Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

gorod_groznyi_774

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
03.05.2018
Размер:
2.93 Mб
Скачать

ли кинорежиссеры Ильяс Татаев и Виктор Дюков, операторы Валерий Кузьменко и Василий Приходченко, ученыйархеолог В. Виноградов, звукорежиссер Вадим Беспалов. В начале 1971 г. Северо-Кавказской студией кинохроники был выпущен двадцатиминутный документальный фильм «Века и годы», посвященный 50-летию ЧИАССР. Позже, в 1972 г., вышел, снятый по заказу Министерства здравоохранения ЧИАССР, цветной полнометражный фильм Ильяса Татаева «Долгожители Чечено-Ингушетии», по сценарию Б. Киндаро-

ва [5, с. 198].

В кинотеатрах «Родина», «Космос», им. Челюскинцев демонстрировались художественные фильмы «Вихри враждебные», «Пролог», «Высота», «Павел Корчагин», «Песня табунщика» и «Карнавальная ночь» с субтитрами на чеченском и ингушском языках.

Театральным и танцевальным искусством вайнахских актеров восхищались далеко за пределами республики. Классикой Чечено-Ингушского драматического театра им. Х. Нурадилова стала пьеса А. Хамидова «Бож-Али». Также популярностью пользовались комедии «Женитьба Цаэбы», «Мирзаусач», «Храбрый Кикила», «Женитьба», «Ревизор» и многие другие [9, с. 215–222]. В репертуаре театра были грузинские, балкарские, дагестанские, туркменские, киргизские, белорусские пьесы, русские и зарубежные классические произведения. Надолго остались в памяти зрителей спектакли театра им. М.Ю. Лермонтова – «Иркутская история», «Братья Ершовы», «Гамлет», «Денис Давыдов» и другие.

Внем начинали свой творческий путь народный артист

СССР Махмуд Эсамбаев, Гелани Юсупов, Андарбек Садыков, Ваха Дакашев.

Всвое время в коллективе ансамбля песни и танца работали такие выдающиеся артисты, как популярная исполнительница песен народов Востока Марьям Айдамирова, талантливые певцы Султан Магомедов, Джансари Шамилева,

241

Идрис Цицкиев, Саид Шаипов, Валид Дагаев, музыкант и композитор Умар Димаев, прославленные танцовщики, исполнители характерных танцев Боклу Ибрагимов, Магомед Гичибаев, Султан Абдулсаламов, Абдул-Ваид Дамкаев, Шита Эдисултанов, Зулай Сардалова, Саид-Эмин Януркаев, Докка Кагиров. Вместе с лучшими профессиональными коллективами страны ансамбль принимал участие во многих всесоюзных и всероссийских фестивалях Ансамбль побывал во многих странах мира: Аргентине, Мексике, Перу, Сан-Сальвадор, Коста-Рике, Панаме, Португалии, Германии, Чехословакии, Иордании, Кении, Мозамбике, Сирии, Турции и других странах. В 1975 г. «Вайнах» был удостоен Ордена «Золотая звезда высшей степени» Хашимитского Королевства Иордании – в знак благодарности чеченскому народу и за высокое исполнительское мастерство [2].

Композиторы Чечено-Ингушетии создали множество симфонических произведений, исполняемых не только под аккомпанемент фортепьяно, но и симфоническим оркестром. В 1971 г. состоялась телевизионная премьера симфонии композитора У. Бексултанова «За власть Советов» в исполнении симфонического оркестра Чечено-Ингушской филармонии [5,

с. 188].

Во второй половине XIX в. учреждения культуры и высшего образования Грозного достигли наиболее значительных успехов, именно в это время город Грозный, пройдя тяжелый путь становления и развития, становится не только промышленным, но и культурно-образовательным центром всего Северного Кавказа.

ЛИТЕРАТУРА

1.60 лет Чечено-Ингушской АССР. Статистический сборник. Грозный, 1982.

