Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Tetrad_slov

.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
1.06 Mб
Скачать

* * *

На фоне тотальной бессмысленности всего происходящего

все имеет свой локальный смысл.

22.09.10

* * *

Все-таки брак — это в большей степени — контракт.

Но иногда и по любви случается.

10.09.10

Любимые цитаты

Еще давно я начала собирать и фиксировать в дневниках мысли умных людей — так сказать, прикасаться к великому. Я никогда не искала их специально — они приходили сами, иногда в связи с определенными людьми, порой — просто так. Они были созвучны мне тогда и остаются созвучными сейчас. Они заставляют задуматься, они провоцируют на эмоции, они «цепляют». Всего несколько абзацев, строк, слов — а впечатляют сильнее, чем толстый фолиант.

Я надеюсь, что эти цитаты (пусть даже одна из них) помогут вам жить — так же, как помогают мне. Именно поэтому я включила их в книгу. Это мои акценты. Прописными истинами кишат многие тексты, но в суете мы часто пропускаем их мимо глаз. Этот цитатник — моя личная попытка вычленить из огромной массы сказанного и написанного что-то ценное именно для меня.

Говорят: человек есть то, что он ест и пьет. Добавлю: и то, что он читает. Так и я — посредством цитат рассказываю о себе. Но привязывать их к конкретным событиям своей жизни, проводить аналогии и разъяснять по буквам я не буду. Это сузит восприятие до рамок одной конкретной жизни — моей. А мне хочется, чтобы каждый понял эти строчки посвоему, проассоциировал их с самим собой и с их помощью сделал немного лучше свою собственную жизнь.

/Светлана Сурганова/

Бертран Рассел «Поклонение свободного человека»

Отказаться от борьбы за личное счастье, избавиться от сиюминутного желания и сгореть от страсти по вечному — вот что такое освобождение, и именно ему поклоняется свободный человек. Свобода возникает из созерцания судьбы; ибо сама судьба теперь в подчинении у разума, который ничего не оставляет очищающему огню времени.

Связанный с остальными людьми самыми прочными узами — узами общего рока, свободный человек находит, что новое видение всегда с ним, освещая каждое обыденное дело светом любви.

Жизнь человека — долгий путь в ночи, на котором его поджидают невидимые враги, усталость и боль. Это путь к цели, достигнуть которой суждено немногим. Один за другим наши товарищи, идущие по этому пути, исчезают, подчиняясь неслышным приказам всемогущей смерти. Очень кратко время, когда мы можем помочь им, когда решается их счастье или несчастье. Пусть в нашей власти будет осветить им путь светом солнца, облегчить им горести сочувствием, принести им светлую радость неустанной привязанностью, укрепить слабеющую волю, внушить веру в часы отчаяния. Не будем мелочно взвешивать их достоинства и недостатки, будем думать лишь об их нуждах — о горестях, трудностях, возможно, о слепоте, которые составляют несчастье их жизни; будем помнить, что они такие же как мы — страдающие во тьме люди, актеры из той же трагедии. Поэтому, когда дни их пройдут, когда все, что в них было доброго и злого, станет вечным в бессмертии прошлого, мы сможем сказать, что в их страданиях и неудачах нет нашей вины — наоборот, когда бы ни вспыхивала искра божественного огня в их сердцах, мы всегда были готовы помочь одобрением, симпатией, словом.

* * *

«Программное» высказывание. И вправду — все люди разные, и нет смысла в том, чтобы кого-то осуждать. Я только учусь этому, и было бы прекрасно, если бы другие тоже воспитывали это в себе. Если так произойдет, процент хаоса и агрессии на земле заметно уменьшится, и в человеческих взаимоотношениях наконец воцарится гармония. Да, это утопия, но, черт побери, — мне бы этого хотелось.

Николай Рерих «Листы сада Мории»

Спросят: как перейти жизнь?

Отвечайте: как по струне бездну —

Красиво, бережно, стремительно.

