Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
118
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
5.05 Mб
Скачать

Рис. Поршень XIII в., Москва (Осипов Д. О. Обувь Московской земли XIII-XVIII вв. – М., 2006. С. 136).

Поршни были простые и ажурные. Простые поршни относятся к рабочей, повседневной обуви, ажурные – к более нарядной, парадной обуви, изготовленной профессиональными мастерами. К концу XIII в. ажурные поршни выходят из употребления.

Рис. Простые (1, 4) и ажурные (2, 3) поршни (Осипов Д. О. Обувь Московской земли XIII-XVIII вв.

С. 135).

На ноге поршни крепились с помощью длинных кожаных или плетеных из ниток шнуров. Шнуры обматывали поверх онучей или вязаных чулок.

Рис. Крепление поршня на ноге (Осипов Д. О. Обувь Московской земли XIII-XVIII вв. С. 136).

Следующим видом обуви следует назвать туфли – обувь, закрывающую ногу не выше лодыжки и притянутую к ноге ремешками. Чаще всего находят туфли с верхом, скроенным из одного куска кожи. Шов в таком случае находился с внутренней стороны ступни. Подошва туфель пришивалась тачным или выворотным швом. Туфли украшались вышивкой или продержкой. В туфлях чаще всего изображают мужчин на миниатюрах и иконах XII-XIV вв., даже воины зачастую изображены в туфлях.

Более сложный крой у туфель из мужского погребения из кургана XIII в. Впрочем, тот факт, что верх их сшит из трех деталей может объясняться не отдельным фасоном, а отсутствием большого куска кожи для цельной выкройки.

Рис. Мужская обувь XIII в. (Латышева Г. П. Раскопки курганов у ст. Матвеевская в 1953 г. // Памятники археологии Москвы и Подмосковья. М., 1954. Рис. 7.4).

Интересна коллекция детской кожаной обуви XII-XIII вв. из г. Суздаля. Детская обувь копировала взрослые образцы, поэтому данные находки можно использовать как источник при реконструкции взрослой обуви.

Рис. Детская обувь XII-XIII вв. из г. Суздаля. Кожа, дубление. (Древнерусскиекожаныеизделияиобувь изколлекцииархеологииВладимиро-Суздальскогомузея-заповедника. Каталог. - Владимир, 2012).

Более сложной обувью, состоящей из многих деталей, были сапоги. Так называют кожаную обувь с голенищами, полностью закрывающими стопу и голень, и не имеющими разрезов. В домонгольское время сапоги встречаются довольно редко. Сапоги были статусной обувью, которую могли себе позволить состоятельные горожане. Так в сапогах был захоронен новгородский посадник Дмитрий (Дмитр) Мирошкинич (1209 г.) В сапогах на древнерусских миниатюрах и иконах изображают князей, бояр, святых воинов. Реже– простыхвоинов.

В XIII в. бытовали сапоги «мягкой» конструкции – с подошвой из одного или нескольких слоев кожи, толщиной 1,5-2 мм, с округлой формой носка и мягким задником. Сшивались детали таких сапог тачным и выворотнымшвами.

Рис. Подошвы, голенища, головки и задник сапог. XII-XIII вв. Кожа, дубление. (Древнерусскиекожаные изделияиобувьизколлекцииархеологииВладимиро-Суздальскогомузея-заповедника. Каталог. - Владимир, 2012).

1.5. Головной убор и аксессуары к костюму.

Весьма важным элементом мужского средневекового костюма была шапка. Мужчины носили шапки не просто для защиты головы от холода, но и как показатель принадлежности к определенной социальной группе. С тех пор сохранилась пословица – «По Сеньке шапка», то есть, на какой ступени социальной лестницы находится человек, соответствующую шапку ему и следует носить. Именно шапки являются тем символом, который использовали древнерусские живописцы, когда хотели показать статус человека, изображенного на миниатюре или иконе. К примеру, княжескую шапку (полукруглую с меховой опушкой) приносят Святополку убийцы князя Бориса – как доказательство совершенного дела.

Рис. Убийцы Бориса приносят весть Святополку. Фрагмент миниатюры из Сильвестровского списка Сказания о Борисе и Глебе. Нач. XIV в.

Поэтому недопустимо включать в реконструкцию костюма простого горожанина или дружинника шапку княжеского типа. Наиболее доказательный вид головного убора простых горожан– валяная шапка из войлока. Возможно, именно такие шапки упомянуты в списке вещей новгородца Гришки (грамота № 141, XIII в.). В одном из мужских погребений Верхневолжья были найдены фрагменты головного убора из войлока (Степанова Ю. В. Древнерусский погребальный костюм Верхневолжья. – Тверь, 2009. С. 58).

В Новгороде наиболее ранняя находка войлочной шапки к XII в. К сожалению, шапка была найдена не целиком, утраты не позволяют полностью ее реконструировать. В частности, нельзя сказать, были ли у нее отвороты, но все же понятно, что это была шапка-колпак, известная по изобразительным источникам.

Рис. Войлочная шапка XII в. ГИМ.

