Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАОЧНОЕ Риторика заочники ГМУ / Даренская Н.А. Риторика.Методическое пособие.doc
Скачиваний:
135
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
522.24 Кб
Скачать

V. Языковое оформление речи. Средства изобразительности и выразительности

Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Выступление становится более убедительным, привлекательным, что способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. Остановимся на наиболее распространенных изобразительно-выразительных средствах, используемых в воздействующей публичной речи.

5.1. Стилистические средства усиления изобразительности

К стилистическим средствам относят атрибуцию, гипонимизацию, экспрессивную синонимию.

Атрибуция - это конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Сравним две фразы: Он увидел дом. - Он увидел кирпичный дом на пригорке. Атрибуция очень часто используется в судебной практике для описания места преступления, так как демонстрирует не только осведомленность говорящего, но и настраивает слушающих на доверие.

Гипонимизация – это замена общего названия (гиперонима) частным (гипонимом). Ср.: Он увидел строение. - Он увидел коттедж. Гипонимизация усиливает изобразительность высказывания, так как сужает круг признаков, характеризующих предмет или явление. Например, когда вашу собаку называют опасным животным, то пользуются широким значением гиперонима (животное), включающим, конечно, и представление об опасности для человека. Вы спросите, чем же опасен этот пудель? Гипоним пудель не будет уже нести представление об опасности в том объеме, как животное/собака.

Экспрессивная синонимия – это замена нейтрального слова более ярким синонимом. Ср.: Он отдыхал в хорошем санатории. – Он отдыхал в элитном санатории.

Рассмотрим пример использования всех этих средств на примере отрывка из рекламного текста: «Все уже сложено в новенький портфель: пенал с вкусно пахнущим ластиком, красивые тетради в глянцевых обложках, книги с ароматом типографской краски и склеенными страницами». Изобразительность этому тексту придает конечно атрибуция: определения «новенький», «красивый», «глянцевый», «типографский», «склеенный», а также обстоятельство «вкусно». Экспрессия проявляется и в выборе слов – «аромат», «новенький». Но основным приемом, на котором построен весь текст, является гипонимизация. Пенал, ластик, тетрадь, книги - это гипонимы для гиперонима «канцелярские предметы», «школьные принадлежности». Если мы исключим гипонимизацию, то какую фразу получим? «Все школьные принадлежности уже сложены в новый портфель». Конечно, эта фраза проигрывает первой в выразительности.

5.2. Риторические фигуры

Риторические фигуры – это обороты речи, наглядно выражающие эмоциональное состояние говорящего. Изобразительность фигуры достигается за счет сходства ее формы с тем, что она обозначает. Использование фигур в речи зачастую происходит спонтанно. Но опытные ораторы умеют еще и специально подчеркнуть свои чувства. Все риторические фигуры подразделяются на фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки, а также фонетические фигуры.

Фигуры прибавления - это повторы различных единиц речи, расположенных как произвольно, так и симметрично. Функция этих фигур - демонстрация сильного, продолжительного чувства. Они передают стабильность эмоционального фона независимо от его окраски (положительный или отрицательный), поэтому часто используются в восхваляющих или обличительных речах. К фигурам прибавления относят анафору, эпифору, стык, кольцо, хиазм, многосоюзие, геминацию, гомеологию, синтаксический параллелизм, период.

Анафора (единоначалие) - повтор слов в началах отрезков речи. Очень часто используется в рекламных текстах, так как передает настойчивость рекламодателя («Подарите себе неповторимое изящество французских окон, подарите частицу французского шарма»). Назначение анафоры - демонстрация уверенного эмоционального настроя. Особенно эта фигура удачна в передаче оптимистичного настроения. Анафора является любимой фигурой политических деятелей. Они используют достаточно пространные анафоры, каждый абзац или каждое предложение начиная с одних и тех же слов. Например, И.В. Сталин, демонстрируя процветание страны, в одной из своей речей начинал предложения словами: «Приятно и радостно видеть…». Одна из знаменитых речей Мартина Лютера Кинга (приведена в конце пособия) построена на анафоре: «У меня есть мечта…».

Эпифора - повторы слов в концах смежных отрезков речи. Эпифора также передает уверенность. Но если анафора фиксирует внимание на посылке, то эпифора - на следствии.

