Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
83
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
33.26 Кб
Скачать

ГБС(К)ОУ «Нижнекамская школа №18 VIII вида»

Доклад

«Аутизм и инклюзия.

Психолого – педагогическое сопровождение детей

с диагнозом аутизм в общеобразовательной школе»

в рамках республиканского семинара

педагогов – психологов РТ

«Инклюзивное образование.

Психологическое сопровождение учащихся

с особыми образовательными потребностями»

Подготовила

педагог-психолог

Э.Р. Арсланбекова

Нижнекамск,

февраль, 2014

Психолого – педагогическое сопровождение детей

с диагнозом аутизм в общеобразовательной школе.

Термин “аутизм” в России возник относительно недавно. Правильно ответить на вопрос, кто такие аутисты, сможет далеко не каждый. Большая часть людей свяжут это понятие в лучшем случае с фильмом “Человек дождя”: аутисты – люди бесконечно одаренные, но, несомненно, иначе, чем большая часть населения. Никто не знает, откуда берется это заболевание, однако с его проявлениями работать получается. Самое главное здесь – вовремя диагностировать и правильно подойти к реабилитации.

Еще двадцать лет назад проблема детского аутизма не стояла так остро, как сегодня. Дети с проблемами в развитии, дети с аутизмом встречались очень редко.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) — совершенно особенная с точки зрения инклюзивного образования категория. «Они все очень разные: по своим интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим особенностям. Это очень многообразная и требовательная группа, и втиснуть их в одну колею образования нельзя, но если мы, те, кто развивает инклюзию, научимся включать детей с РАС — мы сумеем включить и другие категории». Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают специфику таких детей. Совместное обучение детей с особенностями развития и без — процесс непростой, он требует специальных знаний, стратегий, условий и финансирования. Но опыт показывает, что для успешного начала необходимо внутреннее решение педагога полюбить не похожего на других ребенка.

В этом смысле Россия отстает от мира лет на 30. Еще недавно, буквально 10 лет назад, в нашей стране вообще не было такого диагноза, есть восемь видов школ для детей с разными видами нарушений, а для РАС не было никаких вариантов». На сегодняшний день в Москве есть только одна (!) школа, специально созданная для детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра. Точнее, даже не школа, а Центр психолого-медико-социального сопровождения, где дети имеют возможность получить начальное образование в специальные условиях: с ними работают подготовленные учителя, врачи, дефектологи, психологи. А с 5-го класса начинаются проблемы — куда этих детишек девать? Большинство детей с аутизмом продолжают обучение в школах «8-го вида», то есть для детей с интеллектуальными нарушениями. И получают там образование по программе для умственно-отсталых детей, а ведь часто дети с РАС обладают интеллектуальными способностями даже выше среднего. Второй вариант — дистанционное образование. И это не всегда хорошо, потому что специфика нарушения как раз в том, что аутисты нуждаются в отработке социальных и коммуникативных навыков. А обучение на дому лишает их такой возможности.

Может ли аутичный ребёнок учиться в обычной школе?

Может, если ребёнок достаточно подготовлен к этому процессу. Эффективность обучения  по инклюзивной программе не гарантирована одним лишь нахождением аутичного ребенка в классе обычной образовательной школы и присутствием подле него взрослого.

Принимая решение об обучении ребёнка-аутиста в обычной школе, родители должны руководствоваться не желанием «хочу, чтоб был, как все», а способностями и потребностями ребёнка. Нужно детально взвесить все за и против определения аутичного ребёнка в обычную школу, где требования, несмотря на инклюзивность, будут предъявляться к ребёнку те же, что и к остальным детям.

Совместная работа и понимание процесса.

Многие учителя и родители воспринимают инклюзию ребёнка с аутизмом в обычную школу как своего рода попытку - "попробовать и посмотреть, что получится". "Если у ребенка получится обучаться и сверстники его воспримут, а учителя с ним справятся - значит хорошо, а нет - так будем искать что-то другое". Это изначально уменьшает ценность процесса инклюзии и провоцирует несерьёзное отношение к нему со стороны учителей. Если родитель не уверен, что ребёнок «потянет», лучше подождать ещё один год, прежде чем приводить ребёнка в школу.

Для этого нужно критически оценить состояние ребёнка, иначе от обучения на общих основаниях ребёнок получит вред, а не пользу, и его аутичное состояние ухудшится.

Повседневное нахождение в школе- некоторые сложности.

Аутичные дети затрудняются организовать времяпровождение в классе. Ребенок может быстро выполнить задание, и потом уйти в аутостимуляцию, пока другие дети заканчивают выполнять это задание. Также аутичные дети затрудняются отслеживать последовательность действий, часто путают время перемены и урока. Некоторых детей пугают перемены, так как действия на  переменках не регламентированы, хаотичны. А шум на переменах, беготня и детские крики доля многих аутичных детей нестерпимы. После перемены, получив сенсорный стресс, они с трудом переключаются на учёбу.

Аутичные дети не всегда умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другую. И им не всегда понятна смена требований. Например, если было дано задание переписать текст, а звонок прозвенел раньше, чем ребёнок закончил написание, то аутичный школьник не всегда легко воспринимает задание "дописать, что не успели, дома". Два противоречивых требования: написать до конца здесь и дописать дома, выбивают из коллеи.

Сложно и на таких, казалось бы, простых роках, как рисование. Например, детям даётся задание, типичное для школы, "нарисовать осень". Осень - это как? Это что? Листья на ветру и разноцветные деревья - это лес, а не осень. Дождь и лужи - пасмурный день, а не осень. И тогда ребёнок-аутист может впасть в панику от непонимания смысла задания.

У аутичных детей с сохранным интеллектом, как правило, хорошо идёт математика, а вот в русском языке возникают проблемы. Аутистам трудно писать сочинения, а при хорошей памяти вместо изложения ребёнок практически дословно воспроизводит текст. Не менее сложно и составление описания по картинке - приходится обучать ребёнка выполнению этого задания по алгоритму.

При недостаточно чётком понимании гендерных различий, могут возникнуть проблемы при посещении туалета или в раздевалке перед физкультурой. Задача учителя или классного руководителя - тщательно спланировать время обучения и порядок выполнения действий, чтобы помочь ребенку оставаться сосредоточенным и избежать возникновения поведенческих проблем. Но не всегда учитель может это сделать.

Например, учитель-женщина не имеет права помогать мальчикам при переодевании. Можно привести пример: Маме аутичной девочки с высоким интеллектом было рекомендовано домашнее обучение по единственной причине – девочка не умела сама справляться с некоторыми гигиеническими навыками, и в случае необходимости это делать, оставалась в туалетной кабинке и кричала оттуда: «вытрите мне попу».