Валяные из войлока шапки с отворотами найдены в Берестье (XIII-XIV вв.), в Новгороде и Новгородской земле (XIII-XV вв.) В Новгороде в слоях XIII в. найдена мужская войлочная шапка в виде колпака, высотой 20,5 см. Практически без изменений данный вид шапки просуществовал в русской деревне до XX в.

Рис. Шапка из Берестья, XIII-XIV вв. Изготовлена из тонкого войлока, имеет конический верх и завернутые края, прилегающие к тулье (Лысенко П. Ф. Берестье. — Минск, 1985. С. 374).

К обязательным аксессуарам мужского древнерусского костюма относятся поясной нож в ножнах и поясная сумка. Археологические находки ножей довольно многочисленны во многих русских городах. Сложнее дело обстоит с ножнами. Лишь в Новгороде археологи собрали достаточную для типологии коллекцию кожаных ножен.

Рис. Типология поясных ножен. (Варфоломеева Т. С. Кожаные ножны XI—XV вв. из раскопок в Новгороде // Новгород и Новгородская земля. - Новгород, 1993. С. 102-107).

Исследователь древнерусского кузнечного дела Б. А. Колчин отмечал, что территориально по видам ножи однородны, так же нет значительных отличий по времени. Для примера приведем ножи из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Точно такие же ножи находят в других древнерусских городах.

Рис. Ножи из экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

При реконструкции кожаных поясных сумок обычно обращаются к богатейшей коллекции археологической кожи Великого Новгорода. Однако стоит обратить внимание на менее известные находки поясных сумок из подмосковных курганов. В мужских погребениях XII-XIII вв. были найдены фрагменты кожаных поясных сумок с металлическими деталями. В одной из сумок лежали кресало и кремень.

Рис. Реконструкция поясных сумок по найденным фрагментам. (Розенфельдт Р. Л. Битяговские курганы // Советская археология. № 4, 1963. Рис. 1).

Огниво (кресало, кремень и трут) входили в число необходимых для мужчины предметов, носимых с собой в поясной сумке. Для XIII в. наиболее типичными были кресала двух видов. Более ранние «калачевидные» кресала с начала XIII в. выходят из массового употребления.

Рис. Кресла XIII в. (Колчин Б. А. Железообрабатывающе ремесло Новгорода Великого // Материалы и исследования по археологии СССР. № 65. - М., 1959. Рис. 84).

Кроме огнива в сумочках на поясе могли носить и другие мелкие предметы, необходимые в быту. Одним из таких предметов был гребень – деревянный или костяной. Гребни, уничтожающие паразитов - распространителей болезней, многими народами возводились в разряд амулетов, придающих здоровье.

Рис. Костяные гребни. XII-XIII вв. Археологические находки в г. Суздале. Размеры правого гребня 5,6 х 4,4 см, левого - 6,5 х 5 см.. (Костяные гребни XI-XIV вв. из археологической коллекции музея. Каталог.

-Владимир, 2006).

Впериод всего средневековья не только на Руси, но и в других странах популярным оставался универсальный поясной стяжной кошелек («мошна»). По форме и конструкции он напоминает кисет. Кошелек был прямоугольной формы, изготавливался из одного или двух кусков кожи, сшивался по бокам или по бокам и низу, а в верхней части имелись отверстия для стягивания шнуром, с помощью которого кошелек и подвешивался к поясу. Такой кошелек заменял карман, его размеры в ширину доходили до 14 см, а в высоту – до 20 см.

К важным атрибутам костюма русского горожанина XIII в. относится нательный крест или иконка. Для XIII-XIV вв. на Руси не было строгих церковных правил в отношении христианских атрибутов. Кресты-тельники, которые находят археологи, отличаются большим разнообразием форм и материалов. Это и металл, и камень, и янтарь.

Рис. Нательный крест. XIII в. Бронза, литье. Размеры - 1,7 х 2,2 см. Плоский крест с квадратным средокрестием и округлыми лопастями. Место находки - летописный г. Ярополч (Энколпионы и кресты-тельники XI- н. XVI вв. из археологической коллекции музея. Каталог. - Владимир, 1999).

Рис. Нательный крест. Нач. XIII в. Бронза, литье, гравировка, позолота. 3,5 х 2,5 см. На лицевой стороне по краю прочерчена линия, повторяющая контур креста. На концах лопастей прочерчены косые кресты, в центре - прямой. Оборот гладкий. Следы позолоты сохранились на обеих сторонах. На лицевой

стороне ушка для подвешивания прочерчен прямой крест. г. Суздаль (Энколпионы и кресты-тельники XI- н. XVI вв. из археологической коллекции музея. Каталог. - Владимир, 1999).

Рис. Нательный крест. XII-нач. XIII вв. Сленец, резьба, шлифовка, сверление. Узор на лицевой стороне. 4,7 на 3,5 см. Место находки - Пирровы Городища (Энколпионы и кресты-тельники XI- н. XVI вв. из археологической коллекции музея. Каталог. - Владимир, 1999).

Богатые горожане и знатные люди носили не просто нательные кресты, но наперсные крестымощевики (энколпионы).

Рис. Энколпион. XIII в. Бронза, литье. Размеры 14 х 7,5 см., г. Суздаль (Энколпионы и кресты-тельники XI- н. XVI вв. из археологической коллекции музея. Каталог. - Владимир, 1999).