Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Sundukov_dissertatsia

.pdf
Скачиваний:
47
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.49 Mб
Скачать

В нем мы увидим и текст на две колонки, и качественные иллюстрации. Но это был ежегодник, в котором материалы никак не систематизировались, поэтому его не относят к журналам. «Вокруг света» и «Нива» же были массовыми изданиями крупных игроков печатного рынка.

Стало популярным выделять название журнала, значительно усложнять его рисунком. И если раньше это делалось за счет пышной предметной композиции (см. рис. 8/1), то теперь в нее добавились люди, пейзажи (см. рис. 8/2; 9/1; 11/4), отражающие суть издания. Например, «Русский паломник», выходивший с 1885 года (см. рис. 11/4), в котором иллюстрации нашли религиозное воплощение полосные детализированные изображения икон и библейских сюжетов выглядели очень впечатляюще.

«Нива» при всей ее значительной литературной составляющей по сути была энциклопедическим журналом, но меньшего объема, выходящим каждую неделю и содержащим большое количество рисунков и текстов для самой широкой аудитории первый опыт создания общественного иллюстрированного еженедельника. И опыт весьма удачный. Развивая традиции Смирдина, Маркс создал массовый журнал с сетью разнообразных бесплатных для подписчиков приложений:

-книжные издания собраний классиков (вначале тех, после смерти которых прошло 50 лет срок, когда прекращает действовать авторское право);

-ежемесячное литературное приложение современных сочинений (в виде небольших книжечек, см. рис. 11/3);

-журнал «Парижские моды» (1891-1917).

Вспоминая, как «Библиотека для чтения» в свои годы вызывала брезгливость в среде интеллигенции, можно заметить, что и «Ниву» современники также оценивали неоднозначно. Это был журнал для

31

масс, который хоть и касался политики, но не выражал критических взглядов и если подавал общественные события, то исключительно консервативно, в «благонадежном свете». Однако сегодня мы можем взглянуть на журнал с иной точки зрения. Благодаря бесплатным приложениям множество людей по всей стране познакомилось с творчеством выдающихся русских писателей. В самом же журнале особым спросом пользовались иллюстрации: фотокорреспонденции о значительных мировых событиях и репродукции картин.

Подобная редакционная стратегия большого роста себя оправдала. Невысокая стоимость номера, широкий тематический круг материалов и главное иллюстрации все это позволило «Ниве» стать самым популярным журналом конца XIX – начала XX веков. В первый же год его тираж приблизился к 9 тысяч экземпляров и с каждым годом поступательно рос, перевалив к концу века отметку в 200 тысяч. В 1904 году был установлен абсолютный рекорд дореволюционной России – 275 тысяч экземпляров. Журнал стал своеобразной энциклопедией эпохи, отражающей быт и традиции того времени (апофеозом стало специальное приложение, вышедшее в

1901 году «XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия»). Он стал уникальным типом издания, который позднее, повернув тематический вектор информации на 180 градусов (с преимущественно литературного на преимущественно общественный), трансформируется в нынешний тип иллюстрированного общественно-политического еженедельника.

Рассмотрим один из характерных выпусков «Нивы» 43, 1886 год. Логотип издания выполнен в стилистике второй половины XIX века (см. рис. 9/1). Слово «Нива» набрано декоративным шрифтом, щедро украшено растительными виньетками и двумя рисунками по бокам. На одном из них мы видим семью, читающую журнал (образ целевой аудиторию) – журнал для всех обо всем. Обязательный

32

элемент: как и у всех изданий, на обложке идет отсчет лет от начала выхода. От книжной традиции осталась сквозная из номера в номер

нумерация страниц для создания годовых подшивок, обложки к которым своевременно распространялись редакцией. Был также установлен своеобразный «стандарт» оформления колонтитула, который подхватывали и другие журналы (см. колонтитул рис. 11/1 и 12/4)

Беллетристика в номере превалирует. Журнал начинается передовым текстовым материалом с фотографией. Далее сразу следуют глава исторического романа, часть повести, затем идет