* * *

Люди устремлены к знанию, но не замечают его.

* * *

Мудрый не боится.

Чудо приходит неожиданно.

Новое все имеет значение,

Иногда важнее горы.

Нужно мечтать,

Путь мечты дает новое окно.

Окно ведет к воздуху.

Хотящий получает.

Имеет все значение.

* * *

Мучиться не надо, полезнее радоваться

Каждой крупинке творчества духа.

Творчество разлито даже среди темных…

* * *

Нетерпение пассажиров не может ускорить

курьерский поезд.

Новое обстоятельство рождает новые полеты.

Не торопитесь — придет все.

* * *

«Листы сада Мории» — потрясающее произведение, которое когда-то помогло мне взглянуть на мир новыми глазами и увидеть в нем то лучшее, чего не видела раньше.

Фридрих Ницще

Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, — короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть написано.

* * *

«Возлюби ближнего своего» — это значит, прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

* * *

Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какуюнибудь правду.

* * *

Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку — на брак.

* * *

Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной пользуется постелью: для выздоровления — и никак иначе.

* * *

Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям; в обоих случаях оно улучшает характер.

* * *

Ницше — любимый философ, он афористичен, поэтичен, противоречив и глубок. Это целый космос. Для себя я открыла Ницше в 80-х гг. — книга сама пришла в руки.

С той поры я периодически к ней возвращаюсь. Перелистываю — не могу читать от корки до корки — настолько его тексты емки и насыщены. Это как ядерное оружие: достаточно какого-то миллиграмма, и случится необратимая реакция.

Эрих Мария Ремарк «Возлюби ближнего своего»

Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения. […] А сомнения и терпимость присущи только подлинно культурному человеку. Из-за них-то он и гибнет всякий раз. Вековечный сизифов труд. Одно из самых сложных уравнений человеческого бытия…

* * *

…Осталась одна только скрипка. Ее звуки наполняли собой тяжелый, мертвый воздух зала, и казалось, она преображает все — сплавляет воедино немое одиночество множества маленьких жизней, приютившихся в этих стенах, собирая их горе в одну великую общую жалобу и тоску…

* * *

Да здравствует душевная депрессия — эта сумрачная мать всякой радости жизни!

* * *

Без сомнения — влияние Д. А. Она любила, читала, говорила о Ремарке. А когда любишь человека, интересуешься не только им самим, но и тем, чем он живет, что его питает.

Так что за Ремарка — спасибо ей.

Велимир Хлебников

* * *

Была тьма, была такая черная тьма, что она перестала казаться тьмой и представлялась вся слитой из синих, зеленых и красных огней. И в этой тьме ползали чьи-то невзрачные, липкие, неотличимые от земли существа, чьи-то незаметные, скучные, тихие жизни. Но эти существа не замечали скуки жизни. Чего-то им не хватало, к чему-то они порывались, но они не знали, что эта жизнь скучна, что эта скука — жизнью поднимается в них порой и жадно и долго дышит, как чахоточный, и падает, схватившись за впалую грудь.

Ижили они долго и скучно, долго, очень долго, но скучно, липко ползая во тьме. И в той же тьме был один светлячок, и он подумал: «Что лучше: долго-долго ползать во тьме и жизни неслышной или же раз загореться… огнем, пролететь белой искрой, белой песней пропеть о жизни другой, не черного мрака, а игры и потоков белого света». И больше не думал, но обвязал смолой и пухом ивы тонкие крылья и, воспламененный и подгоняемый будущим огнем, жалкий и маленький, пролетел белой искрой в черной тьме и упал с опаленными крылышками и ножками, напуганный, умирающий.

Ичерная тьма призраками давила светлячка, лежащего в бреду, с воспаленным воображением, в последние тревожные мгновения. Но свет мелькнул. И прозрели существа во тьме, неслышно и липко ползающие по земле: с лебединой силой проснулась тоска по свету.

