Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

английская дипломатия

.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
24.09 Кб
Скачать

Английская дипломатия является классической, своего рода эталоном,она оказала огромное влия­ние на развитие дипломатии в XIX—XX вв. Дипло­матия всех 50 с лишним стран Содружества, да и других стран, сформировалась под воздействием английской дипломатии.

История англий­ской дипломатии началась с установления страной зарубежных торговых отношений, и первым дипломатическим документом была Купеческая хартия, датированная 1303 г.

Самой сильной стороной английской дипломатии является прекрасное знание предмета, проблем, которые подлежат реше­нию, знание страны, в которой предстоит действовать; энциклопе­дические сведения об иностранных государствах передаются из поколения в поколение.

А если учесть, что английской империи прямо или косвенно принадлежала почти половина земного шара («страна, в которой никогда не заходило солнце»), то понятно, что английская документация обычно носит всеобъемлющий характер. В этом английской дипломатии активно помогала и английская разведка, которая была и продолжает оставаться тесно связанной с Форин Офис. Например, материалы, справки, подготовленные к Парижской мирной конференции 1919 г., были настолько солид­ными и достоверными, что использовались другими делегациями.

Английская дипломатия очень умело защищает интересы своей страны и ее граждан. Английский премьер-министр и министр иностранных дел еще в середине XIX в. так сформулировал ее за­дачи: «У Англии нет постоянных врагов и постоянных друзей. У нее есть только постоянные интересы» и «Английский поддан­ный — это своего рода гражданин Римской империи. Сильная рука английского правительства должна оказывать ему помощь и защи­ту в любом уголке земного шара». А министр иностранных дел консервативного правительства М. Рифкинд так сформулировал задачу современной английской дипломатии: «Лучше всего оттал­киваться от изречения лорда Пальмерстона: соблюдение британ­ских интересов должно быть единственной заботой британского министерства иностранных дел»1.

Устанавливая с английскими дипломатами контакты и ведя бе­седы, следует иметь в виду, что они не слишком любят разговоры о глобальных проблемах, в отличие от американцев, которые питают страсть ко всякого рода доктринам. Англичане предпочитают иметь дело с конкретными вопросами сегодняшнего или завтраш­него дня, оставляя «космическую дипломатию» будущего ученым и журналистам. Главной целью британской дипломатии было не позволить ни одному государству Европы занять доминирующее положение в Европе, что сейчас в связи с созданием объединенной Германии становится все более трудной, непосильной задачей для нее. Английская дипломатия настороженно следит за изменением международной обстановки и гибко реагирует на все перемены в ней.

Английская дипломатия не любит делать крутых поворотов в своем курсе, но, когда это ей нужно, она сама выступает с инициа­тивой. В 80-е годы мы не могли склонить Англию даже к подписа­нию декларации о неприменении первыми ядерного оружия (1989 г.). Заместитель министра иностранных дел М. Рифкинд от­верг это предложение, сославшись на то, что «договоры не создают безопасности, как и договоры о ненападении. Они могут даже ус­покаивать и убаюкивать». Заместитель министра иностранных дел Г. Корниенко напомнил, что только вчера английский дипломат выступил за декларацию о свободе морей, но и на это замечание англичанин реагировал отрицательно. А в январе 1992 г. Англия подписала с Россией декларацию «Партнерство на долгие годы», в ноябре 1992 г. по инициативе Британии был подписан российско- британский договор о принципах отношений на основе мира и дружбы. Что изменилось? Возникла новая объединенная мощная Германия, и для Англии важно было иметь Россию дружествен­ным партнером2.

Англия еще в годы первой мировой войны объявила вслед за президентом В. Вильсоном политику «открытых договоров откры­то обсуждаемых», но это был жест, пропагандистский прием. На самом деле она всегда выступала за тайную дипломатию, и харак­терно, что, в отличие от Америки, так называемых «утечек» инфор­мации практически не было. Они имели место только тогда, когда это было выгодно Британии.

Английская дипломатия называла публичную дипломатию, «мегафонной», пропагандистской и обвиняла в таком ведении дипломатии обычно нашу страну. Англичане твердо считают, что, если каждую стадию переговоров делать открытой, то это приведет не только к потере времени, но и к невозможности достижения компромисса.