окончание рассказа. Страницы текстов (8 полос) «разбавлены» полосами, отданными под гравюры, сделанные по картинам, и фотографии (4 иллюстрации). Содержательно изображения не связаны с текстом на соседних страницах, а представляют собой самостоятельные материалы, примечания к которым печатаются после литературного блока под рубрикой «К рисункам». На странице 1076 (см. рис. 10/1), где начинается этот раздел, мы видим начало подборки пояснительных заметок с подзаголовками ко всем гравюрам в номере. Здесь же наблюдаем первые осторожные опыты с обтеканием иллюстрации текстом23 фотография мечети в Казани. Однако комментарий к изображению дается на странице 1078. Заканчивается же рубрика на следующей 1079 полосе, где сразу же начинается раздел «Политическое обозрение». Материал открывается своеобразным лидом: мелким шрифтом кратко, тезисно сообщается, о чем материал (см. рис. 10/3). Далее следует полоса с двумя фотографиями (такая верстка активно использовалась сатирическими журналами), затем текст и гравюра: изображение рыб Новой Гвинеи (комментарий к которому был размещен ранее) обрамляется продолжением политического обозрения (см. рис. 10/4).

23 По другому этот прием еще называют «текст в обтравку», но «обтекание» сегодня является более точным применительно к современным технологиям определением данного приема верстки.

33

Возможно, в то время такой дизайн воспринимался нормально, если считать, что в психологии восприятия тех лет еще не сформировалась обязательная смысловая связь между текстом и соседствующим изображением, на которые возлагались особые функции. Технологии массового производства методом гравюры картины и фотографии сделала изображения в журнале самостоятельными главными материалами, равномерно рассредоточенными по всему номеру между страниц текста.

За обозрением следуют «Разные известия». Правительственные известия, военное и морское дело, литература и наука, живопись и скульптура, театр и музыка, торговля и промышленность, медицина, почтовые известия, городские известия, археология и древности, дела церкви, из губерний и областей список подрубрик напоминает круг интересов современного еженедельника, однако в «Ниве» все это занимает одну полосу. В конце следует «Смесь» (полезная информация) и головоломка. Внизу на последней странице мелко написано содержание номера через тире без указания страниц.

Как мы видим, структура прародителя общественно-политических иллюстрированных еженедельников, была обратно-пропорциональна структуре современных изданий (например «Огонёк», «Русский репортер»), где номер начинается с содержания и небольших известий, затем идут «обозрения», корреспонденции, материалы социального характера. Литературная часть сегодня, если и присутствует, то в виде небольшого рассказа, очерка, эссе. Любопытно, что та особая функция самостоятельного изображения сохранилась в общественно-политических журналах и сегодня. Проявляется она, в первую очередь, в рубриках типа «Фото недели». Научно-популярные издания также прибегают к полосным иллюстрациям. Все это демонстрирует уникальность изображения как носителя одновременно новостной и эмоциональной информации.

34

Однако оно может выполнять и другие функции, например, просто иллюстрировать мысль из текста, которую лучше показать, чем объяснить словами. К 1890-м годам в «Ниве» появляются рисунки такого характера. В 1894 в №31 материал «О короедах, поражающих наши леса…» сопровождается двадцатью рисунками в тексте (о чем указано под заголовком). Мы видим изображения, которые не выполняют особой эстетической функции, а потому не нуждаются в большом размере. Их задача иллюстрировать текст (см. рис. 10/5-6). Таким образом, встраивание небольших рисунков в полосу помогало по-новому раскрыться научно-популярным, познавательным материалам, и мы видим, что изображения с текстом стали сливаться в единый материал.

Другим вариантом объединения были корреспонденции с фотографиями (см. рис. стр. 11/1-2). Под заголовком материала

«Парижская всемирная выставка 1900 гсообщается, что он «с 10

рисунками и 2 портретами». Рисунки представляют собой гравюры, сделанные с фотографий. Будучи более детализированными, чем простые рисунки, такие иллюстрации требовали и более крупных размеров журнал размещает их по две на полосе, отдавая в 1,5 раза больше площади, чем тексту. Замечание по поводу количества рисунков объясняется тем, что издание продолжало практику, давно ставшую фирменным приемом, – полосные репродукции и фотографии, рассредоточенные по номеру, комментарии к которым собраны в отдельной рубрике «К рисункам». По ней так же видно наметившуюся к концу века в дизайне «Нивы» общую тенденцию к логическому структурированию текстовых и изобразительных материалов: теперь иллюстрации, занимающие не всю полосу, а встраиваемые в текст, размещались на странице с самим комментарием. Таким образом, отделенными от текста оказываются только фотография с первой полосы и две репродукции внутри номера

35

случаи, подобные тем, что мы наблюдали в номере 1886 года, исчезли из практики.