Когда же после тьмы наступил день, тогда в потоках солнечного света кружилось много существ. То кружились они, познавшие свет.

Трупик же светлячка был засыпан цветами.

* * *

Душераздирающая, трепетная сказка, ставшая для меня сильнейшим откровением и поводом для больших раздумий…

А. С. Эфрон «Страницы былого. Какой она была»

Речь — сжата, реплики — формулы. Умела слушать: никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента. Была блестящим рассказчиком.

Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама предлагала: «Хотите, я вам прочту стихи?»

Была действенно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти — хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущным, ибо лишним не обладала.

Умея давать, умела и брать, не чинясь. Долго верила в «круговую поруку добра», в великую, неистребимую человеческую взаимопомощь.

Беспомощна не была никогда, но всегда — беззащитна.

Снисходительная к чужим, с близких — друзей, детей — требовала как с самой себя, непомерно. В вещах превыше всего ценила прочность, испытанную временем: не признавала хрупкого, мнущегося, рвущегося, крошащегося, уязвимого.

Была спартански скромна в привычках, умеренна в еде.

Легко переносила жару, трудно — холод. Была не способна к математике, чужда какой бы то ни было технике.

Ненавидела быт — за неизбежность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного.

Общительная, гостеприимная, охотно завязывала знакомства, не менее охотно развязывала их. Обществу «правильных» людей предпочитала окружение тех, кого принято считать чудаками. Да и сама слыла чудачкой.

В дружбе и во вражде была всегда пристрастна и не всегда последовательна. Заповедь «не сотвори себе кумира» нарушала постоянно.

Считалась с юностью, чтила старость.

Обладала изысканным чувством юмора, не видела смешного в явно или грубо смешном.

Была человеком слова, человеком действия, человеком долга. При всей своей скромности знала себе цену.

* * *

Отзыв Эфрона о Марине Ивановне Цветаевой — одном из моих любимых поэтов. Его слова оказались очень созвучны моим эмоциям, моим догадкам, моему восприятию — мне кажется, именно такой она и была. А еще — все это мне очень напомнило С. Г.

Светлана Иванникова «О мечтах»

К этому возрасту я мечтаю уже только о реальном. Все космонавты, все черные пояса по карате остались и умерли в детстве. Мечты — яхты, вертолеты — пропиты годам к 36-ти. Пришла мечта оставить след в жизни, но к 45-ти, обернувшись, понимаешь, что следов нет вообще. Начинаешь мучительно мечтать о духовном росте и так же мучительно боишься потерять секс и зубы. Плавно переходишь к мечте о покое, как о высшей форме свободы, и эта мечта быстро сменяется мечтой о том, чтобы смерть пришла без болезней и легко, и чтобы до последнего мгновения у меня был плоский живот.

На сегодняшний день мне все совершенно ясно с мечтой. Мечтаю жить одной секундой, стремлюсь к тому, о чем даже страшно подумать, и боюсь равнять себя по другим. В своей правде, в своей любви я принимаю совершенство своей сущности.

* * *

Светлана Иванникова (она же Пронина) — одно из моих очарований, чудесная актриса и удивительный рассказчик.

Про плоский живот вкупе с космонавтами и каратистами — ну не блестяще ли? У нее потрясающее чувство юмора, в ней бурлит жизнь, время совершенно не властно над ней. Она может ерничать, ответить хлестко, может казаться суровой, но через все это сквозит огромное человеколюбие.

Именно она научила меня смотреть на мир широко и принимать его таким, какой он есть.

Жорж Санд «Спиридион»

О, ты, не имеющий имени, пребывающий в пределах недоступных! Ты чересчур великий, чтобы слушать меня, чересчур далекий, чтобы меня услышать, чересчур совершенный, чтобы меня любить, чересчур сильный, чтобы обо мне пожалеть!.. Я взываю к тебе, не надеясь на ответ, ибо знаю, не должен ни о чем тебя просить, знаю, что единственный способ заслужить твое одобрение — жить и умереть в безвестности, не ведая ни гордыни, ни мятежа, ни гнева; страдать без жалоб, ждать без желаний, надеяться без притязаний…

* * *

…Лучше бесполезное мученичество, нежели трусливое бегство.