2.«Высокий полет чеченского танца» // Молодежная смена. 25 ноября 2009. №94(712).

242

3.Грозненский Государственный нефтяной институт им. акад. М.Д. Миллионщикова 1920-2005. Отв. ред. профессор И.А. Керимов. Грозный, 2005.

4.Ибрагимов Муса М., Нуридова А.Х. Восстановление ЧИАССР и развитие высшего и среднего специального образования в республике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию Референдума 23 марта 2003 года и принятия Конституции Чеченской Республики (г. Грозный, 20 марта 2013). Грозный, 2014.

5.Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941 – 1980 гг.). Сборник документов и материалов. Грозный: ЧеченоИнгушское книжное издательство, 1985.

6.Кусаев А. Говорит и показывает Грозный (История чеченского радио и телевидения). Грозный, 2008.

7.Кусаев А. Писатели Чечни (Очерки жизни и творчества). Грозный, 2011.

8.Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. В 2-х т. Т. II. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1972.

9.Ташаева Р.А Чечено-Ингушский драматический театр: его роль в формировании толерантности в обществе 1950-1980 гг. // Культура Чечни. История и современные проблемы. Москва, 2002.

10.Уциева Ш. Библиотеки Чеченской Республики вчера и сегодня: работа библиотек в экстремальных условиях // Вайнах. 2003. №7.

11.Чеченский государственный университет. Отв. ред. профессор А.А. Халидов. М.: Дизайн Хаус, 2012.

243

Кафар-заде Ламия Расим кызы

г. Баку

РОЛЬ И МЕСТО НЕФТИ В ИСТОРИИ ГОРОДОВ БАКУ И ГРОЗНОГО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация: В данной статье освещается не только место бакинской и грозненской нефти в геостратегических планах великих империй в годы ВОВ, но и ее поистине незаменимая роль в победе

СССР над фашизмом.

Ключевые слова: нефть, нефтяная промышленность, Баку, Грозный, ВОВ, СССР, Азербайджан, Чечено-Ингушская АССР, Кавказ, Германия.

Abstract: The present article deals not only with the place of Baku and Grozny oil reserves in geostrategic plans of great empires during the Great Patriotic War, but its really irreplaceable role in the Soviet victory over fascism.

Key words: oil, oil industry, Baku, Grozny, the Great Patriotic War, USSR, Azerbaijan, Chechen-Ingush ASSR, Caucasus, Germany.

Великая Отечественная война является не только одним из кровавых событий XX в., унесших жизни более 50 млн. чел., но и явилась суровым испытанием для многочисленных народов, выявившим их героизм, патриотизм и великую самоотверженность. Как известно, Великая Отечественная война носила интернациональный характер, и одними из народов, мужественно проявивших себя в ней, являются именно азербайджанский и чеченский народы, которые не только предоставили фронту боевую силу (около 700 тыс. азербайджанцев, из которых погибло более 1/2, и 40–50 тыс. чеченцев были мобилизованы на фронт), но и бесперебойно обеспечивали советскую армию всем необходимым, в частности продовольствием, вооружением, военной техникой и т.д., но самое главное – нефтепродуктами. Борьба с фашизмом являлась в указанный период основной целью обоих народов. Именно Азербайджанская ССР и Чечено-Ингушская АССР были самыми главными поставщиками горюче-смазочных материалов для военной техники Союза. Баку и Грозный, являющиеся, к то-

244

му же, городами-побратимами, славились наличием богатейших районов нефтяных запасов на Кавказе. Отметим, что к 1940 г. в