Развитие коммерческой деятельности привело к появлению в массовых журналах рекламных страниц (см. рис. 9/4-5)в дальнейшем мы не будем останавливаться на этой составляющей24. Обратим внимание, что к концу XIX века благодаря частному капиталу сформировалась целая издательская система печатный рынок, участниками которого были как крупные производители- книгопродавцы, так и частные лица государственные и общественные организации пытавшиеся строить производство вокруг массового центрального издания, осваивая новые подходы к формообразованию. Другие например, «толстые» – остановились в развитии формы на уровне близком к текстовой книге, сосредоточившись на определенной редакционной идее. Третья группа журналов представляла собой специфические издания: экономические,

религиозные, отраслевые. «Журнал Министерства народного просвещения» (с 1803 года; сегодня выходит под названием

«Народное образование»), «Журнал Министерства путей сообщения» (1826-1917) и издания других министерств, «Русское сельское хозяйство» (1869-1876), «Юридический вестник» (18671892). Можно заметить, что в некоторых из них зарождались черты корпоративных изданий. Все появляющиеся специальные журналы отличались и тематикой, и особенностью издателя в основном это были организации, связанные с конкретным направлением (в то время как массовую печать осваивали частные книготорговцы). Например, журнал «Русский охотник» (1890-1895) выпускало

24 Заметим лишь, что пройдя долгий путь от полосной модульной верстки (где все рекламные блоки буквально сваливались в кучу) к простому отведению части журналистской полосы под какой то блок (не важно, какой – кто купит место), сегодня реклама, переняв опыт интернет технологий, пытается встраиваться в контекст, если соседствует с материалом (например, рядом с материалом о здоровье дается реклама некого препарата; с текстом о косметике – реклама крема).

36

Императорское Русское общество акклиматизации животных и растений.

Отдельно стоит сказать о первой странице. К тому времени в журналах начала оформляться современная эстетика обложки. Если раньше она представлялась либо в шрифтовом оформлении, либо в название вплеталось в сложный символический рисунок или орнамент, то теперь журналы разрабатывают свой логотип (при помощи одной шрифтографии или усложняя логотип рисунками, виньетками), под которым публикуют изображение с текстом по краям (на манер газет, только текста меньше). Затем начинает преобладать тенденция к возврату полностью иллюстративной обложки, с меняющимся из номера в номер изображением. Каждый номер это новая обложка, но с одним и тем же логотипом, визитной карточкой издания. По традиции активней других новые приемы иллюстрирования осваивали сатирические журналы. Они же первыми стали пробовать цвет например, «Будильник» (см. рис. 16/1).

§1.2. Дизайн журналов в XX веке

Наступление XX века, сопровождавшееся невиданно бурной политической жизнью и сопутствующим всплеском печати, привнесло коррективы в расположение сил системы периодики. С возникновением многопартийности и ускорением развития общества в целом, господствующее положение среди СМИ получают газеты, в особенности ежедневные, способные мгновенно откликаться на происходящие события в стране. Происходит своеобразное преобразование аудиторного мышления, ежемесячное чтение сменялось ежедневным, что отразилось в первую очередь на «толстых» изданиях, которые теряли свое влияние. Они уступали место иллюстрированным еженедельникам, которые более

37

оперативно реагировали на насущные вопросы. Однако преобладающим типом журнала в начале века стал сатирический (около полусотни наименований за период). Эта группа, как и вообще любой другой тип, представляет собой довольно сложное образование, в котором можно выделить журналы с различной степенью сатиры: от легкого юмора, распространенного в первой половине десятилетия, до едкой политической сатиры, резко возросшей после 1905 года. В свою очередь, разные журналы служили разной идеологии.

