который, как мне кажется, дает мне возможность постепенно расширять мои познания, поднимая их мало-помалу до самой высокой степени, какая только достижима при посредственности моего ума. Таким образом, он намерен здесь не обучать методу, которому должен следовать каждый для хорошего управления своим собственным разумом, то только хочет показать, каким образом он сам старался управлять своим собственным.

Я с детства был вскормлен науками, и так как меня уверяли, что с их помощью можно приобрести ясное и достоверное знание всего, что полезно в жизни, то мне чрезвычайно хотелось их изучить. Но как только я закончил весь курс обучения совершенно изменил свое мнение. Я до того запутался в сомнениях и ошибках, что начал думать, что единственным результатом моего обучения было все возраставшее убеждение в своем невежестве.

Я полагал, что отдал уже достаточно времени языкам, а также и чтению книг древних с их историями и небылицами. Беседовать с писателями других веков - почти то же, что путешествовать. Полезнее познакомиться с нравами других народов, чтобы более здраво судить о наших собственных, и не считать, что все, не согласное с нашими обычаями, смешно и противно разуму, как это обычно думают те, кто ничего не видел.

Я весьма почитал красноречие и влюблен был в поэзию; но я полагал, что и первое и второе - скорее дарования ума, чем плоды учения. В ком наиболее сильна способность рассуждать и кто лучше всего переваривает свои мысли, чтобы сделать их ясными и понятными, те могут всегда наилучшим образом убедить других в том, что они предлагают, хотя бы они говорили только на нижнебретонском наречии и никогда не изучали риторики.

Мне особенно нравилась математика, по причине достоверности и очевидности ее доводов; но я еще не уяснял себе ее истинного применения и, думая, что она служит только механическим искусствам, дивился тому, то при такой прочности и солидности ее оснований на них не воздвигнуто ничего более возвышенного.

Я благовеял перед нашим богословием и не менее всякого другого чаял достичь царства небесного, но, узнав достоверно, что людям невежественным путь туда открыт не в меньшей мере, чем людям ученым, и что истины, познаваемые путем откровения, выше нашего разумения, я не осмеливался сделать их предметом моих слабых суждений и полагал, что для успешного их исследования нужно иметь некое сверхъестественное содействие неба и быть более, чем человеком.

Решив не искать иной науки, кроме той, какую можно найти в себе самом или в великой книге мира. Ибо мне казалось, что в рассуждениях каждого о делах, непосредственно его касающихся, и притом таким образом, что ошибка может повлечь за собой для него наказание. А я всегда горячо желал научится различать истинное от ложного, чтобы отчетливо разбираться в своих действиях и уверенно идти в этой книге.