СССР добывалось 31,1 млн. тонн нефти, причем, около 80% всей добываемой советской нефти приходилось именно на Азербайджан, а около 15% на северокавказские нефтяные месторождения, главным образом на город Грозный. Только в первый год Великой Отечественной войны нефтяники Баку добыли 23,5 млн. тонн нефти (показатель рекордной добычи нефти! Впервые в истории нефтяной промышленности Азербайджана!). За годы войны в Азербайджане было добыто 75 млн. тонн нефти, произведено 80% общесоюзного бензина, 90% – лигроина, 96% – масел. Четыре из пяти самолетов, танков, автомашин были заправлены бензином, выработанным на бакинских нефтеперерабатывающих заводах из нефти, добытой на бакинских промыслах. Из 83% разного горючего, более 70%, приходится на Баку, а авиационного бензина, более 90% [10]. Азербайджанский же участок Южно-Кавказской железной дороги переправил более 500 тыс. цистерн с нефтепродуктами [1, c. 235, 261]. К слову, в период I мировой войны 15% от общего объема нефти, произведенной в мире, приходилось также именно на долю Азербайджана. «Как писал в 1918 г. английский журнал «Near East», «Баку – это величайший нефтяной центр мира. Если нефть королева, то Баку – ее трон»» [11]. Между прочим, большую часть капитала международной Нобелевской премии составляют именно доходы, полученные братьями Нобель от бакинской нефти.

Отметим, что нефть Азербайджана всегда являлась объектом интереса России. К слову, вскоре после падения АДР и установления советской власти одним из приоритетных направлений во внутренней политике Азревкома была национализация нефтяной промышленности. Так, согласно декрету от 24 мая 1928 г., нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, нефтеторговые и подсобные к ним предприятия, а также вспомогательные предприятия, изготовляющие оборудования для буровых и нефтеналивных работ, со своим движимым и недвижимым

245

имуществом объявлялись государственной собственностью. Были ликвидированы 272 частные нефтепромышленные фирмы. В результате было национализировано 209 нефтеперерабатывающих фирм, 59 подрядных буровых предприятий, 27 нефтеперегонных заводов и др. Также декретом от 6 июня 1920 г. была национализирована столь стратегически важная для транспортировки нефти отрасль, как Каспийский торговый флот [1, c. 110– 112]. В целом же, за 1920–1924 гг. в Азербайджане было добыто нефти стоимостью в 1,87 млрд. долларов США, что, как указывает отечественный исследователь Т. Айдамиров, практически покрыло все потери золота России в империалистической и гражданской войнах за 5 лет [1, c. 143].

Следовательно, неудивительно, что захват Кавказа с его в то время крупнейшей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью в СССР (главным образом городов Баку и Грозного) являлся приоритетным направлением геостратегии германского верховного главнокомандования. Как отмечает Ч. Султанов, «и в довоенные годы, и в годы Второй Мировой Войны, нефть была предметом самых аморальных сделок и договоренностей» [10]. Одной из ключевых целей таких великих держав указанного периода, как Великобритании, Германии, Франции, США (и даже самого И. Сталина) было уничтожение нефтеносных районов Баку (причем, этот вопрос оставался актуален как в довоенные, военные годы, так и в период холодной войны). Общеизвестно, что двигателем войны являлась именно нефть и тот факт, кто овладеет ее, мог кардинально изменить исход войны. Поэтому каждая из сторон планировала прибрать к рукам богатейшие нефтеносные земли Баку, наоборот же, в случае отрицательного исхода – уничтожить их, дабы не допустить усиления врага. Неудивительно, что тема нефтяного Баку, на долю которого приходилось 75% всей нефти СССР, присутствовала в таких крупных военных кампаниях Вермахта в 1939–1941 гг., как:

BLUCHER – план наступления из Крыма на Кавказ, 1942 г.

BRAUNSCHWEIG – план наступления на Кавказ группы

246

армий «Юг», 1942 г.

EDELWEISS – план захвата Баку, 1942 г.

FISCHZEIHER – план взятия Сталинграда, 1942 г.

SCHAMIL – парашютный десант на Майкоп (Северный Кавказ), 1942 г.