* * *

Время от времени в жизни возникают ситуации, когда требуется волевое решение. Ты можешь уйти от него, попытаться обмануть себя и других… Но по мне — лучше это решение принять, пусть оно — и не в твою пользу. Главное — остаться честным перед самим собой.

Это моя генеральная линия.

Из книги

«Лаборатория детской письменной речи»

* * *

Воробей попадает на небо — Веселится, кричит.

Он веселый, но мертвый,

А я живой, но злой.

(12 лет 5 мес.)

* * *

Часы — это машина,

Которая передвигает время.

(7 лет 5 мес.)

* * *

Когда я уйду туда, где буду жить вечно,

вспоминайте меня иногда,

чтобы разлука не казалась смертью.

Обещаю: вспомню я всех, кого любил, ненавидел.

Тогда подует любовь, сильно копируя ветер.

Когда я уйду туда,

где буду я жить вечно,

вспоминайте меня иногда,

тоже копируя ветер.

(12 лет 4 мес.)

* * *

Когда я сплю и смотрю на луну и на звезды,

Мне кажется, что это цветы,

Алюди, которые умерли, — это пчелы,

АВысоцкий — это король пчел.

(6 лет 11 мес.)

* * *

Устами младенца глаголет истина! Если б это написала я, я бы могла утверждать, что моя творческая жизнь — состоялась.

Дипак Чопра «Путь волшебника»

…это наше отождествление себя с телом. Человеческое тело рождается, стареет и умирает. Отождествление с этим процессом — это и есть погрешность в логике… Чтобы снять это заклятие, необходимо сместить отождествление с ограниченного времени на вечное.

* * *

«Все вокруг нас окружено вечностью. […] Вопрос в том, что вы с нею сделаете». Рассечение вечности на мелкие кусочки создает время, и мы продолжаем стремиться к такому рассечению.

Для нас время изменяется по линейному закону. Стрелка часов отсчитывает секунды, минуты и часы, регистрируя длину перехода от прошлого к настоящему и к будущему.

Эйнштейн опроверг линейность времени и доказал его относительность и то, что оно может ускоряться или замедляться… День, проведенный с любимым человеком, пролетает как одна минута, утро в кресле дантиста кажется вечностью.

* * *

Красиво, логично, стройно, и главное — жизнеутверждающе.

Я люблю все, что лишает меня страха, что радует и заставляет находить в жизни новые, прекрасные грани.

Анатолий Мариенгоф «Циники»

Почтим смерть. Она во всех видах загадочна и возвышенна.

* * *

Волосы у Вано на всех частях тела растут одинаково пышно.

* * *

У детины двуспальная рожа.

* * *

Пожарный, оборвав крючки на ее выцветшем атласном лифе, запускает красную пятерню за блеклое венецианское кружево. После непродолжительных поисков он вытаскивает худую, длинную, землистую грудь, мнет ее, как салфетку, и целует сморщенный сосок.

* * *

Я до сих пор не могу забыть ее тело, белое и гибкое, как итальянская макарона.

* * *

Улыбка отваливает его подбородок, более тяжелый, чем дверь в каземат.

* * *

Ни гонору тебе, ни отваги, ни великолепия. Только

мучает и нерв треплет. Удивительная стратегия.

* * *

Вино фыркает в стакане как нетерпеливая лошадь.

* * *

Звезды будто вымыты хорошим душистым мылом и насухо вытерты мохнатым полотенцем. Свежесть, бодрость и жизнерадостность этих сияющих старушек необычайна.

* * *

Жизнь несет на своих плечах смерть, а смерть тащит за собой бессмертие.

* * *

Уличные часы шевелят черными усами.

* * *

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]