Приведу один пример:

14 февраля 1984 г. состоялась встреча М. Тэтчер, приехавшей на похороны Ю. В. Андропова, с К. У. Черненко и А. А. Громыко. Встреча прошла в теплой обстановке. Премьер высказалась за решение двусто­ронних советско-английских отношений, подчеркнула риск возмож­ных недоразумений и заявила, что мы «должны разговаривать друг с другом». Она предложила, чтобы летом следующего года для продол­жения обмена мнениями в Москву приехал министр иностранных дел Дж. Хау. Беседа велась в очень доброжелательном тоне. Но возвратив­шись в Лондон, Тэтчер изменила тональность своих выступлений. Она предостерегла против излишнего оптимизма в улучшении отношений с СССР, заявив, что этот процесс будет длиться не месяцы, а годы, а она по-прежнему будет оставаться «железной леди»3.

Итак, две дипломатии: одна для переговоров, другая — для внешнего мира.

Англичане обладают качествами, подходящими для дипломатии. Это, например, их склонность к недосказанности, к намекам. К. Маркс отмечал «лицемерие англичан». Гейне не любил англичан, также считая их неискренними, лицемерами. Англичане стремятся избежать категоричности. Любимым выражением анг­личан будет «мне кажется», «я думаю», «я полагаю», «возможно, я не прав», их характеризует склонность по возможности избегать однозначных ответов «да» и «нет», что создает иногда трудности в понимании их иностранцами. В стиле витиеватости (ни «да», ни «нет») составляются часто и дипломатические документы. Сам английский язык очень идиоматичен, одно слово может иметь много значений, и потому понимание английской речи, понимание того, что на самом деле хотел сказать англичанин и чего он не хотел сказать, бывает нелегким делом. Англичанин исключительно веж­лив и требует такого же обращения от других, он молчалив, с не­знакомыми людьми не будет разговаривать и обсуждать какие- либо вопросы, он может быть холоден и его надо «разговорить». В то же время он очень чуток к намекам, хорошо понимает юмор, но не любит «грязных» шуток и потому иногда осуждает шумные и не слишком приличные немецкие шутки. Культурных, образован­ных англичан отличает изысканность речи, и им нравится, когда эту изысканность оценивают и отвечают тем же. Английских дип­ломатов отличает высокий профессионализм, умение выбрать наи­лучшее время для переговоров. Они настойчиво повышают свою квалификацию — стажируются в военных колледжах, университе­тах, банках, различных фирмах и т. п.

По природе они очень хладнокровны, в критических ситуациях ведут себя уверенно, не преувеличивают опасности, спокойно реа­гируют на изменение обстановки. Их опыт поведения в экстре­мальных ситуациях заслуживает изучения. Очень умело англичане используют свои связи со странами (Британского) Содружества: в ряде случаев с предложениями, выгодными англичанам, выступа­ют страны Содружества, а англичане играют роль «поддерживаю­щей стороны».

Высоко оценивая английскую дипломатию, нельзя не видеть и ее недостатков. Трехлетний срок службы дипломатов за границей вызывает недовольство и самих дипломатов, и жителей страны пребывания. Ко второму году английский дипломат налаживает контакты, а в третьем готовится к их свертыванию. Вновь прибыв­шие дипломаты начинают заново устанавливать контакты.

Некоторые отличают излишнюю самоуверенность и снобизм английских дипломатов. Иногда он настолько заметен, что мешает налаживанию действительно дружеских контактов на равноправ­ной основе. Особое значение английские дипломаты придают эти­кету (он значительно отличается от общеевропейского). Но глав­ное состоит в том, что английские дипломаты поставили этикет на службу внешней политике. Они или идут на нарушение этикета, если от этого они получат выгоду, или, наоборот, доводят правила этикета до крайностей.

1 ИТАР-ТАСС. «Компас». - 19.10.1995. - С. 51.

2 См.: Попов В. И. Меняется страна традиций. Заметки посла и ученого о Брита­нии восьмидесятых. — М., 1991. — С. 151.

3 Попов В. И. Меняется страна традиций. — С. 148.