Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 4.doc
Скачиваний:
137
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
117.25 Кб
Скачать

Лекция 4

Потребительская кооперации России в условиях советской власти (1917-1990 гг.)

1. Развитие потребительской кооперации в период с 1917 по 1940 годы

2. Потребительская кооперация в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и послевоенные годы

3. Развитие потребительской кооперации в условиях советской власти в годы незавершенных социально-экономических преобразований с 1961 по 1990 годы

1. Развитие потребительской кооперации в период с 1917 по 1940 годы

24-25 октября 1917 года в России было свергнуто Временное правительство, и этот Октябрьский переворот власти получил название Великой Октябрьской социалистической революции. Политической основой власти на местах стали советы. Были сформированы высшие органы государственного управления и контроля. На втором Всероссийском съезде Советов, состоявшемся 25 – 27 октября 1917 года были утверждены: законодательный орган власти – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком), более краткое наименование - СНК, которому также разрешалось принимать законы. Министерства стали называться Народными комиссариатами.

В январе 1918 года на третьем Всероссийском съезде Советов было провозглашено и законодательно закреплено образование федеративной республики – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). 10 июля 1918 года была принята Конституция РСФСР, провозгласившая Российское советское государство узаконено государством диктатуры пролетариата.

Для целей регулирования, управления и планирования экономики страны декретом ВЦИК 1 декабря 1917 года при СНК был образован Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ).

Победа Великой Октябрьской социалистической революции произошла в условиях экономического кризиса в стране, увеличения расходов на участие России в первой мировой войне, резкого снижения потребления из-за недостатка продовольственных и непродовольственных товаров. Советское государство приняло ряд мер: приняло закон о мире, о земле, ввело народный контроль на производственных предприятиях и в торговле. Для усиления контроля за производством и распределением продуктов и других потребительских товаров был создан Народный комиссариат продовольствия (Наркомпрод). Однако, для распределения продуктов и непродовольственных товаров требовался специализированный аппарат распределения.

Председатель Совнаркома В.И. Ленин настоятельно рекомендовал правительству использовать в качестве такого аппарата потребительскую кооперацию, так как это готовый аппарат распределения, пользующийся доверием масс и имеющийся во всех поселениях огромной России. Однако в органах управления потребительских обществ и их союзов ведущие посты принадлежали меньшевикам и эсерам, которые отстаивали независимость кооперации от органов государственной власти. Советское правительство поставило задачу преобразо­вать кооперативный аппарат и использовать его в интересах удержания власти и "строительства социализма".

10 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил декрет "О потребительских кооперативных органи­зациях". В соответствии с декретом кооперативные общества должны были обслуживать и пайщиков, и не пайщиков — все население района своей деятельности; на кооперацию возла­галась обязанность быстрейшего кооперирования всех трудя­щихся, причем для беднейших слоев городского и сельского населения устанавливались меры материального облегчения вступления в кооперативы; на каждом территориальном учас­тке впредь разрешалось иметь не более двух кооперативов (один — для обслуживания рабочих и членов их семей и один - для обслуживания остальных граждан); кооперация должна была заниматься распределением продуктов по указаниям со­ветских органов, могла проводить заготовки продуктов и раз­вивать производство товаров; кооперативным организациям предоставлялись налоговые и иные льготы от государства; чле­ны потребительских обществ могли получать обратно от своих кооперативов 5% суммы своего забора; владельцы частнокапи­талистических предприятий не допускались в состав правле­ний потребительских обществ.

Несмотря на компромиссный характер Декрета советская власть добилась полного подчинения Центросоюза, всех союзов и потребительских обществ органам государственной власти. Для надзора над деятельностью потребительской коопера­ции были созданы кооперативный отдел в Наркомпроде и такой же отдел в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ). Стало практиковаться проведение ревизий потребительских обществ государственными органами.

Следует отметить, что первый декрет Совета Народных Комиссаров «О потребительских кооперативных организациях» сохранил потребительскую кооперацию, однако поставил её под контроль советской власти.