Еще в 1940 гг. Великобритания и Франция по планам

«Pike», «МА-6» секретно планировали с помощью ВВС нанести удары по нефтеносным районам Баку и Грозного [9]. А согласно первому американскому плану атомной войны против СССР

«Totality», города Баку и Грозный являлись одними из 20 горо- дов-целей для удара атомными бомбами [7, c. 30–31]. Как отмечает Ч. Султанов, «пожалуй, ни один из городов СССР, исключая, пожалуй, Москву, так часто не фигурировал в тех или иных секретных документах, касающихся тех или иных аспектов в предвоенные годы в Европе, как азербайджанский город Баку» [10]. Как указывает Беляева, в Иране действовали германские агенты, подготовлялись диверсионные группы, предназначенные для переброски на территорию Советского Азербайджана в целях устройства взрывов и поджогов на нефтепромыслах Баку [2]. Это в свою очередь показывает, насколько важен был нефтяной Баку для великих империй, и, какое место отводилось ему в политических хитросплетениях Европы.

Весной 1941 г. для организации эксплуатации бакинских нефтепромыслов Германия даже создала специальное управление – Штаб Вестфален. По планам, бакинская область должна была стать «немецкой концессией». Не меньшую стратегическую значимость для великих держав представляли и нефтепромыслы Грозного. В Майкопе сидел и ожидал переезда в Грозный германский нефтяной трест с полным штатом инженеров. В походных типографиях немецких дивизионных газет были заготовлены специальные выпуски «О взятии Грозного 24 августа» [12, c. 428]. О том, насколько остро стоял вопрос о захвате кавказских месторождений нефти, свидетельствовало заявление Гитлера: «Если я не получу нефть Майкопа и Грозного, я должен ликви-

247

дировать войну...» [Цит. по: 3].

Уже к концу лета 1942 г. германская армия столкнулась с острым дефицитом горючего и смазочных масел. Румынская нефтяная промышленность не покрывала необходимости в горючем. Единственным выходом для ликвидации создавшегося дефицита в нефтяном балансе был захват богатых нефтяных районов Баку и Грозного. «Германия может покрыть свою, потребность в нефти только за счет Кавказа», – отмечалось в «Плане Штаба ОКВ по овладению кавказскими нефтяными районами» 4 мая 1941 г. [8]. В докладе Розенберга «О преобразовании Кавказа» говорилось, что нефтяные богатства должны были перейти к акционерным обществам «Континенталь-Оль», «ОстОль», «Карпатен-Оль» [3]. В секретной директиве ОКВ №45 от 23 июля 1942 г. «О продолжении операции «Брауншвейг» планировалось направить танковые и моторизованные соединения для захвата нефтеносных районов Грозного и Баку 17 и 25 сентября 1942 г. соответственно. План операции получил кодовое название «Эдельвейс». Для их захвата фашистское командование выделило отборные танковые, моторизованные и горно-егерские войска. «О тщательности подготовки операции и проработке деталей говорит, в частности, тот факт, что штабы частей и соединений группы армий «А» уже были обеспечены специальным «Справочником-путеводителем по Кавказу», изданным в 1942 г. в Лейпциге. В нем были указаны основные районы и цели вторжения: «Баку – нефтяные фонтаны, Грозный – лучший в мире бензин, Кабарда – молибден, Осетия – цинк, Зангезур – медь» [11]. Для продвижения на Баку в дополнение к ударной группировке на Грозненско-Махачкалинском направлении было выделено одно из лучших соединений вермахта – дивизия «Великая Германия». К тому же, стратегическую важность Грозного для всего СССР демонстрирует и прибытие сюда в 1942 г. генерального комиссара госбезопасности, члена ГКО Л.Берия для руководства на месте подготовительными работами по обороне города и нефтехимической промышленности Грозного [5, c. 233]. Как

248

известно, зимой 1942–1943 гг. шли ожесточенные бои под Сталинградом. «Фельдмаршал Манштейн по телефону умолял Гитлера переподчинить ему германские войска на Кавказе и перекинуть их, чтобы оказать помощь армии, увязшей под Сталинградом. «Нет, – отвечал фюрер, – нам важен вопрос захвата Баку. Если не получим кавказскую нефть, война проиграна»» [Цит. по: 10]. К слову, на торте, преподнесенном Гитлеру в день его рождения 20 апреля 1942 г., было изображено Каспийское море и город Баку с нефтяной вышкой (см. рис. 1).