«Зритель» (1905—1906), «Пулемет» (1905—1906), «Маски» (1906), «Девятый вал» (1906), «Балда» (1907), «Топор» (1907), «Сатирикон» (1908-1917) множество таких изданий были недолговечны и закрывались, успев выпустить несколько номеров. Выделяя самые яркие функции изображения как особого способа воспроизведения информации (образная, эмоциональная и, в свою очередь, агитационная), а также современные технологии массовой печати, сатирические журналы очень активно пользовались карикатурами, которые превалировали над текстом. При этом, как мы уже отмечали, иллюстрации были цветными, что стало еще одной отличительной чертой журнального вида периодики. Существовавшие тогда технологии уже позволяли тиражировать рисунки в красках (фотографии до этого дойдут лишь во второй половине XX века), но чаще всего к черно-белой печати добавлялся какой-то один цвет. Другими словами, начинается поэтапное освоение журналами цвета, и этот опыт будет затем перениматься и газетами.

В начале XX века активно развиваются еженедельные тонкие журналы схожего с «Нивой» типа массовые иллюстрированные, преимущественно литературные «Огонёк» (выходит с 1899

года), «Синий журнал» (1910-1918). «Огонёк» стал применять исключительно трехколонный набор текста, что увеличивало вариативность размещения иллюстраций без использования

38

обтекания (см. рис. 12/5). Впрочем, в некоторых случаях, когда иллюстрация размещалась на полторы колонки так, что текст ее обтекал, уместно было бы применять двухколонный набор (см. рис. 14/8). «Синий журнал» в равной мере применял оба способа в зависимости от ситуации (см. рис. 14/3). Сам родоначальник данного типа «Нива» консервативно придерживался двухколонного набора, или нестандартного, зависящего от размера и расположения фотографий (см. рис. 12/6, 8).

«Огонёк» развивал композиционные идеи «Нивы», вырабатывая при этом свой уникальный стиль. После первой революции журнал структурно стал подчеркнуто двунаправленным (беллетристика и фотокорреспонденции). Сквозь номер текстом проходили рассказ или повесть. Название произведения оформлялось каждый раз по- особенному: оно помещалось в декоративную рамку. Текст начинался со специальной буквицы (см. рис. 13/3). Внутри литературного материала, рассредоточенного на несколько страниц, в специальных блоках, выделенных жирной рамкой, располагались иллюстрации со связанными журналистскими материалами. Из фотографий часто встречаются групповые снимки, наиболее популярные в начале века. Персонажи аккуратно нумеровались, и рядом помещался список изображенных лиц (см. рис. 13/6). В таких блоках мы можем увидеть зарождение структурного разделения материала, создание устойчивой модели формы: над фотографией обязательно заголовок всего блока, под ней подпись-название фотографии, авторская подпись, возможно было также добавление списка лиц и журналистского материала (в основном небольшой заметки), который набирался другим шрифтом чуть меньшего, чем для литературных материалов,

размера (см. рис. 13/5).

Стоит также отметить, что в журналах появляются рисунки к литературной части, по мотивам представленного текста. В таком

39

случае изображение не столько выполняло иллюстративные функции (как в научно-популярном или сатирическом журнале), сколько создавало атмосферу чтения, привлекало внимание к рассказу (см.

рис. 14/3).

Графическое обозначение рубрик было только у постоянных подборок. Остальные рубрики были «на своих местах», но еще никак не обозначались в колонтитуле. Если таковой применялся, то только в подборках (см. рис. 14/4).

С точки зрения работы с изображением очень интересным представляется иллюстрированный художественно-литературный и юмористический еженедельный журнал «Искры», выходивший с 1900 года. Сначала в нем использовался вариант обложки со сложным логотипом, смешением текста и рисунка (см. рис. 15/1). В самом номере была внушительная доля литературной составляющей (см. рис. 15/2). Затем концепция издания резко изменилась. После революции весь номер стал содержать преимущественно фотографии: новый вид издания можно охарактеризовать как иллюстрированный общественно-политический (однако без анализа только фотографии-факты с подписями). И в области верстки иллюстраций с небольшими текстовыми блоками это издание преуспело, как никакое другое в то время. Во-первых, обложки журнала «Искры» столетней давности (см. рис. 15/4-7) выглядят очень современно. Простой логотип, сделанный средствами одной только типографики, и хороший качественный фотокадр (черно-белый, отлично отпечатанный с высокой степенью детализации) могут сделать обложку очень эффектной. На ней присутствуют все актуальные сегодня элементы (кроме анонсов): логотип, подпись, обозначающая тип издания, цена выпуска, дата, номер, большая фотография, отделенная от логотипа фирменной «искрящейся» двойной линейкой, заголовок-подпись. Внутри журнала можно наблюдать удачные

40

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]