Необходимо признать негативное решение декрета, по которому рабочая кооперация была отделена от общегражданской кооперации, образовалось два центра: Центросоюз и Совет рабочей кооперации; фактически произошло разъединение потребительской кооперации, нарушение её единства.

Л.Е. Файн в книге «Российская кооперация: историко – теоретический очерк. 1861-1930» приводит фактические данные, свидетельствующие как о выполнении требований выше рассмотренного Декрета, так и о способности руководителей и специалистов потребительской кооперации вписываться в создавшиеся новые условия деятельности. Л.Е. Файн приводит справку, представленную Центросоюзом в СНК о деятельности потребительской кооперации по выполнению декрета «О потребительских кооперативных организациях», в которой указано, что по состоянию на 1 ноября 1918 года в 32 губерниях европейской части страны членами потребительских обществ состояли 11236647 человек. Из общего количества населения в этих губерниях 72876100 человек потребительская кооперация обслуживала 58897100 человек; при этом в семнадцати губерниях кооператоры обслуживали более 90 % населения, в восьми – от 79 до 90 % и только в шести – менее 70 % населения.

Советское государство, оказавшееся в кольце фронтов гражданской войны, с конца 1918 г. начало осуществлять чрез­вычайные меры, получившие название политики "военного коммунизма". Одной из таких мер стала принудительная про­довольственная разверстка, заключавшаяся в обязательной сдаче крестьянами государству всех излишков продуктов, а на деле и части самого необходимого минимума на питание их семей. От национализации крупных предприятий власть пере­шла также к национализации средних и мелких. Значительная часть промышленных предприятий Центросоюза тоже подвер­глась национализации. Частная торговля была запрещена (со­хранился нелегальный, "черный" рынок). В соответствии с политикой советского государства население было прикреплено для нормированного снабжения продовольственными и промышленными товарами к организациям потребительской кооперации. Для организации снабжения населения товарами потребительская кооперация располагала предприятиями оптовой и розничной торговли, а также квалифицированными кадрами.

Согласно декрету Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 марта 1919 г. "О потребительских коммунах"1потребительская кооперация должна была перестраиваться с учетом условий "военного коммунизма". Суть этой перестройки заключалась в следую­щем: все потребительские общества в городах и волостях сли­вались в один кооператив — ЕПО (единое рабоче-крестьянское потребительское общество); каждый гражданин был обязан стать членом местного кооператива и приписаться к одной из его лавок; вступительные и паевые взносы отменялись; свои операции потребительской кооперации (кроме сельской сети) разрешалось осуществлять в порядке государственного финан­сирования; ЕПО объединялись в губернские союзы (губсоюзы), которые должны были входить в состав Центросоюза; сохра­нялись выборные органы потребительской кооперации, но все ее звенья подчинялись Наркомпроду, представители которого, комиссары, вводились в правления союзов потребительских обществ с правом вето (запрета, отмены) в отношении решений кооперативных органов, противоречащих директивам советс­кого правительства; внутри системы потребительской коопера­ции рабочей кооперации предоставлялась самостоятельность на правах автономных секций Центросоюза и губсоюзов.

Типовой устав ЕПО, составленный на основе этого декре­та, так определял цель потребительского общества: "Общество имеет непосредственной задачей снабжение населения про­дуктами и предметами первой необходимости, осуществляя путем самодеятельности, сотрудничества и взаимопомощи его членов социалистические начала общежития". Главным делом ЕПО было нормированное распределение. В июне 1919 г. еди­ным потребительским обществам была передана вся сеть как советских, так и частных торговых лавок.

В декрете и уставе полностью игнорировались такие фун­даментальные принципы, как добровольное членство граж­дан в кооперативе, материальное участие членов, добровольное вступление кооператива в союз и возможность его свободного выхода из союза. Резко сузилась внутренняя самостоятельность потребительской кооперации. Кооперативная самодеятельность и самоуправление подверглись значительному ограничению.