Стык - повторы одних и тех же слов как в конце речевого отрезка, так и вначале следующего. Например: «Это нельзя не назвать преступлением. Преступлением следует назвать и другие действия власти». Стык очень часто используется в текстах рассуждениях, в публичных выступлениях, когда надо подчеркнуть причинно-следственные связи. Например: «Сейчас многие поняли, что инфляция зависит от роста денежной массы и денежной базы. Но, к сожалению, мало кто понял, что рост денежной базы имеет разные источники и эти разные источники имеют разные инфляционные последствия». Здесь с помощью стыка в потоке речи создается логическая цепочка, показывается причинно-следственная связь между инфляцией, ростом денежной базы и денежной массы.

Кольцо – отрезок речи, который одинаково начинается и заканчивается. Например: «Нет слова «нет»» (реклама). Очень часто кольцо передает замкнутое движение по кругу, а также возврат мысли к чему-то неизбежному. Например: «Петр Великий сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии».

Хиазм – фигура, в которой повторяются два элемента, причем при повторе оно располагаются в обратном порядке. Например: «Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить». Хиазм часто усиливается антитезой: «Самый лучший человек тот, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека – который живет чужими мыслями и своими чувствами» (Л.Н.Толстой). Или у М.Ю.Лермонтова: «Делить веселье все готовы// Никто не хочет грусть делить». Суть хиазма как фигуры состоит в том, что речевые элементы в своей последовательности крестообразно меняются. Хиазм делает фразу запоминаемой, афористичной. Примеры: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве» (К.Станиславский); «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, - спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны» (Дж. Кеннеди); «Все во мне, и я во всем» (Ф.Тютчев).

Многосоюзие (полисиндетон) - избыточные повторы союзов. Например: «И звук, и цвет, и даже качество экранов в новых московский кинотеатрах совсем не те, что были раньше». Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает роль каждого из слов. В то же время создается единство перечисления, что усиливает выразительность речи. Но нужно помнить, что многосоюзие придает речи торжественность, ассоциирующуюся с высоким слогом (библейский стиль). В публичных речах избыточное многосоюзие может выглядеть претенциозно.

Геминация (удвоение) - двукратный повтор слов, фигура прибавления, не связанная с определенным порядком их расположения. Например: «Я тихо, тихо умираю».

Гомеология – повтор однотипных окончаний или морфем. Например: «Суперскидка на Супертелефон» (реклама). Повтор суффиксов или приставок может подчеркивать смысловое значение. Например, Н.А.Некрасов в своих стихотворениях подчеркивал страдательную роль крестьянина, нагнетая суффиксы страдательных причастий: «Сеченый, мученый, верченый, крученый, еле Калина бредет». В то же время суффиксами причастий действительного залога у него передавалась активная, главенствующая роль «господ»: «Ликующие, праздно болтающие, умывающие руки в крови».

Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких предложений. Повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях. Синтаксический параллелизм используется с эмоциональной целью, в публицистике часто для усиления торжественности и патетичности высказывания: «Волей или неволей, мы сознательно надели на собственную голову терновый венец самоубийц. Да, мы сами предали свою Родину, поверив соблазнам дьявольских обещаний «демократов», обещаний импортированного рая по дешевке. Мы испачкали Святое прошлое. Волей или неволей мы униженно предали единственную отцовскую, ничем не восполнимую землю, политую большой кровью наших предков. Мы потеряли самоуважение». В научной и официально-деловой речи синтаксический параллелизм используется в основном для логического выделения: «Пенсия по старости устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет».

Период – развернутое синтаксическое построение, распадающееся на 2 интонационно противоположные части. Первая часть характеризуется восходящим движением тона и состоит из синтаксически параллельных отрезков. Вторая часть характеризуется нисходящим тоном и состоит обычно из 1 предложения. Например: «Если я обладаю, почтенные судьи, хоть немного природным талантом, а я сам сознаю, насколько он мал и ничтожен; Если есть во мне навык к речам, - а здесь, сознаюсь, я кое-что уже сделал; Если есть для общественных дел и польза, и смысл занятий моих над творениями мысли и слова, от научной их проработки, - и тут о себе скажу откровенно, что в течение всей жизни моей я неустанно над этим трудился, - так вот, в благодарность за все, чем я теперь обладаю, вправе потребовать здесь от меня, можно сказать, по законному праву, защиты вот этот Лициний» (Цицерон. «В защиту Архия»). Цицерон употребляет последовательно три части, начинающиеся с союза если. Эти части до слов так вот составляют восходящую часть периода. Эмоциональное напряжение нагнетается в них вплоть до кульминации и паузы. После паузы напряжение постепенно спадает, все возвращается к исходному уровню: и смысл фразы, и ее интонация проделали «круг» - период. Существует несколько типов периодов, среди которых распространенными являются: условный (модель: Если…, если…, если…, то…); временной (модель: Когда…, когда…, когда…, тогда…); определительный (модель: Кто…, кто…, кто…, тот…)