Еще в 1941 г. для эксплуатации кавказских нефтяных районов было запланировано создание «Континентального акционерного нефтяного общества», а в Берлине в 1942 г. был открыт специальный научно-исследовательский институт по использованию экономического потенциала Кавказа, в котором главное место отводилось нефтяным ресурсам. Геополитические цели нацистской Германии не ограничивались захватом нефтеносных районов. Так, в своем докладе «О преобразовании Кавказа» Розенберг писал: «Задача Кавказа прежде всего является политической задачей и означает расширение, континентальной Европы, руководимой Германией, от Кавказского перешейка на Ближний Восток». Во главе германской администрации на Кавказе должен был стоять «имперский покровитель по Кавказу», или «наместник по Кавказу». Во главе отдельных районов намечалось поставить «наместников». Намечалось создание пяти больших управлений: Грузия, Азербайджан, Горный Кавказ, Кубань, Терек

[Цит. по: 3].

В октябре 1942 г., осознав безуспешность попыток захватить Грозный с его нефтеносными участками, фашистское командование приступило к массированной бомбардировке города. Основной целью было разбомбить нефтехранилища, нефтезаводы, резервуары с керосином, бензином, мазутом. Так, на протяжении 10–15 октября армада «Юнкерсов-88» нещадно бомбила Грозный. Из 188 вместительных нефтяных резервуаров были уничтожены 87. Столбы дыма над Грозным были видны даже в

249

Махачкале. Клуб дыма заслонял солнце над городом. Самым страшным оказался пожар в нефтяном амбаре, где хранился 1 млн. тонн нефти. «Через разрушенные бомбами ограждения и земляные валы пылающая нефть потекла в город. Все, что попадалось ей на пути, расплавлялось, превращалось в бесформенные груды. Трамвайные рельсы и металлические опорные столбы гнулись и скручивались, как стебли травы. Возникла опасность затопления горящей нефтью жилых кварталов» [5, c. 238]. Горела даже река Сунжа из-за вылившихся в нее нефтепродуктов. Лишь ценою жизней храбрых чеченских пожарников этого удалось избежать. В 1968 г. в Грозном был открыт памятник в честь этих погибших пожарных. В 2015 г. Грозному заслуженно было присвоено достойное звание «Город воинской славы».

Отметим, что как в Азербайджане, так и в ЧеченоИнгушетии в 1940-х гг. ведущей отраслью экономики была нефтяная промышленность. Основной задачей руководства обеих республик было увеличение нефтедобычи с целью бесперебойного обеспечения фронта нефтепродуктами. Как следствие, экономика обеих республик стала перестраиваться на военный лад. Прилагались большие усилия по увеличению добычи нефти, разработке новых нефтяных месторождений, усовершенствованию методов добычи и переработки нефти и т.д. Как было указано выше, в 1941 г. бакинские нефтяники, досрочно выполнив план добычи нефти на 102,2%, обеспечили фронт рекордным количеством нефти – 23,5 млн. тоннами. «Знаменитая сураханская белая (легкая) нефть давала очень высокий выход бензина. Суточная добыча этой нефти была доведена до 2000 т. В первый год войны ее было добыто больше, чем за 20 предыдущих лет...

Это было достигнуто путем нечеловеческих усилий и полного разрушения пластов, содержащих эту нефть» [11]. Несмотря на все трудности военного периода, в 1941 г. в Азербайджане из 58 промыслов нефтяной промышленности 33 досрочно выполнили годовое задание. Радовали показателями и чеченские нефтяники. Уже в 1941 г. нефтедобывающий трест «Грознефтекомбинат»

250

Соседние файлы в предмете Геополитика