По существу же произошло частичное огосударствление потребительской кооперации: из общественно-хозяйственной системы она была превращена в технический аппарат государс­твенных продовольственных органов. На основе декрета вы­страивалась жестко централизованная сверху донизу система полугосударственной потребительской кооперации, соответс­твующая складывающейся в стране военно-коммунистической административной системе в целом. В отношении кооперации, действующей ненасильственными методами, были применены насильственные меры "реорганизации".

В условиях новой экономической политики (1921-1928 гг.) и в последующий период потребительская кооперация была привлечена советским государством для преобразования частной торговли в коллективную социалистическую торговлю.

Совнарком РСФСР издал 7 апреля 1921 г. декрет, который освободил потребительскую кооперацию от прежнего жесткого подчинения Наркомпроду. Отныне формально она должна была подчиняться лишь Всероссийскому Центральному Исполни­тельному Комитету. По этому же декрету обязательность и бесплатность членства населения в ЕПО еще сохранялись. Но внутри ЕПО разрешалась организация добровольных пот­ребительских обществ (ДПО). Последние могли обменивать промышленные изделия (ситец, хомуты, гвозди и проч. — все­го до 185 наименований), выдаваемые рабочим и служащим — членам ДПО в порядке натурального премирования за работу на заводах и фабриках, на сельскохозяйственные продукты.

К 1920-м годам относится кратковременный подъем коо­перации в стране. При нэпе возрождаются такие виды коопе­рации, как промысловая, снабженческая, сбытовая, кредитная; они были выделены из потребительской кооперации и получили статус самостоятельных кооперативных систем. Учреждается Банк потребительской кооперации, преобразованный вскоре во Всероссийский кооперативный банк, который стал обслу­живать все виды кооперации. Практикуется сдача в аренду ко­оперативам и их союзам небольших неработающих государс­твенных предприятий. Различные виды кооперации своими скромными средствами участвуют в осуществлении местной электрификации.

Только 28 декабря 1923 г. по настоянию ко­операторов в потребительских обществах был восстановлен принцип добровольного членства; одновременно восстанав­ливается принцип внесения паевых взносов. Это дало возмож­ность укрепления кооперации за счет средств самих потребите­лей. Допускалось внесение паевых взносов натурой — зерном, маслом, кедровыми орехами, пушниной; случалось, что члены потребительских обществ в счет уплаты пая на своей лошади перевозили кооперативные грузы.

Указанные два принципа — добровольность членства и его платность — в мае 1924 г. были закреплены в правитель­ственном постановлении о потребительской кооперации. Оно, в частности, предусматривало внесение членами кооператива одинаковых вступительных и паевых взносов, явочный по­рядок учреждения потребительского общества не менее чем 30 гражданами, пользующимися избирательным правом в со­веты, возможность обслуживания потребительскими обще­ствами и нечленов общества на основаниях, установленных их общими собраниями.

В изменившихся условиях усилился приток в потреби­тельские общества новых членов. Если в 1922 г. добровольных членов обществ в Российской Федерации было 3,5 млн., то в 1925 г. насчитывалось 6,4 млн., а в 1927 г. — 10,6 млн. человек.

Государство предоставляло потребительской кооперации существенные преимущества и льготы. Так, отпуск товаров с фабрик и заводов осуществлялся в первую очередь для организаций потребительской кооперации, транспорт для перевозки товаров также предоставлялся в первую очередь для организаций потребительской кооперации. В то же время частные торговцы значительно ущемлялись в получении товаров и транспорта. Организации потребительской кооперации получали льготы по налогообложению, по тарифам на перевозку товаров, при получении кредитов. Для частных торговцев были созданы неблагоприятные условия кредитования и налогобложения.