Фигуры убавления - фигуры, основанные на пропуске каких-либо речевых единиц. Эти фигуры придают речи энергичность, создают впечатление решимости говорящего сразу перейти от слов к делу. Эти фигуры очень часто используются в лозунгах и газетных заголовках. К фигурам убавления относят эллипсис, апозиопезис, прозиопезис, зевгму.

Эллипсис – намеренный пропуск слов в высказывании без искажения смысла. Очень часто наблюдается пропуск сказуемого («Кто куда, а я в Сберкассу!»). Пропуски слов присущи разговорной речи («Ты на работу?»; «Мне черный»). Эллипсис как риторическая фигура часто используется в рекламных текстах, лозунгах, заголовках, поскольку позволяет придать высказыванию экспрессивный, эмоциональный характер.

Апозиопезис (умолчание) - внезапный обрыв высказывания, которое остается незавершенным. Часть мысли остается недосказанной и слушатель сам должен ее угадать. Например: «Если бы я только мог, я….. Но сейчас не время об этом говорить». Стилистический эффект умолчания заключается в том, что оратор прерывает свое высказывание в волнении, либо дополняет этот пропуск выразительным жестом.

Прозиопезис - усечение начальной части высказывания. Например: «Решим завтра» (вместо: «Этот вопрос решим завтра»; «Куда пойдем днем, решим завтра»). Фигура активно используется в газетных заголовках («…да не греет»; «….и я скажу, кто вы»), рекламных текстах.

Бессоюзие (асиндетон) - опущение союзов при перечислении однородных слов или предложений. Бессоюзие придает речи сжатость, краткость, деловитый тон. Например: «Я постараюсь кратко, тезисно, доступно рассказать о процессах в сфере экономики…».

Зевгма – фигура убавления, связанная с симметрией. Это ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых есть главный член предложения, а в других он опущен. Например: «Между тем, совершенно ясно, что политик должен заниматься политикой, предприниматель - своим бизнесом, чиновник - искусством бюрократии, ученый - наукой». Зевгмой также называют фигуру, связанную с нарушением семантической однородности в цепочке однородных членов предложения, создающее комический эффект. Например: «Он имел два вставных зуба и доброе сердце»; «Шел дождь и два студента»; «Павел Иванович пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием».

Фигуры размещения и перестановки – это фигуры, основанные на нарушении привычного порядка следования элементов. К таким фигурам относят инверсию, парцелляцию, парантезу.

Инверсия – нарушение обычного порядка слов. Чаще всего инверсия связана с так называемым актуальным членением предложения, чтобы выделить в высказывании новую информацию. Например: «Между тем, историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории». Прямой порядок слов нарушен ради актуализации того факта, что делают ее именно люди.

Парцелляция - расчленение высказывания на несколько интонационно обособленных отрезков. Например: «На хлебозавод пришел новый директор. Третий за год». Парцелляция позволяет усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений в высказывании.

Парантеза - расчленение исходного высказывания на две части с помещением между ними вставки. Например: «Я полагаю - и неоднократно заявлял об этом в прессе, - что недопоступление средств во многом связано…». Парантеза очень часто используется в политической речи, в научной и художественной литературе. Основная функция данной фигуры – введение примеров, пояснений, уточнений. Также говорящий может с ее помощью сослаться на какой-либо факт, литературный источник. В ораторской практике очень часто с помощью парантезы подчеркивается личное отношение говорящего к предмету речи.

К риторическим фигурам относят и фонетические средства речевой выразительности, например аллитерацию (звукопись), ассонанс.

Аллитерация - повтор согласных звуков. Например: «Миллион мелочей»; «Велла. Вы - великолепны!». Ассонанс - повтор гласных звуков. Например: «Ушки на макушке». Фразы и словосочетания с аллитерациями и ассонансами привлекают внимание и очень хорошо запоминаются. Фонетические средства выразительности могут быть связаны с эффектом звукоподражания, состоящим в том, что звучащая речь напоминает звуки описываемого явления. Например: «Шелест шелкового шнурка»; «Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши»; «Не задушена вашими тушами душа!».