Так как, потребительская кооперация осуществляла деятельность в более благоприятных социально-экономических условиях, чем частные торговцы. Это позволило ей значительно увеличить свою долю в общем объеме розничного товарооборота страны: с 10,3% в 1923 году до 69,9% в 1931 году. В 1931 году частник был вытеснен из торговли.

Уже в начале 30-х годов в Советском Союзе был сделан вы­вод о том, что в стране в основном построено социалистическое об­щество. Как выяснилось потом, это был особый, государственный социализм. Данную модель социализма еще в XIX веке раскри­тиковали основоположники марксизма, охарактеризовав как фальшивый социализм.

С конца 20-х годов в условиях отказа властей от принци­пов новой экономической политики многоукладная рыночная экономика все больше превращалась в моноукладное хозяйс­тво, управляемое командно-административными методами (тоталитаризм). Произошел возврат к практике заготовок хлеба, которая при­менялась при "военном коммунизме": крестьян стали принуж­дать к его продаже (сдаче) государству по нерыночным, заве­домо низким ценам. У крестьян, отказывавшихся продавать хлеб, он конфисковывался. Усилился налоговый пресс на частных торговцев, административный нажим на кооперацию. Начатая сплошная и ускоренная коллективизация крестьянских хо­зяйств проводилась с нарушениями принципа добровольности. В ходе коллективизации была прекращена деятельность сбы­товых, снабженческих и кредитных кооперативов.

В целом конец 20-х годов и 30-е годы прошлого столе­тия для отечественного кооперативного движения явились периодом серьезных испытаний. Государство возобновило фронтальное наступление на кооперацию. В ходе коллек­тивизации крестьянских хозяйств органы власти упраздни­ли системы сельскохозяйственной сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации, имевшие в российской деревне глубокие корни. В 1936 г. власти закрыли Всероссийский кооперативный банк, передав его средства государственно­му Торговому банку, в результате частично сохранившаяся кооперация лишилась своего кредитно-финансового центра вместе с внесенным в этот центр паевым капиталом. В том же году государственные органы ликвидировали смешанную (интегральную) кооперацию районов Крайнего Севера, а в 1937 г. по сути перестала существовать жилищная коопера­ция страны. Колхозы, носившие обычно название сельско­хозяйственной артели, обладали лишь отдельными чертами кооператива. Существующие системы кустарно-промысло­вой кооперации и потребительской кооперации, формально имевшие кооперативный статус, фактически были огосу­дарствлены.

Советское государство, хотя и содействовало развитию потребительской кооперации, все же преследовало основную цель – укрепление и расширение государственной собственности. Об этом свидетельствуют две крупные национализации собственности потребительской кооперации в 1932 и 1935 годах.

Развитие новостроек требовало создания закрытых рабочих кооперативов (ЗРК) при крупных предприятиях и закрытых распределителей. К концу 1932 года в потребительской кооперации функционировало 1738 ЗРК и около 1800 закрытых распределителей, которые были переданы государственным предприятиям и получили новое название – отделы рабочего снабжения (ОРСы). И ЗРК и ОРСы имели значительную материально-техническую базу (более 30 тыс. торговых предприятий, тысячи пекарен, столовых, подсобных хозяйств). Изъятие советским государством собственности потребительской кооперации в 1932 году исследователи называют первой крупной национализацией потребительской кооперации.

29 сентября 1935 года было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома “О работе потребительской кооперации в деревне”, по которому кооперация стала сельской торговой системой. Указанным постановлением партии и правительства имущество потребительской кооперации в 651 городе (предприятия торговли и общественного питания, заготовительные и промышленные предприятия) были переданы Наркомату внутренней торговли. У потребительской кооперации остались хозяйственные предприятия в сельской местности. Это была вторая крупная национализация имущества потребительской кооперации. Доля розничного товарооборота потребительской кооперации в общем объеме розничного товарооборота страны сократилась с 69,9 до 19,3 процентов.

С 1935 года и по настоящее время потребительская кооперация осуществляет торговое обслуживание в основном сельского населения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]